Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности социально культурных процессов в постсоветское время




Состояние социально-культурной сферы в это время можно охарактеризовать как кризисное. В качестве основных причин, вызывающих данный кризис эксперты называют следующее:

1. Причины, связанные с общей духовной атмосферой и социально-политическим климатом в России, характеризующие­ся сменой ценностных ориентаций, появление некоего «духов­ного вакуума», губительного для культуры. Инфляция, рост пре­ступности, национальные конфликты, распад СССР, кризис вла­сти, социальная незащищенность вели к озлобленности; аполи­тичности, равнодушию, проявлению экстремистских идеологий различного толка и т. д.

2. Возросшее социальное неравенство, девальвация образо­вания, духовных ценностей, культуры в целом.

3. Возросшее отношение руководящих органов к культуре как к «второстепенному участку» общественной жизни. В ры­ночных условиях сократились государственные ассигнования на образование и культуру, были сняты дотации на культуру со стороны предприятий и ведомств. «Остаточный принцип» вло­жений в человека был не только не преодолен, но и усилился.

4. Резкая коммерциализация культуры, которая привела к ряду негативных последствий, среди коих:

а) обвальное возрас­тание цен на книги, пластинки, долговременные предметы куль­турного назначения; повышение оплаты за художественное об­разование; резкое увеличение цен на билеты в театры, музеи, кинотеатры, выставки и т. д., сделавшие их недоступными длянаселения;

б) гигантский рост низкопробной культуры «на по­требу публики», зачастую используя давно уже отвергнутые на западе зарубежные образцы «китча», «чернухи» и т. д.;

в) пере­ориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на «мас­совое» потребление, что привело к вытеснению классической и серьезной развивающей культуры.

5. Сократилось досуговое время населения, вынужденного уделять почти все время работе и дополнительному заработку в борьбе за выживание.

6. Происходила переориентация молодого поколения стра­ны на иную систему ценностей в координатах массовой культу­ры и «разгула» демократии.

Это был период мучительного перехода от моностилизма к полистилистической культуре, логика которого создавала впе­чатление полного хаоса. Однако более внимательное наблюде­ние обнаруживало свою систему в этом кажущемся безумии. По мнению Л. Г. Ионина, в переходную эпоху получают развитие черты культуры, ранее существовавшие в «латентном» состоя­нии. Автор обозначает их категориями: деиерархизация, деколо­низация, неупорядоченность, детотализация, включение (пони­маемое как максимум «культурной терпимости»), диверсифика­ция (усложнение вместо упрощения), эзотеричность, негатив­ность (как отрицание или равнодушное непризнание сущест­вующего социально-культурного порядка), ателеология (отказ признать какую-либо цель развития культуры, общества, цель жизни, человеческого существования вообще) [67, с. 190-192].

Внутреннее разнообразие, плюралистачность социокуль­турного развития страны и регионов в начале 1990-х гг. вырази­лось в новых тенденциях современного социокультурного про­цесса, среди которых можно выделить следующие.

Расширение и изменение видо-родо-жанровой системы ма­териальной, духовной и. художественной культур региона в со­ответствии с новыми потребностями, предъявляемыми временем (в том числе процессов информатизации и появлением глобаль­ной сети Интернет). Художественная культура Урала представ­лена в этот период всеми видами и жанрами пространственных, временных и пространственно-временных искусств, включая синтезированные ее виды.

В переходную эпоху наблюдается новое явление в куль­турно-исторической жизни региона - значительное расширение и активное развитие негосударственного сектора культурной сферы. Существование двух различных по экономическим осно­ваниям секторов - коммерческого и некоммерческого - порож­дает неизведанную ранее ситуацию и сложный характер. их взаимоотношений. Появляются частные арт-галереи (в Челябин­ске это «Открытый город», «Галерея Игоря Гончарова», галерея «Зимний сад»), выставочные залы («Антураж»), фотостудии («Каменный пояс»), издания (журнал «Автограф. Челябинск-АРТ») и издательства и др. Коммерциализация культуры приво­дит и к позитивным результатам: развитие спонсорской деятель­ности в области культуры и образования способствует возрож­дению традиций меценатства концаXIX- началаXXвв., харак­терных для русской культурной традиции.

Наступает и легализации новаторской культуры, которая в середине 1980 - начале 1990-х гг. выступает как молодежная или любительская субкультура, культура андеграунда. Центрами ее сосредоточения становятся вузы городов. Своеобразным зерка­лом, отразившим противоречия эпохи, выступает «уральский рок», который отличала опора на традиции отечественного го­родского фольклора, метафористичность, подчеркнутая соци­альность песенной тематики наряду с лиричностью, искренно­стью. Свердловская рок-музыка становится законодателем мод, а песни групп «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф» знала вся молодая Россия. В Перми возникает Пермское общест­во любителей хореографического искусства «Арабеск», которое объединило всех любителей балета в России. У общества не бы­ло учредителей, оно начало свою деятельность с организации конкурса артистов балета Урала (1986). Буквально переворот в балетном искусстве совершает возникший в 1989 г. в Перми первый частный театр - «Балет Е. Панфилова». В мае 1987 г. в Челябинской области после пятилетнего перерыва состоялся и вновь стал традиционным областной Ильменский фестиваль ав­торов и исполнителей самодеятельной песни, собрав 11 тыс. лю­бителей авторской песни из 45 городов.

В связи с разрушением ориентации на формирование еди­ной социалистической культуры, активизировался процесс раз­вития национально-традиционных типов культуры. В промышленных областяхУрала, где городское население состоит в пре­обладающем большинстве своем из мигрантов в первом или ^ втором поколении, национальные традиции оказались достаточ­но сильны. Во всех областях с 1988 г. создаются национально-культурные центры (татаро-башкирский, немецкий, армянский, украинский, еврейский, польской, русской традиционной куль­туры)- Первое время они существуют в различных новых струк­турах, рожденных «перестройкой». В Челябинской области это отделение Советского фонда культуры, в Пермской - клуб «Диалог», созданный при областном правлении Союза журнали­стов СССР.

Меняются ориентиры региональной культурной политики, которая явилась своеобразным способом апелляции к активно­сти людей на местах, подключения их творческого потенциала к решению задач возрождения России. В программах развития культуры промышленных областей Урала формулируется новая цель: создание системы государственных гарантий и благопри­ятных условий для сохранения, приумножения и развития раз­нообразной и самобытной российской культуры Урала и обеспе­чение реализации законных прав и свобод личности, социальных групп, народов и иных этнических общностей в сфере культуры. Законодательные органы уральских областей на протяжении!990-х гг. формируют пакеты законов, регулирующие отноше­ния в сфере развития и сохранения культуры (законы «О культу­ре», «О музеях», «О библиотечном деле» и т. д.), причем регио­нальное законодательство во многих случаях опережает феде­ральное. Для выработки общей политики в области культуры и координации усилий но сохранению и развитию культуры в ре­гионе в 1997 г. был создан Координационный совет по культуре и искусству республик и областей Уральского региона «Боль­шой Урал». В рамках деятельности Координационного совета активизировалась работа по проведению совместных культур­ных мероприятий регионального и общероссийского масштабов: фестивалей, конкурсов, смотров и т. д.

Приоритетным направлением деятельности областных управлений культуры явилось возрождение народной культуры, ее самобытных традиций и фольклора, а также сохранение и развитие самодеятельного творчества, народных промыслов и ремесел. В Челябинске активизируется деятельность областного центра народного творчества. Традиционным становится прове­дение Бажовских фестивалей.

В 1990-е гг. актуальной становится проблема региональной идентичности. С начала 1990-х гг. традиционный краеведче­ский материал, а с ним и краеведы, оказались на гребне общест­венного и гуманитарного интереса к феномену провинции. Па­раллельно идет процесс осмысления накопленного краеведче­ского материала в системе современных понятий и методологий гуманитарных наук. Была сформулирована новая линия отноше­ний к этой проблеме: задачи национального возрождения про­ецировались на проблемы изучения, сохранения и обновления культурного потенциала российских регионов. На протяжении десятилетий главной движущей силой ху­дожественного процесса в региондаявлялась местная интелли­генция, деятельность которой в концеXXв. вылилась в культур­но-просветительское движение, активно влиявшее на распространение западноевропейских и отечественных художественных традиций, расширения круга их носителей.

Таким образом, Сложившаяся ситуация потребовала создание принципиально иных структур управления СКД. В систему такой модели были положены принципы максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия общественно-культурных формирований. Потребовалось изменить закон о культуре, который должен защищать культуру и, в частности культурную сферу от политического манипулирования, экономических потрясений в условиях перехода к рынку.

Билет № 9 вопрос № 2

Технология - использование средств, форм и методов СКД, с помощью которых достигаются

планируемые результаты обучения и воспитания. Досуг - возможность разнообразной деятельности в свободное время, в соответствии со своими, интересами направленными на удовлетворение духовных, творческих и физических потребностей.

Семья - вид социальной общности, социальной системы, социальной группы, которая характеризуется различными материальными и духовными процессами. Предусматривает родственные отношения, включает в себя определенные функции, одна из которых - эмоциональная поддержка и духовное общение родственников, куда и входит общение в сфере досуга.

Особенность технологий организации семейного досуга определяют социальные факторы микро и макро масштаба. Это, прежде всего, территориальные особенности региона, города, поселка; плотность населения; возрастные особенности; национальные признаки; влияние культурных традиций населения -степень активности культивирования их в социуме; характер миграционных процессов; экономические условия: занятость населения; материальный достаток, стабильность работы градообразующих предприятий.

В настоящее время безработица, потеря нравственных ориентиров привели к появлению негативных, асоциальных явлений в общественной жизни (наркомания, алкоголизм) практически уничтожили здоровый нравственно - психологический климат семьи. Это и стало одной из основных причин снижения активности семьи в культурно - досуговой сфере - одной из центральных сфер, которые призваны решать КДУ. Возникает необходимость формирования культуру досуга семьи.

Современные социологические исследования по данной проблеме, показывают, что лидером в организации семейного досуга является женщина. На втором месте - культурно - досуговые учреждения. В этом случае семья выступает в роли пассивного, безынициативного «потребителя». Участие детей в совместном процесс организации семейного досуга допускает лишь треть респондентов. Анализ досуговых традиций и предпочтений современной семьи показал, что 72% семей не помнят или не исполняют своих семейных традиций. Однако стремление получить знание в области досугового общения семьи показали более половины респондентов.

Современные исследователи считают, что в данной ситуации необходимо определение консолидирующего звена - идеи объединения населения в данном регионе или районе;организациявзаимодействий творческого сотрудничества КДУ и семьи, основанное на взаимопонимании - учет интересов семьи, мотивированном общим стремлением инициировать участие семьи в общественной жизни района, города, региона; Направить содержание семейного досуга на преемственность, трансляцию традиций (по объединяющей идей напр. - спортивные традиции, народные традиции, культурные). Реализация данных направлений проходит поэтапно:

1. Освоение базовых знаний умений и понятий напр. «Введение в мир народной культуры»

2. Участие в творческих коллективах, клубных формированиях: «семейный клуб»; «воскресный клуб»; «творческие студии».

3. Организация и проведение массовых культурно - досуговых мероприятий (фестивали, концерты, праздники).

Проблемы организации семейного досуга разрабатываются на государственном уровне. Издается методическая литература Министерства культуры «Клуб и семья». Итогом этой сложной деятельности явилась целевая комплексная программа «Молодая семья», разработанная на долгосрочный период. В ней большое место отдано именно социально - культурной деятельности. Социально - культурная деятельность wvпозволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

Наиболее эффективными в организации семейного досуга являются групповые и массовые формы отдыха, где каждый член семьи может себя творчески реализовать, а также найти возможность установлению более тесного взаимопонимания между всеми членами семьи. Например, такие семейные праздники как спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья», или туристические походы, семейные викторины.

Пример технологии и проведения одного мероприятия. КДД «Семья года»

1. Выявление досуговых интересов и потребностей (чем любят заниматься). Сбор заявок на участие.

2. Разработка первичного плана события.

Билет № 10 вопрос № 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных