Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях




При обсуждении перспективных направлений прикладной акмеологии обязательно следует упомянуть еще одно весьма важное, которое связано с разработкой проблем профессионализма специалистов и руководителей, осуществляющих свою деятельность в особых и экстремальных условиях или затрудненных управленческих ситуациях.

Название этого направления пока еще не стало строгим операциональным, хотя научное содержание концептуально определилось – это акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях.

Проблематика этого направления весьма обширна и связана в первую очередь с профессионализмом специалистов и руководителей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в затрудненных условиях, предъявляющих повышенные требования к субъекту деятельности. Актуальность возникновения, формирования и становления данного направления прикладной акмеологии обусловлена рядом причин и в первую очередь значительным расширением сферы профессиональной деятельности, осуществляемой в затрудненных условиях (особых, экстремальных и сверхэкстремальных). Такая работа сопряжена с большими нервно-психическими и энергетическими затратами, наличием значительного числа непредвиденных ситуаций, с опасностями и высоким риском. Прогнозировать, описывать и алгоритмизировать возможные исходы в таких условиях не представляется возможным, поэтому особые требования предъявляются к профессионализму тех, кто осуществляет там свою профессиональную деятельность. Если не принимать специальных мер, то в силу очень высокой психологической «цены» у субъектов такой деятельности происходит преждевременная потеря работоспособности и даже трудоспособности.

Отличительной особенностью данного направления прикладной акмеологии является повышенное внимание к анализу:

- специфических условий деятельности;

- изучению действующих экстремальных факторов, их видов;

- характера действия на субъекта и саму систему.

Уже разработаны классификации и типологии таких факторов и их системные описания, на этой основе сформулированы требования к психическим свойствам и личностно-профессиональным качествам субъектов деятельности, описаны их функциональные состояния в процессе деятельности, пути их оптимизации.

В концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях было показано, что для формирования профессионализма необходимо создавать резерв функциональных возможностей (знаний, умений, качеств, креативности и пр.), которые последовательно и произвольно включаются субъектом при осложнении деятельности. Особая роль при этом принадлежит общим и специальным акмеологическим инвариантам профессионализма, последние же определяются в процессе акмеологического анализа. Формирование резерва функциональных возможностей является главной задачей на всех этапах становления профессионализма. Разработанная акмеологическая концепция является методологическим ориентиром, так как специфика деятельности и конкретные виды экстремальных факторов сильно влияют на содержание специфических акмеологических инвариантов профессионализма, профессионально важных качеств, специальных умений и навыков. Поэтому проблематика данного направления акмеологии весьма обширна, здесь имеется много пока еще не решенных задач, особенно когда деятельность осуществляется в условиях угроз, сильного риска, неопределенности, целенаправленных манипулятивных воздействий.

 

Контрольные вопросы к теме 5.

1. Дайте общую характеристику военной акмеологии, ее предметной и объектной области.

2 В чем специфика акмеологического исследования воинского труда?

3. Дайте общую характеристику педагогической акмеологии как прикладного научного направления акмеологии.

4. Какова предметная область педагогической акмеологии?

5. Каковы уровни профессионализма педагога?

6. Дайте общую характеристику социальной акмеологии и ее проблематике.

7. Что из себя представляет предметная область социальной акмеологии?

8. Что из себя представляет управленческая акмеология как направление прикладной акмеологии?

9. Какие трудности теоретического характера возникают при решении задач личностно-профессионального развития руководителей?

10. Каково общее содержание концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях?

11. Что такое резервные функциональные возможности и как они формируются?

Лекция 6.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных