Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общее представление о компетентности




Исследования проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условиям становления профессионала.

Исследования профессиональной компетентности базируются на адекватном понимании ее сущностных характеристик, отражающих общее содержание самой категории компетентности. Речь об этом уже шла в первом разделе, но на обобщенном, концептуальном уровне. Рассмотрим акмеологический аспект проблемы компетентности более подробно.

В науке компетентность (competentia – принадлежность по праву) – характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. Существует и еще один аспект трактовки: competence – это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Поэтому компетентный (competens – принадлежащий, соответствующий, способный) – это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные.

С психологической точки зрения в содержании данных определений просматривается ряд взаимосвязанных особенностей, которые и обусловливают качественные характеристики этого свойства личности.

Первая характеристика профессиональной компетентности называется гностической, или когнитивной, она отражает наличие необходимых профессиональных знаний. Их объем и уровень и являются главной характеристикой компетентности.

Вторая – регулятивная, позволяющая использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач. Очевидно, что регулятивный компонент включает в себя проектировочную и конструктивную составляющие, проявляющиеся в умении прогнозировать и принимать эффективные решения.

Третья – рефлексивно-статусная, дающая право за счет признания авторитетности действовать определенным образом.

Четвертая – это нормативная характеристика, отражающая круг полномочий, сферу профессионального ведения.

Наконец, пятая является коммуникативной характеристикой, так как пополнение знаний или практическая деятельность всегда осуществляются в процессе общения или взаимодействий.

Таким образом, когда речь идет о компетентности в чем-либо, следует отмечать или выделять все названные компоненты. С этих позиций на уровне общего в акмеологических исследованиях необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентности и ее конкретных видов.

На уровне особенного в профессиональной компетентности обязательно отражается специфика профессиональной деятельности, сумма специальных профессиональных знаний, особенности профессиональных отношений и пр.

В качестве примера рассмотрим краткое изложение структуры профессиональной компетентности профконсультантов службы занятости. Проведенные исследования показали, что в силу характера выполняемой деятельности профессиональная компетентность включает основные компоненты:

- профессионально-правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распорядительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию и пр.);

- профессиологическую компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности и пр.);

- социально-перцептивную компетентность (ввиду того, что деятельность профконсультанта относится к системе «человек – человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);

- коммуникативную компетентность (ввиду того, что деятельность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения).

Профессиональная компетентность является обобщающей психологической и акмеологической категорией. Если ее рассматривать с системных позиций, то можно утверждать, что она не является неким монообразованием, а содержит различные взаимосвязанные компоненты. Это было показано на примере ее наличествующих главных характеристик: гностической, рефлексивно-статусной и др. К тому же на уровне особенного она, как отмечалось, может выступать в конкретных видах, отражающих специфику профессиональной деятельности и взаимодействий. В то же время, если данная деятельность относится к классам «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – большие социальные группы», ее особенным видом является психологическая компетентность, которая без преувеличения является стержневой составной частью профессиональной компетентности и включающей: социально-перцептивную компетентность; социально-психологическую компетентность; аутопсихологическую; коммуникативную компетентность; психолого-педагогическую компетентность.

Данные виды психологической компетентности, а также условия, факторы и технологии их развития стали объектами прикладных психологических и акмеологических исследований. Опишем некоторые из них.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных