Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Маржинальный (операционный) анализ




В связи с усилением конкуренции, развитием теории маркетинга и деления затрат на постоянные и переменные сформировалась система управления затратами «директ-костинг», в основу которой положен принцип контроля затрат в связи с колебаниями объёма производства.

Для системы управления затратами «директ-костинг» характерны следующие черты:

♦ учет продукции только в разрезе переменных затрат и определение ее производственной себестоимости;

♦ учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение операционной прибыли для определения конечного финансового результата;

♦ определение маржинального дохода как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием;

♦ определение взаимосвязи и взаимозависимости между объемом продажи, себестоимостью и прибылью;

♦ установление точки безубыточности, при которой величина выручки от продажи продукции равняется ее полной себестоимости.

Традиционным для отечественного учета является калькуляционный вариант, при котором учет направлен на получение данных о полной себестоимости продукции. При этом варианте в себестоимость продукции включаются все затраты предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, производственные и периодические. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, в течение месяца накапливаются на собирательно-распределительных счетах, а затем переносятся на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Если предприятие расширяет производство и продажи, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска — себестоимость растет.

Организация учетной практики на отечественных предприятиях по системе «директ-костинг» — не дань моде, а требование сегодняшнего дня. Ее применение способствовало бы повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов снижения себестоимости продукции.

Ключевыми элементами маржинального анализа являются: операционный рычаг, валовая маржа и запас финансовой прочности предприятия.

Исходные данные

Таблица. 3.12

Показатели Обозначения Значения
Объем производства, кг. Q 1359,0
Цена реализации, тыс.руб. Ц 510,0
Выручка от реализации, тыс.руб. Выр. 693 090,0
Переменные затраты на единицу, тыс. руб. Стпер 330,6
Переменные затраты, тыс. руб. Спер 449 347,5
Валовая маржа, тыс.руб. ВМ 243 742,5
Постоянные затраты, тыс. руб. Спост 117 181,9
Прибыль от реализации, тыс.руб. Пр 126 560,6

 

1. Критический объём продаж - это величина объёма продаж, при котором предприятия будет в состоянии покрыть все свои затраты, не получая при этом прибыли. Критический объём продаж позволяет определить за каким уровнем продаж обеспечивается рентабельность продажи.

Порог рентабельности равен:

Р min - пороговая выручка;

СПОСТ - постоянные затраты;

СПЕРМ - переменные затраты на уровне точки безубыточности.

В стоимостном выражении уровень безубыточности показывает, какая сумма потребуется для покрытия затрат.

В натуральном выражении уровень безубыточности показывает сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы покрыть произведенные затраты.

В стоимостном выражении уровень безубыточности определяется по формуле:

СПОСТ - постоянные затраты на весь объем производства;

СПЕРЕМ - переменные затраты;

V - объем продаж в стоимостном выражении.

334805,43 тыс. руб.

В натуральном выражении количество единиц продукции проданной в точке безубыточности определится по формуле:

653,19 тыс.т.

2. Важным показателем при принятии решений является вклад на покрытие. Вклад на покрытие (валовая маржа) постоянных затрат и формирования прибыли - это разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции:

 

V - объем продаж в стоимостном выражении;

СПЕРЕМ - переменные затраты.

При принятии решений, нацеленных на увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению вклада на покрытие.

ВнП = 693 090,0 – 449 347,5 = 243 742,5 тыс.руб.

Коэффициент вклада на покрытие показывает, какая доля в объёме продаж может быть использована для покрытия постоянных издержек и формирования прибыли:

Квнп = 243 742,5 / 693 090,0 = 0,35.

Критический уровень постоянных расходов

Критический уровень постоянных расходов определяется по формуле:

 

С = = 117 152,4 тыс.руб.

 

Критическая цена реализации

Критическая цена реализации продукции определяется по формуле:

Цкр= = 509,39 руб.

3. Запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности позволяет сделать оценку дополнительного, то есть сверх уровня безубыточности, объёма продаж. Запас финансовой прочности позволяет измерить степень устойчивости предприятия в финансовом положении, его возможности продолжать бесперебойно работать.

ЗФП - запас финансовой прочности;

V - объем продаж в стоимостном выражении;

P min - минимальный объем реализации в стоимостном выражении (пороговая выручка);

 

ЗФП = (693 090,0 – 334 805,43) / 693 090,0 *100% = 51%

4. Операционный рычаг.

Операционный анализ - неотъемлемая часть управленческого учёта. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Уровень операционного рычага зависит от отраслевой принадлежности предприятия, высокий уровень соответствует фондоемким отраслям (горная промышленность, машиностроение).

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результат от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Этот показатель в экономической литературе обозначается так же, как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Заметим, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации.

Вместе с тем, эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных и переменных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше переменные затраты, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли.

Все это убеждает нас в том, что сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

 

ОР - операционный рычаг;

Пр - прибыль предприятия.

1,9руб./руб.

На основе произведенных расчетов можно сделать вывод, что предприятие ОАО «БРУ» производит и реализует продукции больше критического объема производства на 705,81, что в денежном выражении составляет 359963,1 тысяч рублей. Следовательно, у предприятия есть возможность снижать объем производства на 51% прежде, чем будет достигнута точка безубыточности.

Расчет маржинального дохода (вклад на покрытие) показал, что предприятию необходимо 243 742,5 тысяч рублей для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли. Данный показатель вклада на покрытие удовлетворяет потребности предприятия в постоянных затратах.

Как показали расчеты критического уровня постоянных расходов (С =117 152,4 тыс.руб.), то рассчитанные показатели совпадают с постоянными затратами (Спост=117 181,9), таким образом, если предприятие будет еще увеличивать свои постоянные расходы при прочих равных условиях, то это может повлечь за собой отрицательные результаты работы предприятия.

При расчете критической цены стало видно, что она так же равна цене реализации в отчетного периода и составила 509,39 руб. за тонну. Следовательно, предприятию нельзя снижать данный уровень цены, иначе это будет убыточно для предприятия.

Операционный рычаг означает, что если объем продаж возрастает на 1 рубль, то прибыль возрастает на 1,9 руб. У данного предприятия операционный рычаг имеет положительное значение, это говорит о том, что предприятие в ходе своей деятельности имеет прибыль и не является рискованным предприятием для инвестирования. Следовательно, при малейшем сбои в производстве предприятие в разряд убыточных, не перейдет.

Возникновение системы «директ-костинг» вызвано необходимостью ускорить процесс управления и по возможности регулировать затраты, то есть рассчитывают то, на что можно повлиять. В данном случае целесообразно рассмотреть оценку поведения затрат на предприятии при делении затрат на постоянные и переменные для выявления наиболее затратообразующего звена и дальнейшего совершенствования планирования затрат






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных