Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РИСК ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МЕТОДЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ




 

Деятельность по созданию и внедрению нововведений все­гда связана с повышенными рисками, возникающими из-за не­определенности при прогнозировании эффективности инноваци­онного проекта. Отсутствие полной и достоверной информации обусловливает появление отклонений между планируемыми и фактическими результатами процессов нововведений. Поэтому при осуществлении менеджмента инноваций необходимо учи­тывать потенциальные инновационные риски.

Понятие «риск» означает возможность возникновения небла­гоприятного события. В данном случае под неблагоприятным со­бытием подразумевают недостижение желаемого результата ин­новационного процесса.

Риск характеризуют две величины: степень риска (вероятность возникновения неблагоприятного события) и мера (цена) риска (потенциальные потери в случае неблагоприятного события).

Основная задача управления инновационными рисками за­ключается в минимизации потерь, связанных с возникшими не­соответствиями.

Процесс управления рисками включает:

1. Выявление риска. Риски возникают на различных стадиях инновационного про­цесса.

На этапе зарождения инновационной идеи риск может быть связан с неправильным выбором направления процесса ново­введений, обусловленным недооценкой рыночных тенденций, а также возможностей предприятия.

На этапе проведения разработки инновационные риски могут возникать из-за недостаточности финансирования работ, несоб­людения сроков выполнения работ по проекту, возможного несо­ответствия фактических и плановых параметров разработки.

На этапе коммерциализации риски могут быть обусловле­ны проблемами, связанными с патентной защитой прав участ­ников инновационной деятельности; неправильным расчетом объемов реализации; недостаточностью мероприятий по продви­жению новшества, включая рекламное сопровождение; неудач­ным выбором каналов и форм сбыта.

Для идентификации рисков используют их классификацию:

Систематические (чистые) риски - те, действие которых нельзя ограничить (их нельзя избежать). Систематические рис­ки характеризуются стабильностью в проявлении. Для их ана­лиза и оценки применяют методы математической статистики.

К числу таких факторов относятся налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои и др. Эти факторы порождают чистые риски.

Несистематическими (спекулятивными) рисками можно уп­равлять, их действие можно минимизировать или устранить пол­ностью. Спекулятивные риски не обладают стабильным харак­тером проявления и зависят от текущей конъюнктуры.

Примерами наиболее часто встречающихся спекулятивных рисков являются: а) коммерческий риск (в основном опасность неполучения рас­четного уровня прибыли); б) валютный риск (риск падения (роста) курсов валют); в) информационный риск (опасность несанкционированного доступа к информации, представляющей ценность); г) портфельный риск (риски, возникающие при формировании портфеля диверсифицированной компании).

2. Анализ и оценка риска. Анализ рисков осуществляется для выявления факторов, оп­ределяющих риск, и прогнозирования их проявления.

Риски, возникающие в инновационной сфере, зависят от сле­дующих факторов: а) фундаментальных; б) конъюнктурных; в) внутренних.

Фундаментальные факторы рисков определяются экономико-политическими аспектами функционирования мирового сообще­ства и отдельных стран.

Конъюнктурные факторы риска связаны с динамикой ры­ночной ситуации на национальном и международном рынках.

Внутренние факторы риска обусловлены особенностями орга­низационной структуры и возможностями предприятия.

Для анализа рисков и прогнозирования развития ситуации используют следующие методы.

Метод аналогий основан на анализе информации об ана­логичных проектах, реализованных в аналогичных условиях. При этом выявляются характерные ошибки и потенциальные пробле­мы. На основе результатов анализа составляются сценарии ре­ализации инновационного проекта.

Метод «дерева решений» используется для выбора наи­лучшего варианта реализации инновационного проекта на ос­нове расчетов вероятностей получения результатов по каждо­му из альтернативных вариантов. При этом строится разветв­ленная схема, отражающая последовательность операций и оценки результатов с учетом вероятностей их достижения.

Метод Монте-Карло представляет собой изучение ста­тистических данных по реализации аналогичных проектов на ана­логичных предприятиях. Анализ позволяет получить более точную информацию о результативности инновационного процесса, которая служит базой для построения имитационных моделей.

Методы экспертных оценок основаны на заключениях спе­циалистов-экспертов, оценивающих инновационный проект. Наи­более распространенными экспертными методами являются: балльный метод, метод ранжирования, попарного сравнения и метод Дельфи. Для уменьшения субъективной оценки резуль­тат определяют как средневзвешенное значение совокупнос­ти экспертных оценок.

Для принятия решения об инвестировании инновационного проекта проводят количественную оценку уровня риска. Для опи­сания риска используют два показателя: степень риска (вероят­ность возникновения неблагоприятного события) и мера риска (воз­можные потери при возникновении неблагоприятного события).

3. Разработка мероприятий по снижению влияния инно­вационных рисков. При осуществлении инновационной деятельности наиболее вероятными рисками являются:

- риски отторжения инновации рынком;

- риски неполучения запланированной прибыли от внедрения

инновации;

- риски несоответствия фактических параметров новшества
плановым показателям;

риски неполучения результатов инновационной деятельно­сти к определенному в договоре сроку;

- риски нарушения патентных прав иных патентообладателей;
риски потери ноу-хау компании.

Для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, используются различные методы управления: страхова­ние, диверсификация, лимитирование, хеджирование (см. Глоссарий).

ГЛОССАРИЙ

Базисные инновации - принципиально новые решения, фор­мирующие новую отрасль экономики.

Бенчмаркинг - изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.

Бизнес-инкубатор - организация, создаваемая для поддерж­ки становления и развития новой фирмы.

Венчурные фирмы (риско-фирмы) - предприятия, осуществ­ляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов.

Диверсификация - одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. Диверсификация - минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля бу­дет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту.

Дисконт - процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр.

Дисконтирование - процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.

Диффузия инновации - процесс ее масштабного распрост­ранения и использования в различных отраслях экономики.

Жизненный цикл инновации - совокупность этапов иннова­ционной деятельности от зарождения инновационной идеи до мас­штабного распространения инновации.

Жизненный цикл товара - совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы това­ра с рынка. Товаром ОУ являются предлагаемые им образовательные услуги и продукты.

Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.

Инжиниринг означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов.

Инноватика - наука о закономерностях инновационных про­цессов в экономике.

Инноватор - участник инновационного процесса, осуществля­ющий внедрение и продвижение новшества на рынке.

Инновационная деятельность - комплекс работ, включа­ющих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их ос­нове новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.

Инновационная стратегия - комплекс мероприятий по эффек­тивному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

Инновационный лаг - временной интервал от момента воз­никновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновацион­ного развития ОУ путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с по­мощью инновационных преобразований

Инновационный потенциал организации - совокупность ха­рактеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому исполь­зованию нововведений.

Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения.

Инновация (нововведение) - существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение поло­жительного эффекта и реализованное на практике.

Инфраструктура инновационной деятельности - компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не при­нимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).

Кластер - есть структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов

Коммерциализация новшества - превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.

Коммутанты - фирмы, имитирующие новинки или предлагаю­щие новые виды услуг на базе новой продукции.

Конъюнктура - условия, которые складываются на определенном товарном рынке в конкретных экономических ситуациях и обусловливают конечный результат коммерческой деятельности на рынке.

Конъюнктурное исследование - это анализ текущего состояния рынка и выявление существующих тенденций, позволяющие выработать или скорректировать стратегию управления. В его ходе выявляется спрос на новые товары и методы организации сбыта, анализируется деятельность компаний, лидирующих на этом сегменте рынка).

Лимитирование - снижение уровня риска путем установ­ления предельных размеров по предоставляемым кредитам, рас­ходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных про­ектов (минимизация финансово-кредитных рисков).

Лицензиар - лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.

Лицензиат - лицо, которому передаются права на использо­вание объекта промышленной собственности.

Лицензионный договор - документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные пра­ва на использование охраняемого объекта промышленной собствен­ности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязатель­ства по внесению платежей лицензиару.

Метод сетевого планирования и управления - метод пла­нирования, при котором комплекс работ, необходимых для реали­зации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.

Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений.

Научное открытие - выявление ранее неизвестного зако­на природы (общества) или получение ранее неизвестных данных.

Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

Новация - новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность. Новация - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).

Ноу-хау - конфиденциальные сведения финансового, техни­ческого, управленческого характера, предоставляющие дополнитель­ные преимущества владеющему ими лицу.

организация – группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации.

Патент на изобретение - государственный документ, удосто­веряющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.

Патиенты - компании, специализирующиеся на выпуске уни­кальных новинок.

Псевдоинновации - решения, представляющие собой незна­чительные изменения базисных нововведений.

Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выжи­вание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.

Реинжиниринг - осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.

Рынок образовательных услуг - система купли-продажи образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению

Сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар

Стратегическая инновация - инновация, при внедрении ко­торой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурент­ных преимуществ в будущем.

Сублицензия - лицензия, которая предоставляется лицензи­атом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.

Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие собой полигон по созданию и продвижению нау­коемкой продукции.

Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города-наукограды.

Товарный знак - обозначение, используемое для отличия од­нородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.

Трансфер инноваций - передача новшеств посредством ком­мерческого и некоммерческого технологического обмена.

Тьюторство - это система наставничества, когда опытный (тьютор) помогает новичку выбрать свой путь обучения

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Финансовый лизинг - процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

Форфейтинг - операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.

Франчайзинг - процедура предоставления товарного знака (фир­менного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры из­вестной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.

Хеджирование - способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных кон­трактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).

Экспансия - расширение сфер влияния, завоевание рынков отдельными компаниями и т.д.

Эксплеренты - компании, цель существования которых за­ключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и иннова­ций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие / В.М. Аньшин, С.а. Филин. – М., 2003.

2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. - СПб., 2001.

3. Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие /И.В. Васильевская. – М., 205.

4. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханьский. - М.: 2002.

5. Глухов В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. - М., 1999.

6. Завлин П.И. Оценка эффективности инноваций П.И. Завлин. - СПб., 1998.

7. Завлин П.И., Ипатов А.А. и др. Инновационная активность в
условиях рынка / П.И.Завлин, А.А. Ипатов. - СПб., 1994.

8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. - М., 2001.

9. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник /Под ред. А.Д. Корчагина. – М., 1995.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. /Ф. Котлер. М., 1990.

11. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание / Санкт-Петербург. Гос. инж.-экон. акад. - СПб., 1995.

12. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе / В.В. Лазарев. – М., 2008.

13. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг / Н.Н. Молчанов. - СПб., 1994.

14. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика:
Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. / М.М. Поташник. - М., 1994.

15. Поташник М.М., Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы / В. С. Лазарев, М. М. Поташник - М., 1993.

16. Руднев А.В. Инновационный менеджмент / А.А. Руднев. - М., 1998.

17. Управление инновационным проектом. Опыт «1ВМ». - М., 1995.

18. Управление исследованиями, разработками и инновационными
проектами / Под ред. СВ. Валдайцева. - СПб., 1995.

19. Уткин Э.А. и др. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин. - М., 1996.

20. Тазиев С.Ф. Программно-целевое проектирование деятельности детского оздоровительного лагеря / С.Ф. Тазиев. – Елабуга, 2008.

21. Тазиев С.Ф. Управление образовательными системами / С.Ф. Тазиев. – Елабуга, 2008.

22. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М., 2000.

23. Фоломьев А.Н. Менеджмент инноваций / А.Н. Фоломьев. - М., 1998.

24. Фролова Н.А. Управление инновационным проектом / Н.А. Фролова. - М., 1995.

25. Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов /Н.В. Хохлов. – М., 2001.

26. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.А. Хуторской. - М., 2005.

27. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М., 1982.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании» 1.2. Инноватика как область знаний 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании 2.1. Педагогическая инноватика 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности 2.3. Структура инновационного процесса Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении 4.1.. Цели, задачи и принципы инновационного менеджмента 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании 4.3. Функции инновационного менеджмента 4.4. Этапы инновационного менеджмента 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности. Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в образовательном учреждении 5.1. Инновационный потенциал образовательного учреждения 5.2. Организационные инновации 5.3. Организационные формы инновационной деятельности Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски 6.1. Инновационный проект и его виды 6.2. Содержание инновационных проектов 6.3. Порядок разработки и экспертизы инновационного проекта 6.4. Финансирование инновационной деятельности 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения 7. Глоссарий 8. Использованная литература  

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных