Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 31 Суицидальный мозг 2 страница




Ученые из Миннесоты сообщили, что исследование тех, кто в 1985 г. принимал участие в устранении последствий авиакатастрофы рейса «Даллас – Форт-Ворт», показало: «У людей, работавших с семьями жертв, наблюдалось больше симптомов стресса, чем у любой другой группы»{351}.

Доктор Б. Рафаэль, автор книги «Когда случается несчастье»,{355} считает, что для тех, кто оказывает помощь пострадавшим, существует три основных источника стресса.

1. Близкое столкновение со смертью, напоминающее о собственной уязвимости.

2. Разделение боли с жертвами и их семьями, которое часто выражается в эмоциональной идентификации.

3. Ролевая неопределенность и ролевой конфликт{355}.

Есть и другие жертвы катастроф. К ним относятся руководители команд спасателей, общественные лидеры и, когда речь идет об авиакатастрофе, коллектив авиакомпании и персонал аэропорта{355}.

После серьезной авиакатастрофы, унесшей более 200 жизней, одному из служащих авиакомпании пришлось пройти через временный морг, чтобы добраться до единственного доступного телефона. Страшные картины фрагментов тел так его ужаснули, что впоследствии ему потребовалась помощь психотерапевта.

Служащий кассир до сих пор помнит лица матери и двух маленьких детей, которых он в последнюю минуту посадил на самолет, позже разбившийся{351}.

Даже ученые, изучающие катастрофы, не застрахованы от подобных психологических травм{351}.

Тяжелые потрясения возникают и при несправедливом долговременном тюремном заключении (политические заключенные, военнопленные). Такая травма может остаться у человека на всю жизнь.

Например, среди американских военных, попавших в плен во время корейской войны, девять из десяти выживших страдали ПТСР и имели другие психические проблемы на протяжении 35 лет после освобождения. Это открытие сделала группа исследователей из Нового Орлеана{356}{357}. Их работа продолжилась, когда вернулись участники войны в Заливе{358}. Ученые выяснили, что «сильный и длительный стресс вызывает продолжительные нарушения психики почти у всех, независимо от изначального психологического здоровья»{356}. Последствиями подобных испытаний являются регулярные воспоминания и сны о войне, отдаление от близких, крайняя подозрительность, тревожность и глубокая депрессия. Многие бывшие узники не способны вести себя как нормальные люди. Оказавшись на свободе, некоторые из них попадают в психиатрические лечебницы.

Солдат учат сражаться, а не попадать в плен. Военнопленный не знает, как правильно вести себя. Научные исследования указывают на то, что длительное пребывание в местах отсутствия «нормы» вызывает у человека огромный стресс. Что делать – сопротивляться и умереть или сотрудничать ради выживания? Как смириться с угрозой жизни, возможно постоянной? Как свыкнуться с отсутствием прав, потерей своей социальной роли, близких людей, родины, общения и надежды?{356}

Психологи говорят, что для разрушения сознания и духа нужно лишь отделить человека от своих товарищей. Люди – социальные существа, они могут выдержать боль, но не одиночество. Поэтому одиночное заключение и вызывает такой страх у тех, кто находится в тюрьме, – вспомните книгу Артура Кёстлера «Слепящая тьма» (1941) и «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына (1962). С другой стороны, основной смысл романа Агнес Ньютон Кейт «Трое вернулись домой» (1946) заключается в том, что, несмотря на все ужасы пребывания в японских концентрационных лагерях, человек все выдержал, потому что был не один. Для многих военнопленных дорога домой оказывается долгой{359}.

Усталость сочувствовать

Исследования стрессовых ситуаций обычно сосредоточены на ПТСР, поражающем тех, кто побывал в катастрофе. Вторичное ПТСР появляется у тех, кто пострадал при ликвидации последствий катастроф. Это разнообразные рабочие, пожарные, спасатели, представители правоохранительных органов, работники Красного Креста, медсестры и врачи «скорой помощи», психологи. Одно из явлений, сопровождающих вторичное ПТСР, – «усталость сочувствовать». Именно ею страдают те, кто помогает потерпевшим{360}.

Улучшается прогноз для людей с травмами спинного мозга

Спинной мозг проводит сигналы между головным мозгом и всем телом. Его повреждение может вызвать паралич и нарушение многих физиологических процессов. Травма спинного мозга часто ведет к серьезным инфекциям мочевыводящих путей, респираторным заболеваниям и пневмонии. В предыдущие десятилетия прогноз для таких людей был неблагоприятным. Однако сегодня более 90 % пациентов, помещенных в больницу с травмами спинного мозга, в итоге выписываются. Средняя продолжительность их жизни составляет теперь около 60 лет.

Причина улучшения состоит в том, что пациенты получают лекарства немедленно. Если в течение восьми часов после травмы дается стероидный препарат метилпреднизолон, пациенты восстанавливаются в три раза чаще, чем обычно.

Теперь исследователи экспериментируют со способами восстановления и выращивания поврежденных нервных клеток. В 1996 г. шведские неврологи удачно соединили спинной мозг крыс, используя химический «клей» и клетки из груди животных, в результате чего крысы опять смогли двигаться{361}.

Электрошок

Вы думаете, что электросудорожная терапия (лечение электрошоком) осталась для пациентов психиатрических клиник в прошлом? А вот и нет. В США более 100 тысяч человек ежедневно подвергаются шоковой терапии{362}.

Глава 35 ТВ-мозг

Ученые считают, что чрезмерное увлечение просмотром телевизора оказывает влияние на формирование детского мозга. Это открытие вызвало серьезное беспокойство среди специалистов по детскому развитию. Они тревожатся о скрытом влиянии телевизора на способности ребенка к обучению. Не становится ли у ребенка меньше времени для размышлений, анализа, чтения, игр и общения? Эксперты предупреждают: телевидение для развития – то же самое, что фастфуд для здоровья.

Как формируется ТВ-мозг? Опытный американский специалист по проблемам обучения доктор Джейн Хили считает{363}, что растущий мозг ребенка может физически формироваться телевидением, как он формируется вследствие других повторяющихся ситуаций. Суть состоит в том, что развивающийся мозг взаимодействует со средой, определяя, какие синаптические связи усилить и сохранить, а какие ослабить или потерять навсегда.

Телепрограммы манипулируют мозгом путем визуальных или звуковых воздействий. Хили утверждает, что телепрограммы и реклама, включая ту, что снята специально для детей, «используют непроизвольные отклики мозга на наезды, панорамы, громкие звуки и яркие цвета, удерживая его в неестественном возбуждении, но, скорее, на уровне реакции, чем мышления»{363}. Общий эффект этих манипуляций и формирует ТВ-мозг, то есть мозг, питающийся телевидением и больше ничем.

ТВ-мозг может влиять на человека так же, как «ленивый глаз», влекущий за собой слепоту. Если ребенок страдает от «ленивого глаза» (амблиопии), на здоровый глаз временно надевается повязка, чтобы заставить «ленивый» функционировать нормально. Если этого не сделать, то «ленивый глаз» в результате начнет восприниматься мозгом как бесполезный и ослепнет.

По мнению Хили,

…неврологические основы для чтения, аналитического мышления, управления вниманием и умения решать проблемы зависят от опыта, приобретаемого каждый день. Мозг продолжает увеличиваться даже у подростков, и мы должны обратить внимание на качество его стимуляции у молодых людей в наш век информации и высоких скоростей{363}.

Хили соглашается, что продолжительный просмотр телевизора может снизить время активного внимания ребенка:

Когда дети сначала смотрели динамичные программы, а затем выполняли такие задания, как чтение или решение сложных головоломок, у них отмечалось ослабление внимания{363}.

Более того, Хили упоминает о влиянии телевидения на язык:

Хотя телевидение отчасти увеличивает словарный запас человека и расширяет кругозор, оно не развивает у человека грамотную речь и способность структурировать полученную информацию{363}.

Хили предупреждает, что телевидение:

…может оказывать гипнотическое влияние и вызывать неврологическую зависимость. Оно меняет частоту электрических импульсов мозга, блокируя активную умственную деятельность и создавая медленные (альфа) волны, при которых обычно отсутствует мыслительная активность. Неизвестно, влияет ли регулярный просмотр телепрограмм на рисунок волн, но мы знаем, что уровни альфа-волн можно изменить с помощью тренировки{363}.

Если Хили и другие ученые правы, то это объясняет, почему учителя часто замечают, что современные ученики мыслят значительно хуже, чем раньше. У них снижена способность глубоко и тщательно исследовать проблему, промежутки их активного внимания коротки, имеются трудности с владением родным языком и снижено умение слушать. В то же время в настоящее время дети подолгу смотрят телевизор и играют в компьютерные игры.

Мнение Хили подтверждают и эксперименты на животных. Анатом Мэриэн Даймонд считает, что «на мозг оказывают влияние различные типы воздействия»{364}. Ее исследование мозга крыс показывает, что отсутствие здоровой стимуляции ограничивает рост коры головного мозга животных.

В своем эксперименте Даймонд разделила крыс на две группы, одну поместив в изолированную клетку, а другую – в клетку с развивающими игрушками. У крыс второй группы кора головного мозга, тела нервных клеток и кровеносные сосуды в мозге оказались в результате крупнее.

Даймонд рассказывает, что, когда крысы первой группы получили возможность смотреть на своих сородичей во второй, это не оказало на них положительного воздействия{364}.

Как же защитить наших детей от ТВ? Одно из решений – выключить телевизор. Хили советует и кое-что другое:

Из-за телевидения умственные способности детей изменяются, по крайней мере частично. Жаловаться на это и вспоминать «старые добрые времена» бессмысленно. Поскольку в школьные годы мозг остается податливым, учреждения образования должны адаптироваться к потребностям учащихся, предложив хорошо спланированную программу обучения, которая будет способствовать развитию интеллекта{363}.

Воспринимаются ли послания подсознательно?

Может ли Большой Брат просочиться на наши телеэкраны с посланиями, воздействующими на уровне подсознания? Способны ли производители рекламы заставить нас покупать свою продукцию? По мнению исследователей из Вашингтонского университета, это невозможно. Они обнаружили, что подобные послания могут влиять на то, как мы думаем, но они настолько кратковременны, что практически не воздействуют на поведение. Ученые провели эксперимент, где 481 человек должен был систематизировать слова, написанные на экране. Перед их демонстрацией очень быстро мелькали подсказки. Иногда это помогало человеку, а иногда – нет. Выяснилось, что слова, действующие на подсознание, влияли на правильный ответ лишь в течение одной десятой секунды, и люди в большинстве случаев решали задачу так, будто ничего не видели{365}{366}.

Настройка мозга

Церебрекс – идея Йоширо Накаматы, изобретателя из Токио. Каждый день Накамата начинает с того, что на 20–30 минут усаживается в свое изобретение. Через его стопы проходят особые короткие волны, заставляя кровь устремляться к голове, питая мозг кислородом и создавая ощущение эйфории. После ласковых альфа-волн и приятных звуков журчания воды Накамата говорит, что чувствует себя, будто проснулся после восьмичасового сна. Аппарат снимает усталость, улучшает мыслительную деятельность, предотвращает развитие болезни Альцгеймера, укрепляет память, способствует развитию творческих способностей и сексуального потенциала. Церебрекс, уже продающийся в Японии, часто устанавливают в офисах{367}.

Примечания

1

В российском прокате «Изгоняющий дьявола». – Примеч. ред.

(обратно)

2

В специальной литературе синдромом Капгра называют либо совокупность синдромов ложного узнавания, либо одну из разновидно стей таких психических расстройств. – Примеч. ред.

(обратно)

3

Продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. – Примеч. ред.

(обратно)

4

Анатомически обособленное скопление нервных клеток (нейронов), нервных волокон и сопровождающей их ткани. – Примеч. ред.

(обратно)

5

Полное название фильма – «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». – Примеч. ред.

(обратно)

6

В названиях фобий имеются расхождения с российской терминологией. – Примеч. ред

(обратно)

7

Герой романа Джорджа дю Морье «Трилби» (1894), музыкант, владеющий гипнозом. – Примеч. ред.

(обратно)

8

Дальтонизм. – Примеч. ред.

(обратно)

9

Применительно к кинематографу саспенс – художественный эффект, вводящий зрителя в продолжительное тревожное состояние. – Примеч. ред.

(обратно)

10

Полное название книги – «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики». – Примеч. ред.

(обратно)

11

В США воскресенье считается первым днем недели. – Примеч. ред.

(обратно)

12

Рецепторы, отвечающие за болевые ощущения. – Примеч. ред.

(обратно)

13

Рецепторы, отвечающие за психоэмоциональное состояние и поведение человека. – Примеч. ред

(обратно) (обратно)

Библиография

1

Diamond M., Scheibel A., Murphy G., Harvey T. On the brain of a scientist: Albert Einstein // Experimental Neurology. 1985. Vol. 88. P. 198–204. Доктор Мэриэн Даймонд – анатом, Калифорнийский университет в Беркли. Доктор Арнольд Шайбель – психиатр, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.

(обратно)

2

Juan S. Einstein’s brain was doing the washing // The Sydney Morning Herald. 8 February 1990. Р. 12.

(обратно)

3

Herbst J. Bioamazing: A Casebook of Unsolved Human Mysteries. N. Y.: Atheneum, 1985. Р. 12.

(обратно)

4

Whitfi eld P. The Human Body Explained. N. Y.: Henry Holt, 1995. Р. 73. Доктор Филип Уайтфилд – специалист в области естественных наук в Кингс-колледже Лондонского университета.

(обратно)

5

Интервью с Л. Сквайром от 14 февраля 1997 г. Доктор Ларри Сквайр – специалист в области неврологии; Калифорнийский университет в Сан-Диего.

(обратно)

6

Newberger J. New brain development research // Young Children. May 1997. P. 4–9.

(обратно)

7

Baron-Cohen S. An assessment of violence in a young man with Asperger’s syndrome // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1988. Vol. 29. No. 3. P. 351–360. Доктор Саймон Барон-Коэн – психиатр в Медицинской школе больницы Сент-Мэри в Лондоне.

(обратно)

8

McKelvey J., Lambert R., Mottron L., Shevell M. Right hemisphere dysfunction in Asperger’s Syndrome // Journal of Child Neurology. 1995. Vol. 10. P. 310–314. Доктор Дж. Р. Мак келви и коллеги работают в отделении неврологии и нейрохирургии в университете Макгилла.

(обратно)

9

Fukunishi I. Social desirability and alexithymia // Psychological Reports. 1994. Vol. 75. P. 835–838. Доктор Исао Фукуниши – психиатр из Токийского института психиатрии.

(обратно)

10

Susman E. How to tell Asperger’s from autism // The Brown University Child and Adolescent Behavior Letter. January 1996. P. 1, 6. Доктор Эдвард Сасман – психолог в больнице Брэдли в Провиденсе, Род-Айленд.

(обратно)

11

Everall I., Couteur, A. Le. Firesetting in an adolescent boy with Aspergers’ syndrome // British Journal of Psychiatry. 1990. Vol. 157. P. 284–287. Докторá А. Эвералл и А. Лекуте – психиатры из Лондонского института психиатрии.

(обратно)

12

Davies S., Bishop D., Manstead A., Tantam D. Face perception in children with autism and Asperger’s syndrome // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994. Vol. 35. P. 1033–1057. Доктор С. Дэвис и коллеги работают в университете Манчестера.

(обратно)

13

Juan S. Why John bashed Betty // Australian DR Weekly. 31 August 1990. P. 25.

(обратно)

14

Доктор Ян Сейл – психиатр в Хобарте. Доктор Пол Мюллен – психиатр из университета Монэш в Мельбурне.

(обратно)

15

Montgomery B. Parents fear syndrome // The Weekend Australian. 23–24 November 1996. P. 4.

(обратно)

16

Montgomery B. The door slams shut on Bryant // The Weekend Australian. 23–24 November 1996. P. 14.

(обратно)

17

Gawenda M. No motive, no mercy, no remorse // The Sydney Morning Herald. 23 November 1996. P. 33, 41–42.

(обратно)

18

Eysenck H., Eysenck M. Mindwatching: Why We Behave the Way We Do. L.: Multimedia Books, 1994. P. 67–68. Доктор Дэвид Розенхэм – психиатр из Стэнфордского университета.

(обратно)

19

Brawman-Mintzer O., Lydiard R., Phillips K., Morton A., Czepowicz V., Emmanuel N., Villareal G., Johnson M., Ballenger J. Body dysmorphic disorder in patients with anxiety disorders and major depression: A comorbidity study // American Journal of Psychiatry. 1995. Vol. 152. P. 1665–1667. Доктор О. Брауман-Минцер работает в Медицинском университете Южной Каролины в Чарльстоне.

(обратно)

20

Phillips K., Taub S. Skin picking as a symptom of body dysmorphic disorder: A case report // Psychopharmacological Bulletin. 1995. Vol. 31. P. 279–288.

(обратно)

21

Phillips K. Body dysmorphic disorder: The distress of imagined ugliness // American Journal of Psychiatry. 1991. Vol. 148. P. 1138–1149. Доктор Кэтрин Филлипс – психиатр из Гарвардской медицинской школы.

(обратно)

22

Phillips K. Body dysmorphic disorder: Diagnosis and treatment of imagined ugliness // Journal of Clinical Psychiatry. 1996. Vol. 57. Suppl. 8. P. 61–65.

(обратно)

23

Schmidt N., Harrington P. Cognitive-behavioral treatment of body dysmorphic disorder: A case report // Journal of Behavioral Therapy and Experimental Psychiatry. 1995. Vol. 26. P. 161–167. Докторá Н. Б. Шмидт и П. Харрингтон – психиатры из университета в Бетесде, Мэриленд.

(обратно)

24

Интервью с И. Холландер приводит Б. Бауэр. Deceptive appearances: Imagined physical defects take an ugly personal toll // Science News. 15 July 1995. P. 40–41. Доктор Эрик Холландер – психиатр больницы «Гора Синай» в Нью-Йорке.

(обратно)

25

Juan S. When beauty sees a beast // The Sydney Morning Herald. 23 April 1992. P. 16.

(обратно)

26

Marano H. What killed Margaux Hemingway? // Psychology Today. December 1996. P. 48–51, 75, 78.

(обратно)

27

McEwen B., Schmeck H. The Hostage Brain. N. Y.: Rockefeller University Press, 1994. P. 6–7. Доктор Брюс Макьюэн – глава нейроэндокринологической лаборатории Хатч в университете Рокфеллера в Нью-Йорке. Гарольд Шмек – бывший обозреватель проблем национальной науки в «Нью-Йорк таймс».

(обратно)

28

Интервью с М. Мерцениха приводит И. Юбелл. Secrets of the brain // Parade. 9 February 1997. P. 20–22. Доктор Майкл Мерцених – невролог в Калифорнийском университете в Сан-Франциско.

(обратно)

29

Интервью с Д. Дольфином от 10 июля 1997 г. Доктор Дэвид Дольфин – профессор биохимии из университета Британской Колумбии в Ванкувере.

(обратно)

30

Dolphin D. Porphyria, vampire, and werewolves: The aetiology of European metamorphosis legends. Washington, DC: American Association for the Advancement of Science. 1985. P. 1–9.

(обратно)

31

Sandvik H., Baerheim A. Does garlic protect against vampires? An experimental study // Tidsskrift for den Norske Laegeforening. 1994. Vol. 114. No. 30. P. 3583–3586. Докторá Г. Сэндвик и А. Берхайм работают в медицинской школе университета Бергена.

(обратно)

32

Juan S. Only Human: Why We React, How We Behave, What We Feel. Sydney: Random House Australian, 1990. P. 117–119.

(обратно)

33

Gottlieb R. The legend of the European vampire. Object loss and corporeal preservation // Psychoanalytic Study of the Child. 1994. Vol. 49. P. 465–480. Доктор К. М. Готтлиб – психиатр в Нью-Йоркском психоаналитическом институте.

(обратно)

34

Jaff e P., DiCataldo F. Clinical vampirism: Blending myth and reality // Bulletin of the American Academy of Psychiatry and the Law. 1994. Vol. 22. No. 2. P. 533–544. Докторá Р. Яффе и Ф. Ди Катальдо – психиатры из Женевского университета.

(обратно)

35

McCully R. Vampirism: Historical perspective and underlying process in relation to a case of auto-vampirism // Journal of Nervous and Mental Disease. 1964. Vol. 139. P. 440–452.

(обратно)

36

Newton M. Written in blood: A history of human sacrifi ce // Journal of Psychohistory. 1996. Vol. 24. No. 2. P. 104–131.

(обратно)

37

Raines J., Raines L., Singer M. Dracula, Disorders of the self and borderline personality organization // Psychiatric Clinics of North America. 1994. Vol. 17. P. 811–826. Доктор Дж. М. Рейнс и коллеги – психиатры из Пенсильванского психиатрического института в Филадельфии.

(обратно)

38

American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of mental Disorders (DSM-IV). 4 edn. Washington, DC: American Psychiatric Association. 1994. P. 645.

(обратно)

39

Jung C. Collected Works. L.: Routledge, Kegan Paul, 1954. Vol. 17.

(обратно)

40

Jaspers K. General Psychopathology. 7 edn. Manchester: Manchester University Press, 1959.

(обратно)

41

Coll P., O’Sullivan G., Browne P. Lycantropy lives on // British Journal of Psychiatry. 1985. Vol. 147. P. 201–202. Доктор Патрик Колл и коллеги – психиатры из региональной больницы графства Корк в Уилтоне, Ирландия.

(обратно)

42

Keck P., Pope H., Hudson J., McElroy S., Kulick A. Lycanrthopy: Alive and well in the twentieth century // Psychological Medicine. 1988. Vol. 18. P. 113–120. Доктор Пол Кек и коллеги – психиатры из Гарвардской медицинской школы.

(обратно)

43

Koehler K., Ebel H., Vatzopoulos D. Lycanthropy and demonomania: Some psychological issues // Psychological Medicine. 1990. Vol. 20. P. 629–633. Доктор К. Келер и коллеги работают в психиатрической клинике Боннского университета.

(обратно)

44

Sirota P., Schild K. Animal metamorphosis (lycanthropy) still exists // Harefuah. 1994. Vol. 126. Suppl. 2. P. 88–91.

(обратно)

45

Juan S. Lycanthropy: It brings out the animal in you // The Sydney Morning Herald. 9 July 1992. P. 10.

(обратно)

46

Creed K. Werewolves Anonymous // Weekly World News. 22 October 1996. P. 38.

(обратно)

47

Radin D., Ferrari D. Eff ects of consciousness on the fall of the dice: A meta-analysis // Journal of Scientifi c Exploration. 1991. Vol. 5. No. 1. P. 61–65.

(обратно)

48

Исследование Д. Радина и Д. Феррари приводит У. Корлисс. Science Frontiers. Maryland: The Source Book Project Press, Glen Arm, 1994. P. 31. Дин Радин и Диана Феррари – специалисты по психометрии из Нью-Йоркского университета.

(обратно)

49

Davis W. Dojo: Magic and Exorcism in Modern Japan. Stanford: Stanford University Press, 1980.

(обратно)

50

Casper E., Philippus M. Fifteen cases of embrujada: Combining medication and suggestion in treatment // Hospital Community Psychiatry. 1975. Vol. 26. P. 271–274.

(обратно)

51

Heusch, L. De. Le Rwanda et la Civilization Interlacustre. Brussels: Institut de Sociologie del’ Universite Libre, 1996.

(обратно)

52

Goodman F. How About Demons? Possession and Exorcism in the Modern World. Indianapolis: Indiana University Press, 1988.

(обратно)

53

Bozzuto J. Cinematic neurosis following «The Exorcist» // Journal of Nervous and Mental Disease. 1975. Vol. 161. No. 1. P. 43–48.

(обратно)

54

Lister J. The danger of exorcism // New England Journal of Medicine. 1975. Vol. 292. P. 1391–1393.

(обратно)

55

Mackarness R. Occultism in psychiatry // The Practitioner. 1974. Vol. 212. P. 363–366. Доктор Ричард Макарнесс работает в больнице Парк-Прюэтт в Бэсингстоке, Хэмпшир.

(обратно)

56

Cappannari S., Rau B., Abram H., Buchanan D. Voodoo in the general hospital // Journal of the American Medical Association. 1975. Vol. 232. No. 9. P. 938–940.

(обратно)

57

Freud S. A seventeenth century demonological neurosis / J. Starchey. The Standard Edition of the Complete Works of Sigmund Freud. Vol. 19. L.: Hogarth Press, 1953. P. 69—105.

(обратно)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных