Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи поведенческой семейной терапии




Теоретическое обоснование данной терапии содержится в работах Скиннера, Бандуры, Роттера и Келли. Т.к. это направление в отечественной литературе изложено достаточно подробно (Зиглер, Федоров, Кулаков), то можно рассмотреть данный материал на основе отечественных авторов.

Основной принцип заключается в том, что поведение подкрепляется его последствием – оперантное обуславливание. Отсюда следует, что поведенческий потерн будет сопротивляться изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникают благоприятные последствия.

Поведенческие психотерапевты заявляют, что история развития их направления отличается от основного пути развития психотерапий: начав с лабораторных экспериментов поведенческая терапия перешла к научной теории и трансформировалась в искусство.

В каждой психотерапии есть свое понимание функциональной и дисфункциональной семьи. Поведенческих психологов не интересует история семьи, их больше интересует анализ последовательности поступков. Поэтому ответить сто такое функциональной и дисфункциональной семья очень трудно. Можно говорить о «хороших семейных отношениях» - такие отношения, при которых происходит обмен «приятным поведением», а «неприятное поведение» представлено минимально.

Одно из исследований в рамках поведенческой терапии говорит о том, что удовлетворенность в браке значительно больше обусловлено отсутствием взаимных фрустраций, нежели объемом доставленных друг другу удовольствий. (Паттерсон, 1974г)

Причины супружеских дисгармоний (Азрин, Настер, Джонс): 1) супруги получают в браке мало подкреплений; 2) в браке удовлетворяется слишком мало потребностей; 3) подкрепление в браке не приносит удовлетворение; 4) новое поведение не получает подкрепление; 5) один из супругов дает большее подкрепление, нежели получает; 6) внебрачные источники удовольствия конкурируют с брачными; 7) информация о потенциальных источниках удовольствия неадекватна (ожидание большего); 8) адверсивный контроль преобладает над позитивным подкреплением; (чаще всего проявляется руганью или молчанием и как правило, является неудачной попыткой добиться сплочения в дисфункцональных семьях).

Техники поведенческой терапии: одной из наиболее применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. Процесс психологической работы начинается с того, что психолог переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях ее решения.

Поведенческие психологи, в отличие от большинства семейных психологов, считающих, что семья является проблемой, и поэтому все члены семьи должны проходить совместное лечение, считают, что поведение родителей является контекстом, а ребенок и есть проблема. Поэтому на психологические сеансы приглашают ребенка и кого-то из родителей (затем чередуясь).

Поведенческая терапия родителей приследует цель – повышение их компетентности в вопросах воспитания детей, распознание и модификация партнеров эмоционально-поведенческого реагирования.

Поведенческие проблемы детей (Грациано): 1) соматические симптомы (проблемы питания); 2) сложные синдромы (психозы, ЗПР, ММД); 3) негативизм и агрессивное поведение; 4) страхи и фобии; 5) нарушение речи; 6) общие поведенческие проблемы, наблюдаемые дома (непослушание)

Все техники поведенческой терапии разделены на 3 группы:

1.Техники, основанные на теории оперантного обуславливания (+ подкрепление).

1. Шейпинг (формирование) заключается в том, что желаемое поведение достигается небольшими порциями через последовательное подкрепление. Это приближает цель.

2. Жетонная система. Взрослые используют деньги/баллы, чтобы вознаградить за успешное поведение.

3. Контрактная система включает в себя соглашение с родителями о том, что как только ребенок изменит свое поведение, они тоже изменят свое. Обмен в поведении за вознаграждение.

Ребенок получает за положительные изменения поощрения, за отрицательное – наказание.

Таймаут – прерывание, подразумевает собой наказание в виде изоляции ребенка (поставить в угол).

В качестве подкрепляющих факторов выступают вещественные стимулы (деньги, конфеты) и социальные стимулы (внимание, улыбка, похвал)

2. Техники, основанные на респондентном обуславливании (когда сам человек получает удовольствие от сделанного).

1. тренинг самоутверждения (Затарус);

2. адверсивная терапия;

3. сексуальная терапия;

4. систематическая дисамибелизация (Вольт, 1971)

3. Когнетивно-аффективные техники.

1) RET рационально-эмоциональная терапия;

2) REBT рационально-эмоциональная поведенческая терапия Элис, 1962;

3) моделирование Бандура,1969;

4) реатрибуция (переопределение) Филипс, Конферс, 1994.

Родители в этих группах проходят тренировку родительских навыков, посещают лекции, получают литературу для самостоятельного чтения, встречаются с психологом индивидуально, дискутируют в группах и т.д.

Тренинг для родителей проводится после того, как проведена процедура оценки по модели SORKS (Филипс и Конферс, 1970) S – стимул, O – организм, R – ответ, реакция, K – сущность, S – ожидаемые последствия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных