Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3.4. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога.




Основные понятия и термины по теме:

Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Педагогическое мастерство высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов.

Педагогическое мастерство понимают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1. Понятие о педагогическом мастерстве

2. Структура педагогического мастерства

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Понятие о педагогическом мастерстве

Проблема формирования педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии в трудах:

Азарова Ю.П.; Гоноболина Ф.Н.; Кузьминой Н.В.; Сластенина В.А. Работы Н.В.Александрова; О.А.Абдуллиной; Д.Ф.Николенко; А.В.Петровского; Л.Ф.Спирина и др.

Анализ исследований показывает, что единства в понимании сущности педагогического мастерства нет. Одни авторы считают, что это свойство - особенности личности педагога, другие, - что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе и т.д.

Рассмотрим некоторые подходы к определению педагогического мастерства.

Еще А.С.Макаренко высказался по вопросам педагогического мастерства, но четко выраженного определения этого понятия в его работахне содержится. Однако имеется положение, касающиеся воспитательного процесса, которое можно рассматриватькак его понимание сущности мастерства: «действительное знание воспитательного процесса... воспитательное умение». Следовательно, сущность педагогического мастерства проявляется и в знании и в умении.

А.И.Щербаков, считал, что педагогическое мастерство «это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя». («Формирование личности учителя советской школывсистеме высшего педагогического образования». Автореф.1968).

Н.В.Кузьмина, - по мнению мастерство педагога, представляет такой уровень деятельности, при котором он успешно решает профессиональные задачи.

В.А.Сластенин считает, что высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство. Теоретические знания и основанные на них умения - это главное объективное содержание педагогического мастерства, единое и общее для всех учителей.

(В.А.Сластенин. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки 1976.).

Подтверждая и развивая эту мысль, позднее он утверждает «Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса». (В.А.Сластенин и др. Педагогика. 1997).Кто такой мастер?

По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле.

Педагог - мастер вдвойне;

как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить; и

как человек, владеющий способами обучения и воспитания.

По каким признакам можно увидеть, что мы наблюдали работу воспитателя - мастера, учителя - мастера?

Мастерство проявляется в деятельности. Внешне оно выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса.

Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется следующим образом:

Педагогическое мастерство высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов.

(Нина Васильевна Кузьмина, Николай Васильевич Кухарев «Психологическая структура деятельности учителя» Тюмень, 1976 - с.20).

Но в чем заключается сущность педагогического мастерства? Как можно добиться высокого уровня деятельности?

И здесьмы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позицией личностно-деятельностпого подхода.

В этом случае мастерство понимают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. (Основы педагогического мастерства /под редакцией И.А.Зязюна. М.Просвещение, 1998.).

К таким важным свойствам относят

• гуманистическую направленность личности;

• профессиональные знания;

• педагогические способности;

• педагогическая техника.

Важно отметить, что все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний.

Основой саморазвития мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности - способности; средством саморазвития мастерства являются умения в области педагогической техники.

Некоторые авторы обращают внимание на то, что деятельность, технология и мастерство —понятия одного ряда.

(Лариса Анатольевна Байкова, Лидия Константиновна Гребенкина и др.) (Педагогическое мастерство и педагогические технологии, М., 2000 - с.8).

Технология от греческой «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» учение, наука, закон; буквально это учение о мастерстве, умении специалиста.

С технологической точки зрения.

Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных