ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 6. Психодиагностика и консультирование 2 страницаПопулярности проективных методик во многом способствуют отсутствие возрастных ограничений и доступность независимо от уровня образования, опыта самоанализа. Первый опыт проективной диагностики в форме рисования человека, автопортрета возможен в раннем школьном возрасте. Немаловажную роль в широкомасштабном распространении проективных методик играет простота «оборудования». Ведь для выполнения рисуночных проб психодиагносту необходимы лишь лист белой бумаги и карандаши. К сожалению, в настоящее время сильные стороны проективной психодиагностики превратили ее в общедоступный инструмент, которым пользуются не только психологи-профессионалы, но и далекие от психологии люди. Даже в районных детских садах медсестра (в лучшем случае воспитатель) может попросить ребенка нарисовать человека, чтобы поставить ему «диагноз», готов он или не готов к обучению в школе. Проективная методика — это тончайший механизм проникновения в самые глубокие слои человеческой души, в самые интимные, часто скрываемые от других стороны жизни. Проективные методики способны вскрыть механизмы психической защиты, создаваемые человеком для сохранения собственной целостности и душевного покоя; обнаружить проблемы во взаимоотношениях с самим собой и миром людей; выявить подавляемые неудовлетворенные потребности, страхи, тревоги, опасения человека, не всегда понятные ему самому. Поэтому использование проективных техник требует от психолога наивысшего мастерства, а интерпретации — глубоких знаний всех особенностей психологии человека. Не случайно, в зарубежных психологических школах на обучение некоторым проективным техникам отводится несколько лет! Кроме того, следует помнить, что интерпретация результатов проективной диагностики не может быть однозначной. Большой удельный вес в ней принадлежит субъективной позиции психодиагноста, той концепции механизма проекции, которой он придерживается. Повышение надежности и объективности психодиагностического обследования, а следовательно, и эффективности психологического консультирования, связано с признанием многоаспект-ности переживаемых человеком проблем. Одновременное использование методик, выявляющих различные стороны их проявления: субъективные, реальные, осознаваемые, неосознаваемые — позволяет видеть человека в целом, в контексте его индивидуальной истории, личного, свойственного только ему жизненного опыта, в контексте самотворения его индивидуальной экологии. Ниже приводятся методики для выявления особенностей поведения людей с различным уровнем тревожности: карта объективного наблюдения, шкала самооценки, а также проективная и экспериментальная методики. Карта наблюдения тревожного поведения Карта предназначена для выявления тревожного поведения. Основана на результатах наблюдения за поведением человека. Наблюдателю предлагается отметить в специальном бланке те особенности поведения, которые он успел заметить в наблюдаемом, а также частоту проявления каждой из них. После обработки результатов получают суммарный балл тревожного поведения. Чем выше этот балл, тем в большей степени человек склонен к тревожному поведению.
Продолжение
Окончание
Шкала самооценки Спилбергера-Ханина Шкала разработана известным американским психологом Ч. Спилбергером и адаптирована для отечественных условий Ю. Н. Ханиным. Предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как личностного свойства. В основе шкалы — субъективная оценка человеком своих ощущений, переживаний, действий. Наибольшие диагностические возможности шкалы проявляются при обследовании взрослых людей, начиная с 17 лет. Для работы необходимы бланки «Шкала самооценки». Шкала содержит две подшкалы: 20 суждений (1-20) для выявления состояния тревоги и 20 (21-40) — для определения тревожности как свойства личности. Первая подписала называется подшкалой актуальной тревоги (АТ) или реактивной тревоги (РТ), вторая — подшкалой личностной тревожности (ЛТ). Методика может применяться индивидуально или в группе из 10-15 человек, без ограничения времени. Обычно на заполнение обеих подшкал уходит не более 15-20 минут, при повторном обследовании — 5 минут. Шкала самооценки (подшкала АТ) Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и варианты возможных ответов справа. Зачеркните соответствующую цифру против каждого предложения под тем вариантом, который в большей степени выражает то, как вы чувствуете себя в данный момент. Работайте, сосредоточившись, и долго не задумывайтесь.
Шкала самооценки (подшкала ЛТ) Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и варианты возможных ответов справа. Зачеркните соответствующую цифру против каждого предложения под тем вариантом, который в большей степени выражает то, как вы чувствуете себя обычно. Работайте, сосредоточившись, и долго не задумывайтесь.
Обработка шкалы осуществляется с помощью «ключа». Следует учитывать, что каждая из подшкал содержит прямые и обратные суждения. Первые направлены непосредственно на диагностику состояния тревоги или тревожности как свойства личности, например, суждение 3: «Я нахожусь в напряжении» или суждение 29: «Я слишком переживаю из-за пустяков». О наличии тревоги в суждении 3 судят по ответам «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно». Тревожность в суждении 29 определяют ответы «иногда», «часто», «почти всегда». В обратных суждениях тревога или тревожность диагностируются косвенно, через отрицание признаков спокойствия, эмоционального равновесия. Например, в суждении 1: «Я спокоен» признаком тревоги будет ответ «нет, это не так», а в суждении 39: «Я уравновешенный человек» тревожность заключается в ответе «почти никогда». В подписало АТ следующие суждения относятся к прямым: 3,4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; к обратным: 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 16, 19, 20. В подшкале ЛТ следующие суждения относятся к прямым: 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; к обратным: 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При определении актуальной тревоги АТ отдельно вычисляют суммы баллов по ответам на прямые (А) и обратные (В) суждения. Затем применяют следующую формулу: АТ = А — В 4- 50. Для определения личностной тревожности ЛТ точно так же отдельно вычисляют суммы баллов по ответам на прямые (С) и обратные (Д) суждения и применяют формулу ЛТ = С — Д + 35. Среднегрупповые значения по актуальной тревоге составляют 35,3±8,7 балла. Уровни АТ (в баллах): 0-30 — низкая; 31-45 — умеренная; 46 и более — высокая. Среднегрупповые значения по личностной тревожности составляют 37,7±8,7 балла. Уровни ЛТ (в баллах): 0-30 — низкая; 31-45 — умеренная; 46 и более — высокая. При интерпретации результатов, полученных для первой под-шкалы, следует учитывать, что актуальная (реактивная) тревога характеризует временное переживание напряжения, беспокойства, озабоченности, скованности и т. д. Эти переживания сопровождаются определенными физиологическими реакциями, в частности, активацией сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарастанием вязкости слюны, усилением потоотделения и т. д. АТ представляет значимость той конкретной ситуации в целом (или большинства ее составляющих), в которой находится человек. Это реакция на те трудности, которые реально встают перед человеком в данный момент или он воспринимает происходящее в данный момент как трудность, опасность. Актуальная тревога — это эмоциональный ответ человека на все, что происходит с ним, в нем или вокруг него на момент обследования, это динамическая характеристика эмоциональных переживаний. С изменением значимости ситуации для человека возможно также изменение уровня АТ. Низкий уровень АТ отражает недостаточно высокую значимость для человека той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствия заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. Низкий уровень тревоги может также наблюдаться у людей, в эмоциональном опыте которых подобные ситуации встречались. Такой человек воспринимает происходящее или в соответствии с его объективной эмоциогенностью, или как незначащее, или как преодолимое. Он уверен в себе, доволен собой, своим состоянием, положением дел, внутренне расслаблен, настроен на успешное преодоление препятствий и чувствует в себе достаточно сил для этого. При умеренной А Т человек придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такой человек старается объективно оценивать возникающие ситуации, однако, это ему удается или не сразу, или он не совсем уверен в своих силах, возможностях, опыте. Поэтому возможно кратковременное, но не очень существенно нарушенное эмоциональное равновесие, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро. Высокий уровень АТ свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, человек воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Человек, обладающий высокой АТ, чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Он сконцентрирован на происходящем, которое кажется ему опасным и непреодолимым. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе. По интерпретации результатов, полученных по второй под-шкале, следует принимать во внимание особенности формирования и проявления свойств личности, а также ту роль, которую играют личностные свойства в адаптационном процессе. Тревожность — это относительно устойчивое свойство личности, характеризующее предрасположенность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них, как правило, развитием чувства беспокойства, тревоги. Человек с низким уровнем ЛТ, как правило, воспринимает появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. В возникновении конфликтов он часто обвиняет других людей; критические замечания окружающих переносит спокойно, без раздражения; похвалу, одобрение воспринимает как реально заслуженные. При умеренном уровне ЛТ человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел успешно адаптироваться, в которых он знает, как надо себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуаций возможно появление беспокойства, тревоги. Однако в таких случаях люди с умеренной тревожностью быстро восстанавливают эмоциональное равновесие. Высокий уровень ЛТ означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимаются как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются прежде всего эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.
Тест тревожности для детей дошкольного возраста Тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом, предназначен для определения тревожности у детей 3,5 — 7 лет с нормальным развитием и психическими отклонениями. Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным.. Размер основного рисунка 11x8,5 см, дополнительного — 2,3x8,5 см. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста. Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении. При предъявлении каждого рисунка экспериментатор дает строго определенную инструкцию: 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами.» 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом.» 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?» 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается.» 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми.» 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать.» 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) в ванной.» 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?» 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?» 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?» 11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки.» 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?» 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой.» 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест.» Следует обратить внимание на то, что при предъявлении рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку незадают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию ситуаций на рисунках заносят в специальный протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|