Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория психосоциального развития Э.Эриксона




(эпигенетическая теория)

Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994), будучи последователем З.Фрейда является представителем эго-психологии. В центре его концепции развитие «Я» человека и его отношения с обществом.

Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, так как в центре ее — рост компетентности чело­века во взаимодействии с социальным окружением. Эриксон подчеркивал значимость историческо­го и культурного контекста развития личности. Помимо традиционной для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных слу­чаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение здоровых детей. Он также использовал кросскультурный (этнографический) метод: изу­чал особенности воспитания детей в племенах американских индей­цев и в условиях современного технологического американского об­щества [16].

Главное положение теории Эриксона состоит в том, что ка­ждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на ка­ждой из которых ему выдвигается социальное требование. Стадии З.Фрейда не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.

Центральным понятием периодизации Э. Эриксона является понятие идентичность — набор черт или индивидуальных характеристик, кото­рый делает человека подобным самому себе и отличным от других людей. Эго-идентичностъ — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Группо­вая идентичность — чувство принадлежности к данной социаль­ной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формиру­ются прижизненно.

Механизм формирования идентичности по Эриксону связан с процессом ритуализации — определенными закрепившимися формами поведе­ния, через которые осуществляется взаимосвязь людей, их отношения. Ритуализация имеет исторический характер и особенности в различных культурах.

Ритуализация в человеческом поведении – это основанное на соглашении взаимодействие двух или более людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для всех участников [7]. Ритуальные формы взаимодействия не выдуманы Эриксоном, а заложены историческим ходом развития человеческих отношений. Примером ритуала может служить обращение мамы к: ребенку по имени. Система формальных отношений (правил) поведения ребенка в школе (ребенок-ученик), его отношения со взрослым-учителем тоже являются примером сложившегося ритуала поведения в условиях школьной ситуации.

Таким образом, ритуал – это принятая форма взаимодействия, которая помогает человеку адаптироваться в обществе. Для каждой стадии развития личности характерен свой ритуал, свои формы отношений «Я» и общества. В зависимости от того, как социальное окружение ребенка построит с ним отношения (ритуалы), насколько адекватные требования будут предъявляться ребенку на том или ином этапе развития, сумеет ли ребенок адаптироваться к ним – от этого зависит, какие личностные характеристики на этом отрезке развития приобретет ребенок, будут ли они способствовать его идентификации.

Поскольку все характеристики личностного развития на каждой стадии перечислить невозможно (они многовариантны) Эриксон определил крайние варианты развития: положительные и отрицательные, в зависимости от того, какое отношение испытывал человек со стороны окружающих (какие ритуалы диктовала ему социальная среда).

В структурном изложении периодизация Э.Эриксона представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Периодизация психического развития Э.Эриксона

 

Стадия развития и возрастные границы Субъект наиболее значи-мых отноше-ний Ритуал (сущность отношений) Основное кризисное противоречие возраста (выбор) Позитивная линия развития (положительные личностные характеристики как результат выбора) Негативная линия развития (отрицательные личностные характеристики как результат выбора)
1. Младенчество (0-1г.) Мать Взаимность (во всем) Вера и надежда – отдаление Доверие к людям, к миру, взаимная любовь, привязанность, удовлетворение жизненных (биол.) и потребностей в общении Недоверие к миру, эмоциональный дискомфорт (вследствие плохого обращения, игнорирования потребностей, раннего отлучения от груди)
2.Ранний возраст (1-3 г.) Родители Различение добра и зла (постижение того, что такое «хорошо» и что такое «плохо» Самостоятельность и воля –зависимость и импульсивность Самостоятельность, уверенность в себе, волевые действия Сомнения и гипертрофированное ч. стыда, тревожностьслабое развитие речи, желание скрыть свою ущербность, раздражительность
3. Возраст игры (3-6 л.) Семья Драмматизация (игры различного характера и сложности) Личная инициатива – чувство вины и страх порицания Инициативность, любознательность, активность, воображение, подражание взрослым, полоролевое поведение Чувство вины, апатия, безинициативность, зависть к др. детям, уклончивость, нет полоролевых отношений
4. Школьный возраст 6-12 Школь-ный круг людей Подчинение правилам компетентность – чувство неполноценности Мотивация достижения, познавательные и коммуникативные навыки, ориентировка на задачу, оптимистическое поведение Мотивация избегания неудачи,, уход от сложных заданий, боязнь соревнований, конформность, пессимистическое настроение, проявления мазохизма
5. Юность (12-18 л.) Группы сверстников Идеологические изыскания (становление убеждений и мировоззрения) Верность принципам - отвержение принципов общеста Первое цельное представление о себе самом – эго-идентичность, построение планов на будущее самоопределение, половая поляризация в межличностных отношениях Диффузия идентичности, преобладание потребности в самоанализе в ущерб межличностным отношениям, путаница в моральных и межличностных установках
6. Молодость (18-25/30 л.) Друзья, сексуальные партнеры Установление близких (интимных) связей Интимность - изоляция Любовь, стремление к контактам с людьми, желание и способность действовать для других Чувство изоляции и одиночества, избегание людей, замкнутость, непредсказуемое поведение, ч. ущербности.
7. Зрелость (взрослость) (25/30 - 55/60 л.) сотрудники, члены семьи Порождение (рождение и воспитание детей) Забота - отречение Творчество, любовь и увлеченность работой, ч. гордости за детей Застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе, гипертрофированная забота о себе
8. Старость (свыше 60 л) Родные и близкие Философия Целостность и мудрость – отчаяние, презрение Эго-интеграция – принятие собственной жизни, раздумья о прошлом, его спокойная оценка, ощущение полезности жизни, интерес к жизни, понимание, что смерть не страшна Отчаяние, разочарование, бессмысленность существования, желание родиться заново и получить от жизни больше, отвержение существующей жизни, боязнь смерти

С точки зрения Э.Эриксона последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Концепция Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности, так как она подчеркивает роль внешних факторов в возникновении новых форм поведения и структур личности.

Поскольку люди преодо­левают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью необходимо изучать условия успешного разреше­ния каждого кризиса, ибо только в результате интеграции дости­жений формируется здоровая адаптированная личность — в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона [16].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных