ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РИСК ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МЕТОДЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ
Деятельность по созданию и внедрению нововведений всегда связана с повышенными рисками, возникающими из-за неопределенности при прогнозировании эффективности инновационного проекта. Отсутствие полной и достоверной информации обусловливает появление отклонений между планируемыми и фактическими результатами процессов нововведений. Поэтому при осуществлении менеджмента инноваций необходимо учитывать потенциальные инновационные риски. Понятие «риск» означает возможность возникновения неблагоприятного события. В данном случае под неблагоприятным событием подразумевают недостижение желаемого результата инновационного процесса. Риск характеризуют две величины: степень риска (вероятность возникновения неблагоприятного события) и мера (цена) риска (потенциальные потери в случае неблагоприятного события). Основная задача управления инновационными рисками заключается в минимизации потерь, связанных с возникшими несоответствиями. Процесс управления рисками включает: 1. Выявление риска. Риски возникают на различных стадиях инновационного процесса. На этапе зарождения инновационной идеи риск может быть связан с неправильным выбором направления процесса нововведений, обусловленным недооценкой рыночных тенденций, а также возможностей предприятия. На этапе проведения разработки инновационные риски могут возникать из-за недостаточности финансирования работ, несоблюдения сроков выполнения работ по проекту, возможного несоответствия фактических и плановых параметров разработки. На этапе коммерциализации риски могут быть обусловлены проблемами, связанными с патентной защитой прав участников инновационной деятельности; неправильным расчетом объемов реализации; недостаточностью мероприятий по продвижению новшества, включая рекламное сопровождение; неудачным выбором каналов и форм сбыта. Для идентификации рисков используют их классификацию: Систематические (чистые) риски - те, действие которых нельзя ограничить (их нельзя избежать). Систематические риски характеризуются стабильностью в проявлении. Для их анализа и оценки применяют методы математической статистики. К числу таких факторов относятся налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои и др. Эти факторы порождают чистые риски. Несистематическими (спекулятивными) рисками можно управлять, их действие можно минимизировать или устранить полностью. Спекулятивные риски не обладают стабильным характером проявления и зависят от текущей конъюнктуры. Примерами наиболее часто встречающихся спекулятивных рисков являются: а) коммерческий риск (в основном опасность неполучения расчетного уровня прибыли); б) валютный риск (риск падения (роста) курсов валют); в) информационный риск (опасность несанкционированного доступа к информации, представляющей ценность); г) портфельный риск (риски, возникающие при формировании портфеля диверсифицированной компании). 2. Анализ и оценка риска. Анализ рисков осуществляется для выявления факторов, определяющих риск, и прогнозирования их проявления. Риски, возникающие в инновационной сфере, зависят от следующих факторов: а) фундаментальных; б) конъюнктурных; в) внутренних. Фундаментальные факторы рисков определяются экономико-политическими аспектами функционирования мирового сообщества и отдельных стран. Конъюнктурные факторы риска связаны с динамикой рыночной ситуации на национальном и международном рынках. Внутренние факторы риска обусловлены особенностями организационной структуры и возможностями предприятия. Для анализа рисков и прогнозирования развития ситуации используют следующие методы. Метод аналогий основан на анализе информации об аналогичных проектах, реализованных в аналогичных условиях. При этом выявляются характерные ошибки и потенциальные проблемы. На основе результатов анализа составляются сценарии реализации инновационного проекта. Метод «дерева решений» используется для выбора наилучшего варианта реализации инновационного проекта на основе расчетов вероятностей получения результатов по каждому из альтернативных вариантов. При этом строится разветвленная схема, отражающая последовательность операций и оценки результатов с учетом вероятностей их достижения. Метод Монте-Карло представляет собой изучение статистических данных по реализации аналогичных проектов на аналогичных предприятиях. Анализ позволяет получить более точную информацию о результативности инновационного процесса, которая служит базой для построения имитационных моделей. Методы экспертных оценок основаны на заключениях специалистов-экспертов, оценивающих инновационный проект. Наиболее распространенными экспертными методами являются: балльный метод, метод ранжирования, попарного сравнения и метод Дельфи. Для уменьшения субъективной оценки результат определяют как средневзвешенное значение совокупности экспертных оценок. Для принятия решения об инвестировании инновационного проекта проводят количественную оценку уровня риска. Для описания риска используют два показателя: степень риска (вероятность возникновения неблагоприятного события) и мера риска (возможные потери при возникновении неблагоприятного события). 3. Разработка мероприятий по снижению влияния инновационных рисков. При осуществлении инновационной деятельности наиболее вероятными рисками являются: - риски отторжения инновации рынком; - риски неполучения запланированной прибыли от внедрения инновации; - риски несоответствия фактических параметров новшества риски неполучения результатов инновационной деятельности к определенному в договоре сроку; - риски нарушения патентных прав иных патентообладателей; Для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, используются различные методы управления: страхование, диверсификация, лимитирование, хеджирование (см. Глоссарий). ГЛОССАРИЙ Базисные инновации - принципиально новые решения, формирующие новую отрасль экономики. Бенчмаркинг - изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии. Бизнес-инкубатор - организация, создаваемая для поддержки становления и развития новой фирмы. Венчурные фирмы (риско-фирмы) - предприятия, осуществляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов. Диверсификация - одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. Диверсификация - минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля будет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту. Дисконт - процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр. Дисконтирование - процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени. Диффузия инновации - процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики. Жизненный цикл инновации - совокупность этапов инновационной деятельности от зарождения инновационной идеи до масштабного распространения инновации. Жизненный цикл товара - совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Товаром ОУ являются предлагаемые им образовательные услуги и продукты. Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики. Инжиниринг означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инноватика - наука о закономерностях инновационных процессов в экономике. Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке. Инновационная деятельность - комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций. Инновационная стратегия - комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития. Инновационный лаг - временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития ОУ путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований Инновационный потенциал организации - совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения. Инновация (нововведение) - существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике. Инфраструктура инновационной деятельности - компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не принимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.). Кластер - есть структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов Коммерциализация новшества - превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Коммутанты - фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Конъюнктура - условия, которые складываются на определенном товарном рынке в конкретных экономических ситуациях и обусловливают конечный результат коммерческой деятельности на рынке. Конъюнктурное исследование - это анализ текущего состояния рынка и выявление существующих тенденций, позволяющие выработать или скорректировать стратегию управления. В его ходе выявляется спрос на новые товары и методы организации сбыта, анализируется деятельность компаний, лидирующих на этом сегменте рынка). Лимитирование - снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам, расходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных проектов (минимизация финансово-кредитных рисков). Лицензиар - лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав. Лицензиат - лицо, которому передаются права на использование объекта промышленной собственности. Лицензионный договор - документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные права на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязательства по внесению платежей лицензиару. Метод сетевого планирования и управления - метод планирования, при котором комплекс работ, необходимых для реализации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ. Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений. Научное открытие - выявление ранее неизвестного закона природы (общества) или получение ранее неизвестных данных. Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе. Новация - новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность. Новация - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия). Ноу-хау - конфиденциальные сведения финансового, технического, управленческого характера, предоставляющие дополнительные преимущества владеющему ими лицу. организация – группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации. Патент на изобретение - государственный документ, удостоверяющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект. Патиенты - компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок. Псевдоинновации - решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений. Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реинжиниринг - осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы. Рынок образовательных услуг - система купли-продажи образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению Сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар Стратегическая инновация - инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Сублицензия - лицензия, которая предоставляется лицензиатом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам. Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие собой полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города-наукограды. Товарный знак - обозначение, используемое для отличия однородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм. Трансфер инноваций - передача новшеств посредством коммерческого и некоммерческого технологического обмена. Тьюторство - это система наставничества, когда опытный (тьютор) помогает новичку выбрать свой путь обучения Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Финансовый лизинг - процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. Форфейтинг - операция по трансформации коммерческого кредита в банковский. Франчайзинг - процедура предоставления товарного знака (фирменного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры известной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы. Хеджирование - способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков). Экспансия - расширение сфер влияния, завоевание рынков отдельными компаниями и т.д. Эксплеренты - компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие / В.М. Аньшин, С.а. Филин. – М., 2003. 2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. - СПб., 2001. 3. Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие /И.В. Васильевская. – М., 205. 4. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханьский. - М.: 2002. 5. Глухов В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. - М., 1999. 6. Завлин П.И. Оценка эффективности инноваций П.И. Завлин. - СПб., 1998. 7. Завлин П.И., Ипатов А.А. и др. Инновационная активность в 8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. - М., 2001. 9. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник /Под ред. А.Д. Корчагина. – М., 1995. 10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. /Ф. Котлер. М., 1990. 11. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание / Санкт-Петербург. Гос. инж.-экон. акад. - СПб., 1995. 12. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе / В.В. Лазарев. – М., 2008. 13. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг / Н.Н. Молчанов. - СПб., 1994. 14. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: 15. Поташник М.М., Лазарев В.С. Как разработать программу развития школы / В. С. Лазарев, М. М. Поташник - М., 1993. 16. Руднев А.В. Инновационный менеджмент / А.А. Руднев. - М., 1998. 17. Управление инновационным проектом. Опыт «1ВМ». - М., 1995. 18. Управление исследованиями, разработками и инновационными 19. Уткин Э.А. и др. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин. - М., 1996. 20. Тазиев С.Ф. Программно-целевое проектирование деятельности детского оздоровительного лагеря / С.Ф. Тазиев. – Елабуга, 2008. 21. Тазиев С.Ф. Управление образовательными системами / С.Ф. Тазиев. – Елабуга, 2008. 22. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М., 2000. 23. Фоломьев А.Н. Менеджмент инноваций / А.Н. Фоломьев. - М., 1998. 24. Фролова Н.А. Управление инновационным проектом / Н.А. Фролова. - М., 1995. 25. Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов /Н.В. Хохлов. – М., 2001. 26. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.А. Хуторской. - М., 2005. 27. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М., 1982.
СОДЕРЖАНИЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|