ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура педагогического мастерства.Педагогическое мастерство представляет собой систему, все компоненты которой взаимосвязаны и им свойственно саморазвитие. I. Высокий уровень общей и педагогической культуры. Культура учителя (воспитателя) - это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство. Понятие «культура» имеет различные определения (более 200). Наиболее общим является следующее определение. «Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества». («Философский словарь /Под редакцией М.М.Розенталя - М., 1972, с.196). Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. 2. Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности, идеалы. Каждый педагог должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Педагогическая направленность личности каждого педагога многогранна. Ее составляющие ценностные ориентации следующие: 1. На себя - самоутверждение - чтобы видели во мне знающего требовательного, настоящего педагога. 2. На средства педагогического воздействия. 3. На ребенка, детский коллектив. 4. На цели педагогической деятельности. Все виды направленности должны быть гармонично скорректированы: достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанника и, конечно, важно правильно определенные цели деятельности. 3. Профессиональные знания и умения являются важнейшей частью педагогического мастерства. Что составляет содержание профессиональных знаний? • философские; • психолого-педагогические; • социальные; • специальные; • дополнительные знания, Важно, чтобы они были комплексными, чтобы педагог мог синтезировать изучаемые науки. К профессиональным умениям относят следующее: • диагностические; • коммуникативные; • организаторские; • исследовательские; • проектировочные. 4 Педагогические способности. Ученые исследователи выделяют ведущие из них: * дидактические (учебные) • коммуникативные (способность общаться) • перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность) • эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой) • прогностические (способность намечать перспективы) • креативность и импровизацию (способность к творчеству) • интуицию (способность предвидеть), • эмпатию (способность к сопереживанию) 5. Технологическая компетентность, которая проявляется в овладении различными педагогическими технологиями. Педагогические технологии - это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей. В узком смысле слова, педагогическая технология — это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. Практически педагогическая технология реализуется через систему слагаемых, среди которых можно выделить основные: • технологию педагогической оценки (ТПОц) • технологию педагогического требования (ТПТ) • технологию педагогического создания и разрешения конфликта (ТПСиРК) • технологию педагогического информативного воздействия (речевого и демонстрационного). и дополнительные • технологию организации групповой воспитывающей деятельности • технологию создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата • технологию этической защиты • технологию организации воспитывающей среды и др. Элементом педагогической технологии является педагогическая техника. ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма (психофизического аппарата) как инструмента воздействия. Условно эти умения можно разделить на четыре группы: 1. Речевые, или вербальные (голос, дикция, интонация, темпо-ритм и др) 2. Неречевые, или невербальные (мимика, пластика, артикуляция, жестикуляция, экспрессивная окраска пластики, движения педагога по классу). 3. Социально-перцептивные (восприятие, внимание, наблюдательность, воображение и т д) 4. Управление эмоциональным состоянием (снятие психического напряжения, саморегуляция, релаксация и аутотренинг, самовнушение, создание творческого самочувствия) Через педагогическую технику, как через некую призму преломляется реализация всех остальных элементов педагогической технологии. Например: если учитель (воспитатель) имеет невнятную дикцию, то ему трудно объясниться с детьми; если он излишне жестикулирует, то это может отвлекать учеников от восприятия излагаемого содержания; когда он чрезвычайно вспыльчив, то это отражается на всем характере взаимодействия и взаимоотношений со школьниками. Учитель (воспитатель) самостоятельно может вырабатывать технические умения, занимаясь дыхательной гимнастикой, ораторским искусством, тренируя выносливость своего голоса, разнообразя эмоциональную окраску произносимых фраз, проводя самоанализ своей деятельности и обращаясь по мере необходимосги к самовнушению и аутогенной тренировке и т.д 6. Профессионально значимые личные качества: • гражданственность • патриотизм • интеллигентность (совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемых к людям -носителям культуры) • духовно-нравственная культура • любовь к детям • трудолюбие и работоспособность • ответственность • технологическая компетентность. Духовность означает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|