ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория психосоциального развития Э.Эриксона(эпигенетическая теория) Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994), будучи последователем З.Фрейда является представителем эго-психологии. В центре его концепции развитие «Я» человека и его отношения с обществом. Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, так как в центре ее — рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности. Помимо традиционной для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение здоровых детей. Он также использовал кросскультурный (этнографический) метод: изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества [16]. Главное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Стадии З.Фрейда не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. Центральным понятием периодизации Э. Эриксона является понятие идентичность — набор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей. Эго-идентичностъ — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Групповая идентичность — чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно. Механизм формирования идентичности по Эриксону связан с процессом ритуализации — определенными закрепившимися формами поведения, через которые осуществляется взаимосвязь людей, их отношения. Ритуализация имеет исторический характер и особенности в различных культурах. Ритуализация в человеческом поведении – это основанное на соглашении взаимодействие двух или более людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для всех участников [7]. Ритуальные формы взаимодействия не выдуманы Эриксоном, а заложены историческим ходом развития человеческих отношений. Примером ритуала может служить обращение мамы к: ребенку по имени. Система формальных отношений (правил) поведения ребенка в школе (ребенок-ученик), его отношения со взрослым-учителем тоже являются примером сложившегося ритуала поведения в условиях школьной ситуации. Таким образом, ритуал – это принятая форма взаимодействия, которая помогает человеку адаптироваться в обществе. Для каждой стадии развития личности характерен свой ритуал, свои формы отношений «Я» и общества. В зависимости от того, как социальное окружение ребенка построит с ним отношения (ритуалы), насколько адекватные требования будут предъявляться ребенку на том или ином этапе развития, сумеет ли ребенок адаптироваться к ним – от этого зависит, какие личностные характеристики на этом отрезке развития приобретет ребенок, будут ли они способствовать его идентификации. Поскольку все характеристики личностного развития на каждой стадии перечислить невозможно (они многовариантны) Эриксон определил крайние варианты развития: положительные и отрицательные, в зависимости от того, какое отношение испытывал человек со стороны окружающих (какие ритуалы диктовала ему социальная среда). В структурном изложении периодизация Э.Эриксона представлена в таблице 1. Таблица 1. Периодизация психического развития Э.Эриксона
С точки зрения Э.Эриксона последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Концепция Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности, так как она подчеркивает роль внешних факторов в возникновении новых форм поведения и структур личности. Поскольку люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность — в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона [16].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|