ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современные подходы к анализу психовозрастного развития
Поскольку в любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое (например, ребенок и взрослый), то смена формы и содержания общности сопровождается и сменой партнера, при этом сменой это можно назвать условно, поскольку это может быть тот же самый человек, например, мама, но в какой-то новой позиции. В.И.Слободчиков выделяет пять базисных общностей или ступеней развития человеческой субъектности. Соратник и соавтор В.И.Слободчикова Г.А.Цукерман так излагает их содержание: «На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым — мамой или взрослым, выполняющим материнские функции строит общение, не опосредствованное орудиями, предметами, знаками культуры. Эту уникальную, в силу своей непосредственности, форму общности В.И. Слободчиков назвал ступенью ОЖИВЛЕНИЯ, имея в виду как знаменитый «комплекс оживления» — главное эмоциональное событие этой ступени, так и то, что ребенок вместе с его родным взрослым осваивает собственную телесную… индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения... Эту ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями В.И.Слободчиков назвал ступенью ОДУШЕВЛЕНИЯ, вовсе не имея в виду отсутствие душевной жизни на первой ступени, но подчеркивая, что именно здесь ребенок впервые осознает себя субъектом собственной душевной жизни, собственных хотений и умений.
На четвертой ступени партнером молодого человека становится (в пределе развития) все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных идеалов и ценностей. Индивидуализация … ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Эта ступень, поэтому и названа ступенью ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»[10]. Понятие кризисов в периодизации В.И.Слободчикова также обусловлено переходом от одной общности к другой: каждая новая ступень развития — освоения и преобразования новой общности начинается с «кризиса рождения». Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формой совместного существования и создает явление этого кризиса. К концу стадии принятия ребенок осваивает новые способы взаимодействия с партнером до такой степени, что обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе строить, налаживать данное взаимодействие, приглашая партнеров вступить в этот тип общности. Однако взрослый (партнер) в определенный момент начинает работать «на разрыв» этого, уже сложившегося типа совместности, что приводит к появлению новых отношений в процессе совместных действий и к кризису развития данной общности.
Таблица 4 Периодизация общего психического развития В.И.Слободчикову и Г.А.Цукерман [11]
На протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но ключевые узлы этого развития отражаются в трех этапах: - до трех лет, когда малыш осознает наличие других людей, - с трех лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой деятельности, - с десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. [16] Современные исследования показывают, то изменения общественно-исторических условий развития личности, возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на психических, психофизиологических, личностных изменениях современного ребенка. В числе многих факторов, определяющих эти изменения, Д.И.Фельдштейн отмечает такие как: - маркетизация (этика рынка), усиливающая ориентацию детей на потребление и отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории; - маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка. [17] Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Результатом этой ситуации становится такой феномен, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов детей, агрессивности под действием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость.
[1] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С.136. [2] Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1935. С. 98. [3] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 43. [4] Цукерман Г.А. Психология саморазвития для подростков и их педагогов. М., 1994.
[5] Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994. С. 32. [6] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С.503. [7] Эльконин Д.Б. К поблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989. С.75-78. [8] Шаповаленко И.В. Возрастная психология. С-Пб, 2004. С.151. [9] Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии 1991. № 2. С. 43.
[10] Г.А.Цукерман. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994. С.55 [11] В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996, №5. С. 43.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|