ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 6. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ………………………………………………......................480
ТЕОРИЯ.....................................................................................................................................................................480
ТЕХНИКИ………………………………………………………………………......................................................508
Метод 1. Формула ABC…………………………………………………………………........................................508 Техника 1. Обучение основной формуле ABC…………………………………………………………..............508 Техника 2. Предоставление доказательств того, что мысли определяют эмоции…………..............................509 Упражнение 1. Создайте эмоцию прямо сейчас…………………………………………………………............509 Упражнение 2. Лучшие примеры из собственного прошлого клиента………………………….......................510 Упражнение 3. Если изменится В, то изменится и С……………………………………………………………510
Метод 2. Определение убеждений..........................................................................................................................511 Техника 1. Определение ожиданий……………………………………………………………….........................511 Упражнение...............................................................................................................................................................511 Техника 2. Определение самоэффективности…………………………………………………………...............512 Упражнение……………………………………………………………………………….......................................512 Техника 3. Определение Я-концепции…………………………………………………………….......................513 Упражнение………………………………….………………………………………..............................................513 Техника 4. Определение внимания……………………………………………………………….........................514 Упражнение.............................................................................................................................................................514 Техника 5. Избирательность памяти……………………………………………………………….......................514 Упражнение 1...........................................................................................................................................................514 Упражнение 2…........................................................................................................................................................515 Техника 6. Определение атрибуции.......................................................................................................................516 Упражнение...............................................................................................................................................................516 Техника 7. Определение оценки..............................................................................................................................516 Упражнение.............................................................................................................................................................516 Техника 8. Определение самоинструктирования…………………………………………………………..........517 Упражнение................................:............................................................................................................................517 Техника 9. Определение скрытого знания…………………………………………………………….................518 Упражнение…………………………………………………………………………...............................................518 Техника 10. Объяснительный стиль.......................................................................................................................518 Упражнение...............................................................................................................................................................518
Метод 3. Группы убеждений………………………………………………………………...................................519 Техника 1. Определение центральных убеждений………………………………………………………...........519 Упражнение.............................................................................................................................................................519 Техника 2. Определение жизненных ориентиров.................................................................................................520 Упражнение 1. Список критических событий и жизненных ориентиров…………………...............................520 Упражнение 2. Список главных идей.....................................................................................................................521 Техника 3. Когнитивные карты…………………………………………………………………...........................521 Упражнение……………………………………………………………..…………….............................................521 Метод 4. Жесткие техники опровержения………………………………………………………….....................522 Упражнение…………………………………………………………………………..............................................522 Техника 1. Контратака…………………………………………………………………….....................................523 Упражнение…………………………………………………………………………...............................................523 Техника 2. Контрутверждения………………………………………………………………….............................524 Упражнение…………………………………………...............................................................................................524 Техника 3. Диспут и оспаривание...........................................................................................................................525 Упражнение…………………………………………………………………………...............................................525 Техника 4. Форсирование выбора………………………………………………………………...........................526 Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526 Техника 5. Создание диссонанса.............................................................................................................................526 Упражнение……………………………………………………………………………...........................................526
Техника 6. Когнитивное «наводнение»……………………………………………………………......................527 Упражнение 1. Образное наводнение……………………………………………………………….....................527 Упражнение 2. Вербальное наводнение……………………………………………………………….................527 Упражнение 3. Прицельное наводнение……………………………………………………………….................527 Упражнение 4. Негативная практика……...…………………………………………………………...................528 Упражнение 5. Иерархия..........................................................................................................................................528
Техника 7. Когнитивное обусловливание отвращения……………………………………………………….....528 Упражнение 1. Самонаказание…………………………………………………………………............................528 Упражнение 2. Стандартные отталкивающие образы….......................................................................................529 Упражнение 3. Физическое отрицательное подкрепление...................................................................................530 Упражнение 4. Отсрочка……………………………………………………………………..................................530 Упражнение 5. Устранение позитивных стимулов………………………………………………………….......531 Упражнение 6. Негативные ярлыки…………………………….……………………………………...................531
Техника 8. Когнитивное обусловливание отстранения……………………………………………………….....531 Упражнение 1. Уход от неприятного состояния....................................................................................................531 Техника 9. Скрытое избегание............................532 Упражнение............................................532 Метод 5. Мягкие техники опровержения.....................533 Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации......___533 Упражнение 1..........................................533 Упражнение 2..........................................534 Упражнение 3..........................................534 Техника 2. «Антикатастрофицирующая» практика........535 Упражнение............................................535 Техника 3. Преодолевающие утверждения.................536 Упражнение............................................536 Техника 4. Скрытое угасание..............................536 Упражнение 1. Поведенческая практика in vivo.........536 Упражнение 2. Поведенческая практика in vitro........537 Упражнение 3. Угасание убеждения....................537 Упражнение 4. Временное угасание.....................537 Упражнение 5. Нейтральные образы....................537 Упражнение 6. Сформированное скрытое угасание.....537 Техника 5. Непатологическое мышление..................538 Упражнение............................,................538 Техника 6. Скрытое подкрепление........................538 Упражнение 1. Лучшее возможное убеждение..........539 Упражнение 2. Стандартные подкрепляющие образы... 540 Упражнение 3. Внешние вознаграждения...............540 Метод 6. Объективные техники опровержения.....'.........541 Техника 1. Альтернативная интерпретация...............541 Упражнение............................................541 Техника 2. Рациональные убеждения......................542 Упражнение............................................542 Техника 3. Утилитарные доводы..........................543 Упражнение............................................543 Техника 4. Деперсонализация Я...........................543 Упражнение............................................543 Техника 5. Общественное значение.......................544 Упражнение.,...........................................544 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 6. Диспут по поводу иррациональных идей......545 Упражнение............................................545 Техника 7. Логический анализ............................545 Шаг 1. Обращение чувств в суждения относительно идеи.........................545 Упражнение............................................545 Шаг 2. Определение убеждений........................546 Упражнение............................................ 546 Шаг 3. Нахождение значения понятий..................546 Упражнение............................................546 Шаг 4. Оценка доказательств...........................547 Упражнение............ ',...............................547 Шаг 5. Решение и обязательства........................547 Упражнение............................................547 Техника 8. Поиски уважительной причины...............548 Упражнение............................................548 Метод 9. Перцептивный сдвиг: основные процедуры.........548 Техника 1. Базовый перцептивный сдвиг.................550 Упражнение............................................550 Техника 2. Рационально-эмотивное воображение.........551 Упражнение............................................551 . Техника 3. Техники с использованием воображения......552 Упражнение............................................552 Метод 10. Перцептивный сдвиг: наведение мостов.......___556 Техника 1. С&язующие элементы восприятия.............556 Упражнение............................................556 Техника 2. Иерархия ценностей как связующее звено.....557 Упражнение............................................557 Техника 3. Мосты — словесные ярлыки................,... 558 Упражнение 1. Словесные ярлыки......................558 Упражнение 2. Символические ярлыки.................559 Техника 4. Наведение мостов высшего порядка...........560 Упражнение............................................560 Метод 11. Ресинтез прошлого......................,.........562 Техника 1. Ресинтезирование критических жизненных событий......................................562 Упражнение............................................562 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 2. Ресинтезирование жизненных ориентиров.....563 Упражнение............................................563 Техника 3. Ресинтезирование ранних воспоминаний......563 Упражнение 1. Упражнение с образами.................563 Упражнение 2. Рабочий бланк для ресинтеза...........564 Техника 4. Ресинтезирование семейных убеждений.......565 Упражнение............................................565 Техника 5. Выживание и убеждения.......................566 Упражнение............................................566 Метод 12. Практические техники............................ 566 Техника 1. Ролевые игры..................................566 Упражнение............................................566 Техника 2. Практика во внешней среде....................567 Упражнение............................................567 Техника 3. Изучение дневников и практика...............567 Упражнение............................................567 Техника 4. Когнитивный фокусинг.......................568 Упражнение 1. Общий фокусинг в когнитивной терапии.................................568 Упражнение 2. Одна специфическая процедура когнитивного фокусинга...............................569 Список цитированной и рекомендуемой литературы.........571 Глава 7. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ............................574 ТЕОРИЯ.....................................................574 ТЕХНИКИ....................................................611 Техника 1. Определение эго-состояний...................611 Упражнение 1..........................................611 Упражнение 2..........................................611 Упражнение 3.......................................... 612 Упражнение 4..........................................612 Упражнение 5..........................................612 Упражнение 6..........................................613 Упражнение 7..........................................613 Упражнение 8..........................................616 Упражнение 9..........................................616 Упражнение 10............................___........616 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 2. Определение трансакций......................617 Упражнение 1..........................................617 Упражнение 2..........................................617 Упражнение 3..........................................618 Упражнение 4..........................................618 Упражнение 5..........................................619 Техника 3. Поглаживания.................................619 Упражнение 1..........................................619 Упражнение 2..........................................620 Упражнение 3..........................................620 Упражнение 4..........................................620 Упражнение 5..........................................621 Упражнение 6..........................................623 Техника 4. Структурирование времени...................624 Упражнение 1..........................................624 Упражнение 2..........................................625 Техника 5. Определение жизненного сценария............625 Упражнение 1..........................................625 Упражнение 2. Расшифровка вашего сценария.........625 Упражнение 3...........................................628 Упражнение 4..........................................628 Упражнение 5..........................................629 Упражнение 6. Ломка паттернов сценарного процесса....................................630 Упражнение 7. Обнаружение драйвера.................631 Упражнение 8. Практикум в обнаружении драйверов...............................632 Упражнение 9. Пять разрешений.......................633 Упражнение 10.........................................634 Упражнение 11.........................................634 Упражнение 12.........................................634 Упражнение 13.........................................641 Техника 6. Работа с игнорированием......................642 Упражнение 1..........................................642 Упражнение 2..........................................642 Упражнение 3....................'...................... 643 Упражнение 4.......................................... 643 Упражнение 5..........................................643 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 7. Работа с мировосприятием и искажением.....644 Упражнение.............................................644 Техника 8. Работа с симбиозом............................645 Упражнение............................................645 Техника 9. Работа с системой рэкета......................646 Упражнение 1..........................................646 Упражнение 2..........................................648 Упражнение 3..........................................648 Упражнение 4..........................................648 Упражнение 5. Составление своей Системы Рэкета........................................649 Упражнение 6..........................................650 Упражнение 7...........................................651 Техника 10. Игры и анализ игр............................653 Упражнение 1..........................................653 Упражнение 2..........................................653 Упражнение 3...........................................653 Упражнение 4...........................................654 Упражнение 5..........................................654 Упражнение 6. План игры..............................654 Упражнение 7..........................................655 Упражнение 8..........................................655 Упражнение 9..........................................655 Упражнение 10.........................................655 Упражнение 11.........................................656 Упражнение 12.........................................656 Техника 11. Контракты на изменение......................656 Упражнение 1....................................•.....656 Упражнение 2..........................................657 Упражнение 3.......................................• • • 657 Упражнение 4.........................................■ 658 Упражнение 5..........................................658 Упражнение 6..........................................659 Упражнение 7..........................................659 Упражнение 8..........................................659 Список цитированной и рекомендуемой литературы.........659 ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 8. ПСИХОСИНТЕЗ......................................661 ТЕОРИЯ.....................................................661 ТЕХНИКИ....................................................678 Техника 1. Работа с субличностями.......................678 Упражнение 1. Круг субличностей........................678 Упражнение 2. По следам субличности.................680 Упражнение 3. Знакомство с субличностью.,..........680 Упражнение 4. Диалог субличностей...................684 Упражнение 5. Конфликт субличностей................685 Упражнение 6. Определите своего Критика.............688 Упражнение 7. Встреча с Саботажником................688 Упражнение 8. Групповой вариант упражнения «Круг субличностей»...................................689 Упражнение 9. Отождествление и разотождествление.. 693 Упражнение 10. Знакомство с нашими внутренними актерами................................................694 Упражнение 11. Храм тишины..........................695 Упражнение 12. Диалог с субличностями...............697 Упражнение 13. Распознавание искаженных качеств... 698 Упражнение 14. Углубление работы с субличностями (1) 700 Упражнение 15. Углубление работы с субличностями (2) 700 Техника 2. Постижение своего истинного Я...............701 Упражнение 1. Что есть я?.............................701 Упражнение 2. Психосинтетическая автобиография.... 702 Упражнение 3. Разотождествление.....................705 Упражнение 4. Самоотождествление...................708 Упражнение 5. Внутренний диалог.....................709 Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез).............................................711 Упражнение 1. Пробуждение и развитие желаемых качеств......................................711 Упражнение 2. Формирование идеальной модели......713 Упражнение 3. Рабочая тетрадь.........................718 Упражнение 4. Синтез..................................719 Техника 4. Работа с постановкой целей...................719 Упражнение 1. Времена года моей души................719 Упражнение 2. Бедность, богатство и Господь Бог......721 ОГЛАВЛЕНИЕ Упражнение 3. Свободен!..............................722 Упражнение 4. Объявления............................722 Упражнение 5. Волшебная лавка.......................723 Упражнение 6. Превращаем проблемы в цели..........724 Упражнение 7. Сон о будущем..........................725 Упражнение 8. Сон наяву............................... 726 Упражнение 9. Карта будущего.........................726 Упражнение 10. Верстовые столбы моего будущего.....727 Упражнение 11. Ожидания.............................728 Упражнение 12. Радуга.................................729 Упражнение 13. Стрела..................... '............729 Упражнение 14. Путь к цели............................730 Упражнение 15. Смысл жизни..........................732 Список цитированной и рекомендуемой литературы.........733 Глава 9. НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.. 735 ТЕОРИЯ......................................................735 ТЕХНИКИ....................................................786 Техника 1. Работа с якорями..............................786 Упражнение 1. «Установка якорей»....................786 Упражнение 2. «Сведение рук».........................787 Упражнение 3. «Интеграция якорей»...................788 Упражнение 4. «Разрушение якорей»...................789 Техника 2. Работа с метапрограммами....................790 Упражнение 1. «Расширение референции».............790 Упражнение 2. Точка равновесия.......................791 Упражнение 3. Декартовы координаты.................794 Упражнение 4. «Врата сортировки»....................794 Техника 3. Работа с убеждениями.........................795 Упражнение 1. «Функция убеждения».................795 Упражнение 2. «Свое место»............................795 Упражнение 3. Техника изменения убеждения.........795 Упражнение 4. Музей старых убеждений...............798 Упражнение 5. Истоки ваших убеждений...............799 Техника 4. Работа с линией времени......................801 Упражнение 1. Создание линии времени...............801 ОГЛАВЛЕНИЕ Упражнение 2. Разрядка негативных эмоций...........802 Упражнение 3. Работа с беспокойством.................804 Упражнение 4. Изменение линии времени..............804 Упражнение 5. Выбор на линии времени................805 Упражнение 6. Изменение мотивации, активности и референции на линии времени........................807 Техника 5. Универсальные техники.......................808 Упражнение 1. Взмах...................................808 Упражнение 2. Классический «Взмах».................809 Упражнение 3. Шестишаговый рефрейминг (краткое пошаговое описание)..........................810 Упражнение 4. Интеграция противоположных частей (визуальное сдавливание)..............................812 Упражнение 5. Круг мастерства........................813 Упражнение 6. Прилагательные успеха.................814 Упражнение 7. Круг контекстов........................814 Упражнение 8. Обратная связь из неудачи..............815 Упражнение 9. Регулировка интенсивности переживаний 816 Упражнение 10. Смена субмодальностей неприятной ситуации...................................817 Упражнение 11. Извлечение мотивационной стратегии 818 Упражнение 12. Работа с привязанностью..............818 Упражнение 13. Размер переживания...................819 Упражнение 14. От замешательства к пониманию......820 Упражнение 15. Самоисцеление........................821 Упражнение 16. Изменение повторяющегося поведения 823 Упражнение 17. Доступ к сокровищам личного мастерства......................................825 Упражнение 18. Стратегия творчества Уолта Диснея... 825 Упражнение 19. Интеграция логических уровней.......828 Упражнение 20. Многомерное описание цели..........829 Упражнение 21. Быстрый метод освобождения от страха................................................830 Упражнение 22. «Новый Я»............................831 Упражнение 23. «Визуально-кинестетическая диссоциация» (замена картинки на экране).............832 Упражнение 24. Работа с негативными переживаниями 833 ОГЛАВЛЕНИЕ Упражнение 25. Оригинальные варианты решения актуальной проблемы..................................834 Терминологический словарь....................................835 Список цитированной и рекомендуемой литературы.........840 1нтернет-сайты.............................................842 Глава 10. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ...................843 ТЕОРИЯ.....................................................843 ТЕХНИКИ....................................................872 Техника лечения, основанная на теории возникновения заболеваний.......................872 Позитивный процесс......................................872 Содержательный процесс.................................874 Ориентация целей........................................875 Пять ступеней позитивной психотерапии.................875 Ступень 1: наблюдение и дистанцирование.............876 Ступень 2: инвентаризация............................880 Ступень 3: ситуативное ободрение.....................883 Ступень 4: вербализация...............................884 Ступень 5: расширение системы целей.................886 Общий опросник «Сферы переработки конфликтов»......888 Схема психотерапевтического взаимодействия в краткосрочной позитивной психотерапии..................892 Метод 1. Работа с проблемой..............................893 Техника 1. Придумывание имен и ярлыков ■............. 894 Техника 2. Работа с визитером.........................896 Техника 3. Установление связи с другими проблемами. 899 Техника 4. Проблема как друг..........................900 Метод 2. Работа с целью...................................902 Техника 1. Знаки улучшения........................... 902 Техника 2. Шкальные оценки..........................902 Техника 3. Создание положительных представлений обудущем......................................................... 904 Техника 4. Нахождение выгод от достижения цели.....906 ОГЛАВЛЕНИЕ Техника 5. Разубеждение...............................906 Метод 3. Работа с ресурсами..............................907 Техника 1. Выявление ресурсов пациентов.............907 Техника 2. Ревизия прошлого..........................909 Техника 3. Признание компетентности пациентов..... 910 Техника 4. «Шкала надежды»..........................911 Техника 5. Фокусирование на исключениях и прогрессе.............................................912 Техника 6. Обмен личным опытом.....................915 Техника 7. Выработка продуктивных решений......... 915 Метод 4. Работа с социальной сетью (усиление сотрудничества в социальной системе пациента)................'..........916 Техника 1. Распределение заслуг.......................916 Метод 5. Работа с объяснениями..........................918 Техника 1. Мета-вопросы...............;..............920 Техника 2. Формирование объяснений.................921 Список цитированной и рекомендуемой литературы......... 923
ОТ АВТОРОВ Эта книга представляет собой справочное пособие по техникам психологического консультирования и психотерапии, разработанным к настоящему времени в различных психотерапевтических направлениях и школах. Психологическое консультирование и психотерапия — это деятельность, в ходе которой мы поощряем человека изменить свои отношения с миром. Мы обнаруживаем, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяем это представление на лучшее для него. Подразумевается, что мы стремимся только к тем изменениям, которые полезны для человека и сохраняют целостность его личности. При работе с каждым новым клиентом необходимо решить, нуждается ли он в преодолении проблем или в более ясном понимании себя. Клиентам с хорошим образованием, успешным в жизни, чаще всего не нужна помощь в преодолении проблем. Им нужно узнать, почему они ведут себя так, что возникают проблемы (обнаружение и прояснение проблемы). Если такой человек способен понять свою проблему, то он может и решить ее. Однако результаты мета-анализа свидетельствуют о том, что большинству клиентов нужно не обнаружение скрытых мотивов их поведения, а помощь в преодолении их проблем (коррекция): Таким образом, психологическое консультирование и психотерапию можно разделить на три вида деятельности. «Обнаружение» — мы находим то, что есть, раскрываем представления личности о мире. Мы выясняем, чем личность на самом деле является и какие восприятия и знания ей доступны. «Прояснение» — мы выясняем и нейтрализуем чуждые, ненужные или неподходящие представления, находим в уме личности «неправильные» ответы, шаблоны, которые были установлены без полного согласования с намерениями личности. В основном это материал, используемый в отрыве от ситуаций. Решение состоит в том, чтобы вернуть его в соответствующие ситуации. ОТАВТОРОВ «Коррекция» — мы прямо строим наилучшие для личности представления о мире. Мы усиливаем то, чего личность на самом деле желает, и воплощаем это в реальность, развиваем те черты и способности, которые личность желает иметь. Для достижения этих целей есть огромное количество процедур и техник из многих источников. В этом справочнике приводятся эффективно действующие техники различных теоретических направлений современной психотерапии, полезные для решения проблем людей, которые будут обращаться к вам за помощью. О какой бы школе мы ни говорили, всегда есть общий знаменатель, который определяет, что такое психологическое консультирование и психотерапия. Он может быть примерно таким: «Систематическое применение техник, которые без оценок направляют личность к прояснению наилучших умственных, эмоциональных или духовных сторон ее жизни, и таким образом к увеличению осознания, способностей и свободы». В книге приводится описание общих для всех психологических школ и направлений проблем индивидуального психотерапевтического консультирования и методов психологической диагностики проблем клиента, а также краткое изложение основ теории наиболее известных в нашей стране школ психотерапии и Описание конкретных методик, рекомендуемых ведущими представителями соответствующего направления. Этот справочник — в первую очередь сборник техник, точнее сказать, упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Безусловно, психологическое консультирование и психотерапия — это всегда творческий процесс, основанный на проникновении в суть проблемы. Тем не менее, исходя из своего собственного опыта психотерапевтического консультирования, нам показалось полезным создать банк методов и приемов, разнесенных по рубрикам, охкуда психотерапевт может извлекать нужные упражнения. Все техники рассмотренных в справочнике направлений психотерапии создавались в уникальной ситуации взаимодействия терапевта и клиента. Позже они могли использоваться и при работе с другими клиентами, но никогда не переносились слепо с одного клиента на другого и тем более не фетишизировались. ОТ АВТОРОВ Справочник предназначен для пракхикующих психологов и психотерапевтов. Это не учебник по теории и не исследование. Нам хотелось предложить практикующему психологу такое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе. Что нужно знать психологу, консультанту, психотерапевту, чтобы опробовать одну из техник с новым клиентом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать? Существуют ли какие-нибудь пособия или памятки, которые психолог может дать своему клиенту? Эта книга — руководство для психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и часх-ных клиниках, школах, больницах и общественных ценхрах здоровья). Она писалась для пракхиков, желающих повысихь эффективность своей работы с нуждающимися в психологической помощи клиентами. Хотим особенно отметить, что предлагаемые в этой книге упражнения не предназначены для самостоятельного использования людьми, не имеющими психологического образования. Занятия проводятся под руководсхвом терапевта, и только после того, как какие-либо техники будут освоены, их можно выполнять и самосхоятельно, например, в виде домашнего задания.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века. На сегодняшний день так и не сформулировано общепризнанное четкое определение психотерапии, способное охватить все ее виды и формы. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Используется такая психотерапия при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Но в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. При этом под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни (Психологический словарь, 1996). Поскольку мы придерживаемся именно психологической модели психотерапии, то в дальнейшем будем использовать термины «клиент» и «пациент» как равноправные. Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Разница заключается, прежде всего, в их нацеленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее разви- ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ тия. Всемирная Организация Здравоохранения прямо в преамбуле к своей Декларации указывает: «Здоровье — это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия». В этом контексте можно говорить о том, что психотерапия направлена на поддержание «общей гармонии самочувствия» в широком смысле слова, а не «излечение», «исправление» или «коррекцию» каких-либо расстройств. Расширительное понимание области применения психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой декларации зафиксировано следующее: • психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию; • психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности; • гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов; • образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах; • доступ к такому образованию осуществляется с помощью различной предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук. Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицинской модели, следует обратить внимание на ее отличие от других методов лечения. Речь идет прежде всего о том, что при психотерапии используются только психологические методы и средства, а не фармакологические, физические и т. п. Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов — лица, имеющие, среди прочего, профессиональную подготовку в области основ психологии. В последние годы условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и лич-ностно-ориентированную, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности.' ГЛАВА 1 В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений. Тем не менее, можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы — стремлении помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов. В основе психотерапии лежит идея о возможности изменения, трансформации человечес-" кого Я в динамично изменяющемся мире. Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания. Согласно современным взглядам (Александров, 1997; Год-фруа, 1992; Карвасарский, 1999; Рудестам, 1993), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы: • исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении; • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; • изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми; • развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. Главная цель всякого психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести в свою жизнь необходимые изменения. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность, или эффективность, психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Разумеется, всякая психотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый именно ею способ помогать пациентам является оптимальным, предоставляя сомневающимся проверить это на собственном опыте. В настоящее время известно и применяется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 — для детей и подростков (Kazdin, 1994). Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым как бы подразумевается то, что психотерапия изменяет личность, делает ее другой. Строго говоря, как в ходе терапии, так и в ее результате не происходит изменений личности в смысле формирования каких-либо новых ее качеств или исчезновения уже имеющихся. Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их комплекс и определяет личность как таковую. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое качество имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного реально существующему. Психотерапевтическое воздействие, не создавая у личности новых качеств, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся жизненной ситуацией. Такое «приведение в соответствие» и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений (Бурлачук и др., 1999). Сегодня наблюдается тенденция сближения врачебной и психологической психотерапии. Это проявляется как в том, что врачи так же, как и психологи, проявляют интерес к западным школам и техникам, так и в «размывании» границ врачебной «территории», которая до недавнего времени строго охранялась, в проникновении на эту территорию психологов. Высказывается мнение о том, что психотерапия — это система специально организованных методов лечебного воздействия на невротиков, а психокоррекция — воздействие на «еще не больных, но уже не здоровых», то есть на людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием. Если исходить из этого определения, получается, что ГЛАВА 1 воздействие на больного — это психотерапия, а на здорового — психокоррекция; психотерапией занимаются врачи, а психокор-рецией — психологи; психотерапия является методом лечения, а психокорреция — методом профилактики. Думается, что за таким разграничением областей воздействия на человека лежит желание психолога очертить и защитить «психологическую территорию». Мы полагаем, что о психотерапии следует говорить в случаях ориентации воздействия на излечение или личностный рост. Задача консультанта — помочь клиенту разобраться в ситуации, в проблеме: подсказать, дать совет, отразить чувства и поведение клиента, чтобы он увидел себя, просветить, поддержать, успокоить и т. п. Вместе с тем в ряде случаев затруднительно точно квалифицировать работу с клиентом как психотерапевтическую или консультационную. В зарубежной литературе термины «терапия» и «психотерапия» используются как синонимы. В связи с тем, что в данном справочнике рассматриваются основные направления зарубежной психотерапии, авторы сочли возможным сохранить эту традицию. Поэтому в дальнейшем в тексте термины «психотерапия» и «терапия», «психотерапевт» и «терапевт» взаимозаменяемы. Кроме того, в ряде случаев в том же значении мы используем термин «консультант». В настоящее время в психотерапевтической практике существуют сотни школ и направлений, которые можно классифицировать по разным признакам. Вместе с тем существуют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по своим концептуальным основам. Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Рассматриваемые в данном справочнике виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия. Так, «мишень» в биоэнергетическом анализе — тело, а в клиент-центрированной терапии — переживания (не просто испытываемые эмоции, а переживаемый опыт), в когнитивной терапии — неадаптивные мысли и другие образы воображения и т. д. Психотерапевтические подходы можно условно разделить на: 1) ориентированные на проблему и 2) ориентированные на клиента. Подразумеваемой установкой психотерапии первого типа является установка на обязательное «погружение» пациента в проблему. Если пациент не желает этого делать («погружаться»), это, в рамках данного типа психотерапии, трактуется ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ как сопротивление терапевтическому воздействию. «Ходить кругами» вокруг проблемы пациента, не входя, не углубляясь в нее, считается неэффективным. В психотерапии второго типа, напротив, клиент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько времени уделять терапии. Если клиент не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законное право клиента говорить только о том, о чем он сам желает. Рассматриваемые виды терапии (директивная, ориентированная на проблему, и недирективная, ориентированная на клиента) имеют значительные различия в процессуальном аспекте. Так, в недирективной терапии отсутствуют или слабо выражены процессы переноса клиентом на терапевта своих потребностей, типа отношений со значимыми фигурами детства. Это происходит потому, что, во-первых, клиент в процессе терапии независим от терапевта, и, во-вторых, терапевт не является для клиента загадкой, «белым экраном». Эти виды терапии работают и с разным содержанием: «дьявольским» (человек в значительной степени — игрушка в руках дьявола) и «человеческим» (человек свободен и ответствен перед самим собой). Различия между этими видами терапии можно было бы множить, но в этом нет необходимости, поскольку достаточно подробный анализ каждого направления читатель найдет в тексте. Несмотря на различия в «мишенях» психотерапевтического воздействия, в позициях психотерапевта и клиента в процессе терапии, ориентацию и теоретические основания различных школ психотерапии, психотерапевтическое консультирование — это процесс, имеющий ряд общих для всех школ и подходов стратегических и тактических моментов. К ним относятся: • этапы психотерапевтического процесса; • принципы проведения первичной консультации и основные техники психотерапевтического вмешательства; • вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы; • создание и использование метафор в процессе психотерапевтического консультирования; • требования к личности психотерапевта (консультанта); • этика психотерапевта (консультанта); Именно этим общим вопросам и посвящена данная глава. ГЛАВА 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|