Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творческое решение профессиональных конфликтов




 

Мы зачастую уверены, что возникающие на работе конфликты либо невозможно разрешить вообще, либо можно разрешить разве что увольнением одного из участников. Всего два варианта – и какое сразу ограничение пространства для маневра! Почему бы не применить креативность и в этой сфере?..

Творческое решение конфликтов тоже возможно, ибо конфликт – это проблема, а решение любой проблемы можно осуществить творчески.

Исследования показывают: подавляющее большинство увольнений происходит из‑за плохих отношений с начальником. Увольняясь по этой причине, люди делятся наболевшим: «Я никак не мог с ним ужиться! Что бы я ни делал, все ему казалось неправильным! За каждый мой поступок я получал выговор, даже если не делал ничего плохого! Он высмеивал меня, если я проявлял инициативу, и ругал меня за безразличие, если я инициативы не проявлял. Он придирался ко мне по пустякам. Чем лучше я работал, тем больше он требовал и никогда не оценивал моих стараний. Ни разу я не услышал слова благодарности. Мне казалось, что он просто меня ненавидит».

Если вам в этих словах слышится что‑то знакомое, если вы и сами могли бы сказать то же самое, это значит, что вы оказались в очень распространенной ситуации. И самое неприятное, что чаще всего вам просто некуда деваться, вы вынуждены работать на человека, который вас критикует, оскорбляет, огорчает, а возможно, и травит. Что же делать? Самый простой совет был бы сменить работу, и это действительно лучший выход. Но именно в данной ситуации посоветовать проще, чем сделать. Потому что если вы продолжаете работать в столь неприятных условиях, значит, у вас есть на то причины. Даже если вы уже решили уйти, какое‑то время вам придется доработать. И будь то несколько месяцев или несколько недель, этого хватит, чтобы сжечь вам пару миллионов нервных клеток.

Редко увольняются из‑за трений с коллегами, однако всем известно, что напряжение между сослуживцами может сильно осложнить жизнь. Для решения подобных проблем на работе – возникают ли они с начальством или с коллегами – обычно используются наработки особого раздела психологии – психологии конфликтов.

В упрощенном и начальном варианте психология конфликтов предлагает нам несколько способов ослабить напряжение на работе. Самый универсальный и применимый вообще в любых отношениях – это разговор напрямик. Плюсы этого способа в том, что, если ваш собеседник откровенен, он действительно выскажет вам все как на духу. Особенно, если и у него накипело. Это в свою очередь даст возможность решить конфликт. Либо станет ясно, что конфликт нерешаем. Что ж, по крайне мере, вы поймете, что придется или уйти, или смириться.

Однако надо быть готовым к тому, что способ может оказаться нерезультативным. Причина состоит в том, что редкий человек вообще способен ровным тоном выяснять отношения. Еще одна причина – неискренность. Вряд ли начальник или коллега скажет, что просто боится, как бы вы не заняли его место. Вряд ли кто‑то скажет, что завидует вашему успеху, зарплате, интеллекту, образованию, таланту, внешности, браку. В крайне редких случаях собеседник ответит, что вы ему просто не нравитесь. Если вы решитесь на прямой разговор, то, скорее всего, услышите, что вы себе все навыдумывали и что ему есть о чем думать, кроме вас, ибо вы слишком незначительны, чтобы он тратил на вас свои эмоции. Самый вероятный исход разговора – скандал, потому что при такой беседе вы легко перейдете на эмоции, как и тот, с кем вы пытаетесь разрешить конфликт. И конфликт усилится. Чтобы этого не произошло, говорить нужно, используя все свое дипломатическое искусство, – проще говоря, «с холодным носом».

Чтобы смягчить конфликтность разговора, можете подчеркнуть, что вам очень нравится работа, вы хотите и далее ее выполнять. Но все это омрачено беспокойством, так как шеф явно хочет что‑то дать вам понять, но что именно – вы понять не можете. В разговоре с коллегой подчеркните, что для вас важен здоровый климат в коллективе, как и для него, потому что это прямо влияет на результативность работы.

Это примерная канва разговора, плюс которого в том, что вы сами не устраиваете скандал и не даете собеседнику повод поскандалить. Потому что скандалит он, когда вы обвиняете его. Вы и себя не обвиняете, а если вы не чувствуете себя жертвой, нападать на вас не особенно хочется. Нет, вы показываете исключительно заботу об общем благе, то есть об успешной работе фирмы.

Разговаривая с начальством «по душам», надо иметь в виду, что вам могут ответить коротко и ясно: «Не нравится – увольняйся». Это тем более случится, если вы на повышенных тонах будете угрожать увольнением.

Еще один способ разрешения конфликтов заключается в том, что вы, вместо коллеги или непосредственного начальника, беседуете с руководством фирмы. Вы доводите до сведения руководства, что испытываете сложности в работе с коллегой/начальником. Вы не выясняете, почему кто‑то к вам плохо относится, не жалуетесь и не кляузничаете. Вы просто констатируете факт и просите совета, как быть.

Способ кажется хорошим, и он действительно хорош. Однако шансов на успех здесь меньше, чем в первом случае. Потому что вы жалуетесь руководству на сотрудника или начальника, а именно руководство наняло и рядового сотрудника, и начальника. Редко кто готов признавать ошибку.

Другой подводный камень беседы с руководством состоит в том, что, может быть, ваш противник уже успел пожаловаться на вас руководству. Вы никогда не знаете, что он мог наговорить, но наверняка обрисовал вас в не самых приглядных тонах.

Оба эти способа не могут гарантировать успех. Я уже называл несколько причин тому, но есть одна, сама главная. Подобные разговоры основаны на рационализме, а вам нужно разрешить совершенно нерациональную ситуацию. Как правило, сложные отношения невозможно исправить логикой. Если человек попросту плохо к вам относится, разумные доводы его не убедят. Он и так видит, что вы хорошо работаете, ответственны и внимательны, но не придает этому значения. Все разумные доводы редко срабатывают, поэтому опытные в отношениях люди знают: конфликт возникает на эмоциях и на уровне же эмоций может решаться. Ведь математическую задачу, построенную на логике, вы эмоциями не решите, только логикой.

Чтобы отношения на работе были здоровыми, нужно, чтобы оба человека (или весь коллектив) хотели и могли их улучшать, разрешать конфликты и не допускать их. Если кто‑то один не хочет этого делать, ему это не надо или он просто не видит проблему, то одиночные попытки могут стать настоящим испытанием вашего терпения и человеколюбия.

Хорошие отношения на работе всегда будет иметь тот сотрудник или начальник, который старается просто быть хорошим человеком. Он обладает ровным характером, умеет контролировать эмоции, стремится поступать по совести и способен находить нечто хорошее в любых событиях. Такие люди поистине умеют превращать работу в удовольствие как для себя, так и для тех, кто работает рядом с ними.

Если тот, кто работает рядом с вами, является полной противоположностью описанной выше личности, вам поможет только следующее.

Прежде всего, вам необходим настоящий профессионализм. Если вы некомпетентны, то испортить вам жизнь будет гораздо проще, какую бы позицию ни занимал тот, кто пытается ее испортить. Чтобы стать мастером своего дела, требуется прилагать немало самоотдачи, усилий и времени, но зато вы лишите коллегу или тем паче начальника использовать против вас ваши ошибки. Даже если на вас будут наговаривать, вы сможете доказать руководству, что претензии необоснованны.

Укрепляйте свою репутацию. Это важный фактор, и надо помнить, что репутацию трудно построить и легко разрушить. Не давайте коллегам или начальнику поводов чернить вас как сотрудника и как человека. Поддерживайте теплые отношения с сослуживцами, избегайте сплетен, будьте вежливы, предупредительны и приятны во всех отношениях с клиентами и партнерами. Этого достаточно для того, чтобы создать себе хорошую репутацию. Потом, если конфликт разрастется, вам будет гораздо легче защитить себя. Юрист в таком случае назвал бы вас свидетелем, достойным доверия.

И наконец, если, несмотря на ваши усилия, конфликт на работе грозит выйти из‑под контроля, будьте готовы сменить работу. Конфликт с начальником, который одновременно является хозяином фирмы, грозит увольнением? Не дожидайтесь этого, подготовьте резюме и начинайте искать работу. Это единственное средство, которое дает стопроцентную гарантию разрешения конфликта. Не бойтесь сменить работу, в худшем случае вы останетесь при прежней зарплате и перспективе. Но также очень вероятно, что вы еще и улучшите свои позиции. При поиске работы обратите внимание не только на зарплату и соцпакет, но и на то, вызывает ли будущий начальник у вас симпатию, является ли он тем порядочным и воспитанным человеком, которого мы обсуждали чуть выше. Если вы увидите, что на вас смотрят свысока или с вами говорят по‑хамски, не соблазняйтесь этой работой. Иначе вы наступите на те же грабли.

То, насколько комфортно вы себя чувствуете на рабочем месте, зависит в первую очередь от отношений, которые вас окружают. Не случайно полностью довольны работой только фрилансеры: им вообще не приходится сталкиваться с коллективом. Ищите дружный коллектив, близкий вам по духу, и вы его найдете.

 

 

Часть 5






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных