Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средневековая культура Западной Европы.




Богатырева Е.Н.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Е.Н. Богатырева

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Учебное пособие

для студентов гуманитарных факультетов

 

УДК 008 «04/16» (075.8)

ББК 71 я73

Б 73

Богатырева Е.Н.

Б73 История культуры средних веков и Возрождения: Учеб. пособие испр. и доп. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. - 185 с.

Учебное пособие выполнено по курсу "История культуры Средних веков и Возрождения" с учетом опыта преподавания на отделении культурологии философского факультета Саратовского государственного университета. Пособие содержит лекционные материалы, методические рекомендации, программу курса.

Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей.

 

УДК 008 «04/16» (075.8)

ББК 71 я73

 

Р е к о м е н д у е т к п е ч а т и:

Кафедра философии культуры и культурологии

Саратовского государственного университета

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор В.Н. Белов

Кандидат философских наук, доцент Л.Ю. Пионткевич

ISBN 5-9758-0103-6

 

 

© Богатырева Е.Н., 2008

© Издательство «Научная книга», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс по «Истории культуры средних веков и Возрождения» предназначен для студентов 2 курса, обучающихся по специальности "Культурология". Рассчитан на один семестр и состоит 36 часов лекций и 36 часов семинарских занятий.

Программа курса сосредоточена на задаче, изучения материалов, конкретизирующих особенности и специфику культурных процессов в Западной Европе в эпоху средневековья. Основная цель программы курса – представить модель европейской культуры в эпоху Средневековья и Возрождения как явление целостное, относящееся к единому культурному типу. Осмыслить процесс развития европейской культуры во всей сложности и противоречивости, но как единое движение, которым были охвачены народы и страны Западной Европы. Показать, что именно средневековье стало началом формирования национальных культур, которые окончательно оформляются в эпоху Возрождения.

Программа курса не включает изучение истории культуры стран Восточной Европы.

Учебное пособие включает в себя текст лекций, программу курса, тематику семинарских занятий, перечень рекомендуемой литературы, который, составлен с намерением облегчить, студентам задачу самостоятельного освоения обширного фактического материала.


Введение

 

Важной характеристикой данного курса является то, что он рассматривает и анализирует средневековую культуру и культуру Возрождения как модель единого культурного типа, содержащую общие характеристики, свойственные всем обществам и государствам европейского региона независимо от их этнической принадлежности. Особенность курса состоит в том, что в нем рассматриваются и конкретизируются явления культуры, связанные с развитием и становлением Европейской цивилизации.

Европейская цивилизация имела общую и значимую особенность – это была цивилизация христиан. Несмотря на многообразие форм развития христианства в разных регионах, общая принадлежность Европейской цивилизации к христианству обеспечивала черты общности в развитии историко-культурных традиций всего региона. Формирование культуры единого типа было предопределено объединяющими факторами, такими как католическая церковь, идеология ренессансного гуманизма, процессы Реформации, общий для всего Запада книжный и официальный язык – латынь.

Страноведческий принцип позволяет содержательно представить, как протекало развитие одних и тех же культурных процессов в различных регионах в эпоху Средневековья и Возрождения. Воздействие отдельных исторических факторов нередко приводило к тому, что некоторые регионы значительно опережали в своем развитии другие. Замена форм исторического и культурного развития происходила в них активнее, в то время как в других регионах продолжалось развитие старых форм, но уже в сочетании с воздействиями импульсов, идущих из регионов, опередивших их в своем развитии. Ярким примером этого является развитие поздней готики, сочетающееся с органично усвоенными особенностями культуры нового ренессансного типа в таких странах как Франция, Англия, Нидерланды.

В рамках курса, прослеживается история межкультурного взаимодействия между территориально близкими странами и регионами. Ни одна из стран не оставалась в стороне от воздействия других культур, в результате чего создавался смешанный вариант модели культурного развития, в котором причудливо, но органично сочетались старые средневековые формы, воспринимаемые как национальные традиции, и новые, пришедшие извне.

Следует учитывать и то обстоятельство, что средневековая культура и культура Возрождения в разных регионах Европы формировались на основе многообразия социальных, политических, этнических и культурных традиций. Учитывая неравномерности формирования государственных территорий и их неоднократные изменения, часто сопровождавшиеся изменением национально-культурной и христианской традиции, мы сталкиваемся иногда с довольно пестрой картиной сосуществования разных, порой почти не совмещающихся по своему типу моделей культурного развития в одной и той же стране. Особенно это характерно для стран Пиренейского полуострова, Италии, где центральная и северные части развивались в русле одной - западноевропейской традиции, а юг, особенно в эпоху средневековья, принадлежал к совершенно иному культурному типу. Довольно пеструю картину представляла собой культура Франции в период средневековья, где региональные различия нередко были на грани перерастания в национальные. Такова, например, особенность развития культуры Эльзаса и Лотарингии более близких культуре Германии. Культура Бретани и Нормандии долгие столетия средневековья время была очень близка английской культуре.

Во многом такие ситуации были обусловлены не только территориальной, этнической или конфессиональной близостью, но и свойственному этой эпохе династическому принципу формирования государственных территорий.

Культура эпохи Возрождения широкое понятие. Оно включает в себя собственно ренессансные явления и тенденции, средневековые традиции, которые продолжают существовать, и новые культурные процессы, неренессансные по характеру, в основном, связанные с воздействием Реформации и Контрреформации. Эпоха Возрождения рассматривается по страноведческому принципу, что позволяет выявить важные моменты национальной идентификации культурных процессов в странах Европы. Этот принцип помогает решить еще одну проблему, затрагиваемую в предлагаемом курсе - вопрос о формировании национальных культур в рамках Европейской цивилизации.

Развитие Возрождения в странах Европы шло с различной интенсивностью, однако, оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей, культурам разных стран были присущи общие интегративные черты. Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе эволюции сложились в целостное мировоззрение. В нем органично переплетались основы христианского вероучения, античное наследие, рационализация методов научного познания. В центре внимания гуманистов стояли человек, как творец своей судьбы и "земное царство человека". Антропоцентризм стал важнейшей составляющей ренессансной культуры. Он утверждал величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в рамках которой четко обозначилась линия светской этики. Интеллектуальная мысль была сосредоточена на разработке проблематики достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и созидающей способности самосовершенствования. Подвергались критике традиционные ценностные и экзистенциальные установки, иначе осмысливались разум, труд, творчество. С эпохой Возрождения связаны стремительный расцвет книгоиздательского дела и далее - технического совершенствования информационных коммуникаций.

Исключительно важное место в культуре Возрождения обрело искусство. Возродив античный принцип жизнеподобия, идеал прекрасного, гармоничного человека, искусство стало зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, рациональным инструментом познания.

Развитие культуры в эпоху Возрождения прошло ряд этапов. Они не идентичны периодам эволюции идеологии гуманизма, хотя и связаны с этим процессом. В итальянском Ренессансе, имеющим наиболее длительную историю, помимо проторенессанса, выделяют стадии Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. В других европейских странах принято различать, как правило, лишь две фазы развития: эволюцию ренессансной культуры до Реформации и культуру собственно реформационного периода.

Учение М. Лютера стало теоретической основой требований радикального реформирования католической церкви, толчком мощного проявления реформационных настроений сначала в Германии, а затем и в других странах. Отвергнув власть папства и претензии католицизма на духовный контроль над обществом, Реформация привела к расколу Римской церкви, возникновению новых христианских вероучений, созданию протестантских церквей и многочисленных, не связанных с ними религиозных общностей.

Реформация нарушила единство гуманистического движения. В обстановке межконфессиональной и политической борьбы гуманизм утратил возможности автономного развития и был вынужден в значительной степени трансформироваться в ученое эрудитство.

Эпоха Возрождения, свершив исторические преобразования, создав великое искусство, не смогла разрешить трагического противоречия человека и общества. Гармония сосуществования человека и мира была осуществлена как идея, в текстах трактатов, произведениях искусства, литературе. Реальность представляла собой трагическое противоречие надежд и стремлений и невозможность их воплощения.

 

Средневековая культура Западной Европы.

 

Термин «средние века» ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Средневековьем они назвали эпоху, отделяющую их время от классической древности. Предполагается, что римский историк XV в. Флавио Бьондо, автор «Истории от падения Рима», описывая современную ему действительность, назвал «Средним веком» (dium aevum) период лежащий между его эпохой и античностью. С позиций высоких достижений культуры Возрождения Средние века виделись гуманистам как период дикости и варваризации античного мира. Эта оценка долгое время присутствовала в научной литературе.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии Й. Келлер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им временем от разделения римской империи на Западную и Восточную части (завершение этого процесса произошло при Феодосии I в 395 г.) до падения Константинополя от нашествия турок в 1453 г.

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития.

Конец V - середина XI в. - период раннего средневековья. Время формирования варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств). Период временного упадка культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском варварского, менее развитого мира. На этом этапе происходит синтез варварской культуры с римскими традициями, христианство утверждается как общая для всех народов религия. Католическая церковь в этот период оказывала решающее созидательное воздействие на сознание и культуру общества.

Середина XI - конец XV в. - период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В это время в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства, что отражает тенденцию усиления центральной власти и социальной активизации сословий, в первую очередь городских. Культурная жизнь определяется развитием городской культуры, которая способствует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Содержательность этих процессов была усилена с оформлением на данном этапе культуры Возрождения, идеологии гуманизма.

XVI - XVII вв. - период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь этого периода характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. В рамках этого этапа оформляется политическая система феодального государства - абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли Реформация и Контрреформация, нисхождение идеологии гуманизма, развитие естественнонаучного знания.

Средние века начинаются с активного процесса, который вошел в историю под названием - эпоха Великого переселения народов. Миграционные процессы, причины которых до конца не ясны, охватили практически весь европейский континент и радикально изменили его этнический, культурный и политический облик. В 476 г. юный римский император Ромул Августул сложил свои полномочия перед предводителем германских наемников Одоакром. Свержение Ромула Августула принято считать концом не только Западной Римской империи, но и всего античного периода истории. К концу V в. на территории бывшей Западной Римской империи сложилось несколько варварских королевств: Вандальское, Вестготское, Свевское, Бургундское, Франкское и государство Одоакра в Италии. Племена, обитавшие во внутренних областях Германии, равно как в Британии, Скандинавии еще не имели собственной государственности. В это поистине драматическое время происходит рождение основ европейской цивилизации, как некой культурно-исторической общности с единой судьбой и культурой в мировой истории. Начало собственно европейской культурной традиции произрастало на почве взаимодействия наследия цивилизационной культуры Римской империи, христианства и многочисленных культур варварских народов.

Отрезок истории с VI по VII вв. обычно называют «долгой ночью» средневековья. Именно в это время, бесструктурного культурного хаоса, хаотически сталкивались и перемешивались осколки разных систем культуры. Общую картину этого хаоса трудно восстановить, ибо памятники культуры сохранились в незначительном количестве, каменное строительство прекратилось, место камня заменило дерево, многие ремесленные традиции были утрачены. Латинская Европа пострадала наиболее сильно в отличие от византийского и арабского мира Римской империи. Как следствие из Византии и арабского мира в Европу стало проникать обратно античное наследие Римской империи, Этот обратный поток явился своеобразным стимулятором первого культурного подъема, приведшего к становлению средневековой культуры.

В самой латинской Европе в качестве культурной доминанты сохранилось христианство с его ведущей личностной и субъективистской традицией. Христианские монастыри и церковные кафедры на западе были в эти века преимущественно хранилищами христианской культуры, локальными очагами в пространстве варваризированной культурной стихии. Христианизация Европы, по сути дела, только еще начинала разворачиваться. На территории бывших римских провинций и Германии нередки были случаи принятия христианства в виде неортодоксальных ересей (арианства, несторианства), более понятных иногда варварским народам, чем сложная интеллектуалистическая система ортодоксальной троичности.

Непростой процесс христианизации варварских народов в определенной степени трансформировал христианство, особенно в культовой и праздничной сферах. Ситуация культурного дуализма - сосуществования христианских и языческих традиций, особенно долго сохранялась в народной, повседневной культуре.

Для понимания генезиса средневековой культуры важно учитывать, что она формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации, которая не могла исчезнуть исторически одномоментно. Продолжали еще существовать социальные отношения и институты, культура, порожденные ею, были живы люди этой цивилизационной культуры. Даже в самое тяжелое для Западной Европы время не пресекалась римская школьная традиция. Средневековье восприняло ее важнейший элемент образования - систему семи свободных искусств, делившуюся на два уровня: нижний, начальный – тривиум, включавший грамматику, диалектику, риторику, и высший - квадривиум, в который входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Один из самых распространенных в средние века учебников был написан африканским неоплатоником V в. Марцианом Капеллой. Это было его сочинение «О браке Филологии и Меркурия». Важнейшим средством культурной преемственности между античностью и средневековьем был латинский язык, сохранивший свое значение как язык церкви и государственного делопроизводства, международного общения. Именно латынь стала впоследствии лингвистической основой романских языков.

Наиболее яркие явления в культуре конца V - первой половины VII в. связаны с усвоением античного наследия, которое стало питательной средой для оживления культурной жизни в остготской Италии и вестготской Испании.

Магистр оффиций (первый министр) остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-525) входит в число наиболее почитаемых учителей средневековья. Его трактаты об арифметике и музыке, сочинения по логике и теологии, переводы логических сочинений Аристотеля стали фундаментом средневековой системы образования и философии. Боэция нередко называют «последним римлянином» и «отцом схоластики». Блестящая карьера Боэция внезапно прервалась: по ложному доносу он был брошен в тюрьму и затем казнен. Перед смертью он написал небольшое сочинение в стихах и прозе «Об утешении Философией», которое стало одним из самых читаемых произведений в средние века.

Идея соединения христианской теологии и риторической культуры определила направление деятельности квестора (секретаря) и магистра оффиций остготских королей Флавия Кассиодора (ок. 490 - ок. 585). Он вынашивал планы создания первого университета на Западе, которым, однако, не суждено было сбыться. Его перу принадлежат «Варии», уникальный сборник документов, деловой и дипломатической переписки, ставший на много веков образцом латинской стилистики. На юге Италии в своем поместье Кассиодор основал обитель Виварий - культурный центр, объединивший школу, скрипторий, библиотеку. Виварий стал образцом для бенедектинских монастырей, которые, начиная со второй половины VI в., становятся хранителями античной культурной традиции на Западе вплоть до эпохи классического средневековья. Среди них наибольшей известностью пользовался монастырь Монтекассино в Италии.

Вестготская Испания выдвинула Исидора Севильского (ок. 570 - 636), за которым закрепилась слава первого средневекового энциклопедиста. Его главное произведение «Этимологии» в 20 книгах - свод того, что сохранилось от античного знания.

Раннее средневековье - время роста самосознания варварских народов, вышедших на авансцену европейской истории. Именно тогда создаются первые письменные «истории», освещающие деяния не римлян, а варваров: «Гетика» историка готов Иордана (VI в.). «История франков» Григория Турского (вторая половина VI в.), «История о королях готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (первая треть VII в.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (конец VII - начало VIII в.), «История лангобардов» Павла Диакона (VIII в.)

На рубеже VII - IX вв. обозначаются процессы, которые можно характеризовать как культурное возрождение. Впервые, после долгого спада, медленно, но неуклонно растет население Европы. Демографический подъем создавал критическую человеческую массу для роста в перспективе городов. Интенсивность развития городской культуры меняло облик самой культуры, ее материальные, сословные, духовные, интеллектуальные черты.

Строительство Европы было строительством христианизирующейся культуры. В этом поступательном процессе западный регион имел свои преимущества:

· более длительную христианскую традицию в ведущих центрах, расположенных в южных и юго-западных зонах;

· более живое и органичное для этих мест римское культурное наследие;

· сеть уже готовых, хотя и сильно ослабленных городов;

· устойчивые связи с экономически развитыми Восточным Средиземноморьем, византийским христианским и арабским мирами.

Исторические и географические преимущества были дополнены борьбой франкских королей за объединение Западной Европы. Эта цель была достигнута при династии Каролингов. Для Карла Великого политическим идеалом была империя Константина Великого. В культурно-идеологическом отношении он стремился к консолидации разноплеменного государства на основе христианской религии. Об этом свидетельствует тот факт, что реформы в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления ее единого канонического текста для всего Каролингского государства. Тогда же была осуществлена реформа литургии, установлено ее единообразие, соответствие римскому образцу.

Карл Великий (768-814) создает свою обширную империю и принимает из рук папы Льва III в 800 г. титул императора Священной Римской империи. Процесс объединения разрозненных земель в единое целое имел положительный аспект - утверждалась и внедрялась в сознание мысль, идея о европейском культурном единстве, единстве западнохристианского мира. Реформаторские устремления государя совпали с глубинными процессами, происходившими в обществе, которое нуждалось в расширении круга образованных людей, способных содействовать практическому осуществлению новых политических и социальных задач.

К X в. импульс культурной жизни Европы, приданный Каролингским возрождением, иссякает из-за непрекращающихся войн и междоусобиц, политического упадка государства. Наступает период «культурного безмолвия», продлившийся почти до конца века и сменившийся кратким временем подъема, так называемым Оттоновским возрождением. После него в культурной жизни Западной Европы уже не будет периодов столь глубокого упадка, как с середины VII в. до начала IX в. и на протяжении нескольких десятилетий в X в. XI-XIV века станут временем, когда средневековая культура обретет свои классические формы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных