ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3.4. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога.Основные понятия и термины по теме: Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Педагогическое мастерство понимают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению): 1. Понятие о педагогическом мастерстве 2. Структура педагогического мастерства Краткое изложение теоретических вопросов: 1. Понятие о педагогическом мастерстве Проблема формирования педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии в трудах: Азарова Ю.П.; Гоноболина Ф.Н.; Кузьминой Н.В.; Сластенина В.А. Работы Н.В.Александрова; О.А.Абдуллиной; Д.Ф.Николенко; А.В.Петровского; Л.Ф.Спирина и др. Анализ исследований показывает, что единства в понимании сущности педагогического мастерства нет. Одни авторы считают, что это свойство - особенности личности педагога, другие, - что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе и т.д. Рассмотрим некоторые подходы к определению педагогического мастерства. Еще А.С.Макаренко высказался по вопросам педагогического мастерства, но четко выраженного определения этого понятия в его работахне содержится. Однако имеется положение, касающиеся воспитательного процесса, которое можно рассматриватькак его понимание сущности мастерства: «действительное знание воспитательного процесса... воспитательное умение». Следовательно, сущность педагогического мастерства проявляется и в знании и в умении. А.И.Щербаков, считал, что педагогическое мастерство «это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя». («Формирование личности учителя советской школывсистеме высшего педагогического образования». Автореф.1968). Н.В.Кузьмина, - по мнению мастерство педагога, представляет такой уровень деятельности, при котором он успешно решает профессиональные задачи. В.А.Сластенин считает, что высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство. Теоретические знания и основанные на них умения - это главное объективное содержание педагогического мастерства, единое и общее для всех учителей. (В.А.Сластенин. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки 1976.). Подтверждая и развивая эту мысль, позднее он утверждает «Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса». (В.А.Сластенин и др. Педагогика. 1997).Кто такой мастер? По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Педагог - мастер вдвойне; как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить; и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. По каким признакам можно увидеть, что мы наблюдали работу воспитателя - мастера, учителя - мастера? Мастерство проявляется в деятельности. Внешне оно выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется следующим образом: Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. (Нина Васильевна Кузьмина, Николай Васильевич Кухарев «Психологическая структура деятельности учителя» Тюмень, 1976 - с.20). Но в чем заключается сущность педагогического мастерства? Как можно добиться высокого уровня деятельности? И здесьмы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позицией личностно-деятельностпого подхода. В этом случае мастерство понимают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. (Основы педагогического мастерства /под редакцией И.А.Зязюна. М.Просвещение, 1998.). К таким важным свойствам относят • гуманистическую направленность личности; • профессиональные знания; • педагогические способности; • педагогическая техника. Важно отметить, что все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний. Основой саморазвития мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности - способности; средством саморазвития мастерства являются умения в области педагогической техники. Некоторые авторы обращают внимание на то, что деятельность, технология и мастерство —понятия одного ряда. (Лариса Анатольевна Байкова, Лидия Константиновна Гребенкина и др.) (Педагогическое мастерство и педагогические технологии, М., 2000 - с.8). Технология от греческой «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» учение, наука, закон; буквально это учение о мастерстве, умении специалиста. С технологической точки зрения. Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|