Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория развития моральных суждений Л. Колберга




 

Особый подход к анализу психо-возрастного развития был предпринят Лоренсом Колбергом (1927-1987), американским психологом, изучавший проблему развития личности с точки зрения становления ее морально-нравственных ценностей. Главный вопрос, который им ставился – выяснить, как происходит усвоение детьми различных нравственных суждений и действий, а также на каких этапах возрастного развития это происходит.

Колберг изучал оценки и суждения детей и взрослых по поводу различных жизненных ситуаций, проблем, норм и правил. На основании их анализа он выделил 3 уровня развития морально-нравственных суждений человека, отражающих эту сторону его развития.

1. Преконвенциональный (доморальный) уровень. Мораль­ность или аморальность суждений ребенка основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например, одобрение; плохо то, что причи­няет неудовольствие, например, наказание. Оценки детей опираются на авторитет и власть тех, кто эти правила установил. В качестве морально оправданного действия рассматривается такое, которое способствует удовлетворению потребностей индивида и потребностей других людей одновременно. Отношения между людьми строятся на обменной основе: «ты — мне, я – тебе».

2. Конвенциональный уровень (принимающий норму) развития моральных суждений до­стигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, неформальной группы... Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в послед­ней инстанции. Закон выполняется ради того, чтобы получить одоб­рение или избежать наказания, а не в силу ценности закона как такового. Эти правила могут быть достаточно всеобщи, но не выработанные самим ребенком, они принимаются как норма той человеческой общно­сти, к которой ребенок себя относит.

3. Постконвенциональный (принципиальный или автономный) уровень. Человек пытается выяснить и установить для себя универсальные моральные ценности, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет и проповедует, и независимо от того, каковы отношения данного индивида с соответствующей группой людей. Этот уровень достигается далеко не всегда даже взрослыми людьми, но принципиально доступен начиная с подросткового возраста, а точнее — с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления. Этот уровень выра­ботки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую значимость и универсальность[15]. (Таков, например, нравственный императив: поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы он поступил с тобой).

В каждом из названных уровней развития моральных суждений выделяется несколько стадий, содержание которых представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Стадии развития моральных суждений по Колбергу[4]

Уровень Стадия Возраст (в гг.) Основание морального выбора Отношение человеку как к ценности
Преконвенциональный   0 - 2 Делаю то, что мне приятно ------
    2 – 3 Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания Человек ценен настолько, насколько ценны предметы, которыми он владеет
    4 – 7 Делаю то, за что меня хвалят, совершаю добрые поступки по принципу «ты-мне, я-тебе» Ценность человека измеряется удовольствием, которое доставляет этот человек
Конвенциональный   7 – 10 Поступаю так, чтобы избежать неодобрения и неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим» Ценность человека измеряется тем, насколько этот человек мне симпатизирует
    10 – 12 Поступаю так, чтобы избежать неодобрения моих авторитетов и чувства вины перед ними, выполняю свой долг, подчиняюсь правилам Отношение к человеку как к неприкосновенной ценности с точки зрения морально-правовых и религиозных норм
Постконвенциональный   13 – 18 Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения Человек ценен по факту своего рождения и с точки зрения права каждого на жизнь
    После 18 Поступаю согласно общечеловеческим, универсальным принципам нравственности Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

 

Колберг придерживался строгой последовательности стадий, но не настаивал на их строгой привязке к определенному возрасту. Он полагал, что стадии морального развития присущи детям, воспитывающимся в условиях самых разных культур.

Однако некоторые ученые полагают, что дети, у которых не сложилась способность к гипотетико-дедуктивному мышлению не могут достигнуть второй (конвенциональной) стадии развития моральных суждений. Как известно, даже не все взрослые (по данным самого Колберга) дости­гают этой стадии, поэтому необходимо не одно исследование для изучения фактических и потенциальных возможностей личности в развитии морально-нравственной сферы.

Тем ценнее сегодня оказывается теория и периодизация Л.Колберга, являющаяся одной из немногих попыток психологического изучения генезиса нравственного развития личности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных