ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОЦЕНКА СТИЛЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДля оценки стиля мыслительной деятельности можно обра-титься к книге известных в среде психологов авторов А.А.Алек-сеева и ЛА.Громовой «Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людь-ми» (СПб., Экономическая школа, 1993). По мнению самих ав-торов, книга представляет собой практическое руководство по самопознанию и развитию Вашего интеллекта и личности, по-ниманию мышления и поведения других людей. Книга содержит доступную диагностику, задания для интеллектуального тренин-га, анализ деловых ситуаций. Познакомьтесь с некоторыми фраг-ментами из данного руководства. «Обычно психологи подходят к наведению порядка в интел-лектуальном мире с двух, в известной мере, противоположных, хотя и допускающих объединение, позиций. Первый (по праву, ибо более древний) подход связан с клас-сификацией людей по уровню развития интеллекта. Этот подход называют количественным, по-видимому, из-за стремления вы-разить уровень интеллектуального развития чаще всего одним числом, так называемым коэффициентом интеллектуальности, или сокращенно — ір.» ...«В основе второго подхода лежит интерес ученых к различе-нию между людьми по предпочитаемым ими способам познания мира.»...«Те различия между великими людьми, на которые мы пытаемся обратить наше внимание, — это различия в складе, или стиле мышления. Естественно, что они обусловлены куль-турно-исторической средой, этносом, профессией и даже строе-нием и функционированием мозга, но опосредованно, через лич-ность человека и его интеллект. Под стилем мышления мы понимаем открытую систему ин-теллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к ко-торой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характеро-логических свойств). Стили мышления начинают складываться в детстве и развиваются в течение всей жизни человека, сообразно опыту и метаморфозам личности...» «Однако стиль мышления — это хотя и открытая, т.е. попол-няющаяся все время, но система, обладающая постоянным яд-ром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям. Следовательно, не всякий опыт легко и органически включается в стиль конкретного человека, а лишь синтонный, «прилипаю-щий» к ядру. Вообще говоря, встречаются люди и со сложной стилевой организацией, у которых таких ядер больше одного. Значит, они или одинаково хорошо владеют несколькими стиля-ми мышления (точнее, их комбинацией), или...характеризуются тем, что можно назвать интеллектуальной бесхребетностью (не путать с низким интеллектом!). Главное же заключается в том, что мыслительных ядер, или стилей мышления, неизмери-мо меньше, чем людей.Разные ученые расходятся в определении их количества, но оно, как правило, не выходит за пределы де-сятка. В этой книге пойдет речь о пяти основных стилях мышле-ния и их комбинациях. Тем самым мы получаем легко обозримое число категорий для сравнения людей по интеллектуальным осо-бенностям. Важнейшая отличительная черта качественного подхода — при-знание равноценности всех стилей мышления. У любого из них есть сильные и слабые стороны, но сами по себе они не могут быть построены в шеренгу от «лучшего» к «худшему» (или от «умного» к «глупому»). Стили мышления не зависят от уровня развития интеллекта, по крайней мере, в диапазоне интеллекту-альной «нормы». С одной стороны, кто-то из вас может соста-вить компанию по стилю мышления, Эйнштейну или Льву Тол-стому. Приятно, не правда ли? С другой стороны, различия в стилях мышления (а значит и трудности в достижении взаимо-понимания) между вами и вашим соседом (или начальником) могут оказаться не меньше тех, что были между Тургеневым и Достоевским. А поскольку стиль мышления не только определя-ет способ постановки проблем и подходы к их решению, но и транслируются в поступке, то о ваших отношениях с соседом или начальником, возможно, тоже могла бы быть написана (пусть без надежды напечатать) «История одной вражды». Знания о стилях мышления значительно снижают вероятность возникновения вражды между людьми как на уровне деловых, формальных, так и на уровне личных отношений. И это лучший стимул для приобретения и творческого освоения этих знаний. Однако самостоятельно получить достоверное представление о своем или чужом стиле мышления, увы, не просто (конечно, мы имеем в виду тех из вас, кто не занимается психологией профес-сионально). Попросите кого-нибудь объяснить вам, как, каким образом («способом») он (или она) думает.Попробуйте задать этот вопрос себе. Наиболее частый и типичный ответ: «Думаю, как все... А как еще можно думать?» Здесь и зарыта собака. Каждый из нас мыс-лит в рамках того стиля, который сложился у него в ходе жизни, часто полагая этот стиль единственно правильным. А некоторые вообще не могут представить себе, что можно по-другому раз-мышлять, по-другому формулировать вопросы, принимать ре-шения и т.п. Любой стиль должен обладать как бы встроенным в него ме-ханизмом самосохранения, иначе он перестанет быть стилем. Бла-годаря такому механизму всякий успех закрепляет привычные стратегии, навыки и схемы мышления и подтверждает для нас их ценность. Тогда как любой наш промах, вызванный, в част-ности, приверженностью к излюбленному стилю мышления, мы стараемся оправдать или хотя бы объяснить обстоятельствами, ситуацией, судьбой, лишь бы только не менять себя. И действи-тельно — редко используем неудачи для того, чтобы научиться новым способам мышления. Но, сохраняя стиль, мы, помимо собственной воли, огораживаем его двойным барьером. Один пре-пятствует нам в осознании своего стиля, а другой препятствует пониманию нами окружающих нас «инакостильных». Преодо-леть эти барьеры, не разрушая, а наоборот, укрепляя и развивая ваш стиль мышления, должна помочь вам книга, которую вы сейчас читаете. ) В ней вы найдете удобный инструментарий и для самопозна-ния, и для познания других людей, а также систему категорий способствующих более полному и глубокому осознанию и опи-санию стилей мышления. Коль скоро вы решили ступить на тропу самопознания, наш долг — помочь вам сделать первые шаги.Сначала ознакомьтесь с тем, что вам предстоит сделать. ОПРОСНИК «СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ» Инструкция: «Этот опросник предназначен для того, чтобы помочь Вам определить предпочитаемый Вами способ мышле-ния, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особен-ностях Вашего реального мышления, а не о том, как, по-ваше-му, следовало бы мыслить. Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следует пять его возможных окончаний. Ваша задача — указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке опросника в квадратиках справа от каждого окон-чания проставьте номера: 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 5 (бо-лее всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован ТОЛЬКО ОДИН РАЗ в группе из пяти окончаний. Даже если два окончания (или более) кажут-ся одинаково применимыми к Вам, все-таки постарайтесь их упо-рядочить. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить свой номер: 5, 4, 3, 2, 1». Пожалуйста, заполните для тренировки этот образец: КОГДА Я ЧИТАЮ КНИГУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, Я ОБ-РАІДАЮ ВНИМАНИЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ НА: 1. Качество изложения, стиль.................................. 2. Основные идеи книги........................................... 3. Композицию и оформление книги...................... 4. Логику и аргументацию автора............................ 5. Выводы, которые можно сделать из этой книги Если Вы уверены, что поняли приведенную выше инструк-цию, продолжайте работать дальше. А. КОГДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ИМЕЕТ МЕСТО КОНФЛИКТ НА ПОЧВЕ ИДЕЙ, Я ОТДАЮ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТОЙ СТО-РОНЕ, КОТОРАЯ: 1. Устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|