Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика основных понятий теории СКД




Научная теория всегда определяет систему понятий. В принятых в 1992 году Основах законодательства РФ о культуре, четко определен основной понятийный аппарат, который постоянно используется в современной теории и практике СКД. Эти понятия имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания курса «Основы СКД». Научная теория всегда оперирует системой понятий, понятия отображают сущность тех явлений, которые исследуются конкретной научной теорией. Теория СКД, относительно молодая научная отрасль, но имеет уже сложившийся понятийный аппарат. Так как теория СКД формируется на стыке таких наук как педагогика, культурологи, психология, этика, эстетика, теория управления и др. Она заимствует из этих наук фундаментальные научные категории, адаптирует их содержании к собственным целям и задачам. Вместе с тем теория СКД разрабатывает собственные понятия, которые максимально отображают специфику СКД, как объекта, который исследует данная теория. Мы остановимся на основных специальных понятиях теории СКД, некоторые из этих понятий зафиксированы не только в научных трудах, но и в основах Закона РФ о культуре. Остановимся на нескольких понятиях.

Культурная деятельность- это деятельность, направленная на выявление, сохранение, формирование, распространение и освоение культурных ценностей.

Культурные благо- это условия и услуги представляемые организациям другими юридическими лицами, гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность- это создание культурных ценностей и их интерпретация.

Культурное достояние народов РФ- это совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждений, предприятия культура, имеющие общенациональные, общероссийские значение.

Государственная культурная политика- политика государства в области культурного развития- совокупность принципов, норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность в области культура.

Культурные ценности -это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, фольклор, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных следований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты; Основной научной категорией теории СКД является определение самого понятия СКД – это деятельность по духовному и физическому развитию личности на основе приобщения человека к ценностям культуры, вовлечение его в процесс создания, распространения и освоению этих ценностей в условиях свободного времени.

К ключевым понятиям относятся термины «социально-культурная сфера», «культурные ценности».

СКС - 1. Одна из основных сфер жизни общества (наряду с экономической, политической и культурной), которая охватывает интересы классов и социальных групп, наций, народностей, усло­вия труда и быта, здоровья досуга. 2.Это область, пределы рас­пространения СКД (семья, государственные и муниципальные струк­туры).

Культурные ценности - источник и результат социально-культурной деятельности, это постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как след­ствие, разработки и реализации множества адекватных образо­вательных, информационных, рекреативных, творчески развиваю­щих, реабилитационных и других программ.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической сис­темы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для пе­дагогической науки положениях из области человекознания, социо­логии, психологии, истории, культурологии и т.д.:

переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких спе­циализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты.подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информаци­онных технологий и других

Термины существенные для самого предмета: культурное дос­тояние народов России, творческая деятельность; творческий ра­ботник, государственная культурная политика; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов этнических общностей в области культуры.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в оте­чественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистиче­скому воспитанию масс.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключа­ются "в направленности непосредственно на активное функциони­рование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Педагогическая парадигма социально-культурной деятельно­сти как научной дисциплины во многом определяет её преемствен­ность и интегрирующий характер по отношению к целому ряду от­раслей научного знания. Речь идет о культурологии, клубоведении, библиотековедении, музееведении, парковедении, краеведении и других исторически сложившихся научных дисциплинах, внесших свой вклад в теоретическое осмысление практического опыта раз­вития социально-культурной сферы в стране.

Как предмет изучения социально-культурная деятельность имеет трехмерное построение. Наиболее полный и объективный анализ ее структуры может быть обеспечен благодаря соблюдению трех принципиальных подходов: институционального, духовно-содержательного и морфологического.

С помощью институционального измерения мы получаем воз­можность проследить динамику возникновения и исторического раз­вития форм, методов и технологий социально-культурной деятель­ности, связанных с производством, сохранением, потреблением, освоением и изучением культурных ценностей и продуктов, предме­тов искусства и быта. Духовно-содержательное измерение позволя­ет выявить воздействие социально-культурной деятельности на ду­ховный мир её субъектов и объектов - создателей и потребителей культурных благ и ценностей.

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная дея­тельность», которая обозначает как различные феномены социаль­ной и культурной жизни, так и специальные технологии.

По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентиро­вана на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы со­циализации личности, социального воспитания и образования лю­дей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных