ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Биографический тренингЗадачи и виды биографического тренинга Для коррекции жизненных программ личности, субъективной картины ее жизненного пути в целом, А. А. Кроником [31 ]был предложен биографический тренинг (БТ), состоящий из разработанных им специальных биографических приемов на основе методов групповой дискуссии, психогимнастики и элементов ролевых игр. Цель БТ «...в формировании у личности особого «чувства пути», помогающего точнее ориентироваться в изменяющихся жизненных обстоятельствах, вернее оценивать значимость тех или иных событий прошлого, настоящего и будущего, принимать оптимальные решения в ситуациях выбора, психологически грамотно строить отношения с членами различных событийных групп на своем жизненном пути» (там же, 236). Приемы БТ в комплексе с другими приемами социально-психологического тренинга и психотерапии были апробированы в психогигиенической консультации. Применение в ходе БТ приемов из других видов тренинговых групп и психотерапии, по мнению авторов БТ, оправдано тем, что эти психологические приемы являются универсальными для воздействия на самосознание личности и создания определенного психологического состояния. В разных по теоретическому направлению и целям тренинговых группах в большинстве случаев применяются сходные психологические приемы. С другой стороны, в существующих видах психотерапии в той или иной мере присутствуют и моменты анализа биографии клиента с точки зрения теоретической основы, лежащей в основе данной психотерапии. В психологической практике психолог нередко сталкивается с необходимостью решения сугубо конструктивной задачи — создать у личности новую форму отношения к жизни. Целью БТ является пробуждение и развитие жизнетворческого потенциала личности, что способствует преодолению и профилактике кризисов зрелого периода жизни. Она достигается через решение следующих задач: 1) осознание человеком истоков затруднений текущего периода жизни в контексте всего жизненного пути. Правильно оценить и увидеть стратегию и тактику преодоления актуальных затруднений невозможно в отрыве от прошлого личности, где находятся истоки затруднений, от особенностей жизнеосушествления в настоящем периоде, а также без представлений человека о своем будущем, которое является важнейшим регулятором жизнедеятельности; 2) формирование нового отношения к жизни — установки на творческий поиск путей самореализации и веры в свои силы и возможности; 3) повышение культуры межличностного общения[31]. А. А. Кроником и Р. А.Ахмеровым [31,64 ] были предложены следующие в иды БТ: инди видуальн ый, парный, групповой. Индивидуальный БТ проводится при помощи каузометрии «жизненных альтернатив» и «инструментальной» каузометрии. Данные варианты каузометрического опроса, сохраняя алгоритм обычной каузометрии (Головаха, Кроник, 1984), различаются лишь первоначальной инструкцией. Каузометрия «жизненных альтернатив» применяется при жизненной ситуации типа «развилка», когда человек находится в ситуации выбора между двумя решениями альтернативного характера. Ему предлагается последовательно провести каузальный анализ возможных событий при различном решении своей жизненной ситуации. Он как бы проигрывает (проживает во внутреннем мире) разные варианты решения проблемы. При жизненной ситуации типа «переправа», когда выбор альтернативы сделан, но есть затруднения в планомерном разрешении сложной проблемы, проводится «инструментальная» каузометрия. При проведении обычной каузометрии для диагностики субъективной картины жизненного пути личности сама процедура объективации жизненных событий прошлого, настоящего, будущего, способствуя целостному осознанию текущей жизненной ситуации в контексте всей жизни, имеет психотерапевтическое влияние (Кроник, 1980). Таким образом, уже в ходе диагностики картины жизни начинается психокоррекционный процесс. Парный БТ подразделяется на каузометрию совместной жизни супругов и на каузометрию деловой жизни. Каузометрия жизни супругов направлена на разрешение существующих проблем в семейной жизни, на согласование семейной перспективы. Каузометрия деловой жизни — на согласование жизненных программ в деловой жизни [64]При групповом биографическом тренинге задачи формирования «чувства пути», оптимизации жизнетворческого потенциала личности решаются в групповых занятиях с применением методов групповой дискуссии, ролевых игровых методов, посредством специально разработанных биографических приемов и др. Организация тренинга Организация и проведение БТ состоит из ряда этапов. Первый этап — проведение психолого-биографического обследования (ПБО). Целью ПБО является диагностика и анализ текущей жизненной ситуации в контексте всего жизненного пути пациента. В свою очередь ПБО включает в себя два относительно самостоятельных этапа: первичное экспресс-обследование и углубленное обследование. По результатам первичного обследования психолог пишет предварительное психолого-биографическое заключение, где отмечает наличие или отсутствие деформаций в картине жизни, кризиса жизни, нарушений отношений со значимыми другими. На основании этого принимается решение о целесообразности углубленного ПБО. После углубленного обследования пишется психолого-биографическое заключение, при этом происходит более глубокое осознание проблем человека. Заключение представляет собой анализ и интерпретацию жизненного пути личности, ее субъективной картины жизни, где в контексте целостной биографии отражаются проблемы и особенности настоящего периода жизни, а также психологические особенности личности. При необходимости проводится изучение личности и другими психологическими методиками. Кратким обобщающим итогом является постановка психолого-биографического диагноза — диагноза текущего периода жизненного пути человека. Психолого-биографический диагноз указывает на наличие или отсутствие личностного биографического кризиса: нереализованности, опустошенности, бесперспективности. На основании психолого-биографического диагноза определяется общее направление психокоррекционной работы с пациентом: при кризисе нереализованности — переоценка своего прошлого, поиск значимых событий в прошлом; при кризисе опустошенности — осознание значимости настоящего как связующего периода личного прошлого и будущего; при кризисе бесперспективности — поиск и осознание перспектив в будущем. Прежде чем начать занятия в группе, с каждым пациентом проводится индивидуальный БТ. Индивидуальный БТ является необходимым этапом становления человека субъектом своей жизни. Когнитивный уровень этого процесса предполагает осознание истоков затруднений в жизнеосуществлении и формирование установки на активный поиск путей дальнейшей самореализации. Эмоциональный — активное переживание осознанных моментов своей текущей жизненной ситуации, переживание необходимости нового отношения к жизни, формирование эмоциональной памяти «удачного» поведения в группе при решении жизненных задач. Поведенческий — условно-рефлекторное закрепление новой формы отношения к своей судьбе. Индивидуальный БТ влияет в основном на когнитивный компонент жизнетворческого начала личности, формирует установку на занятия в группе. В ходе групповых занятий происходит усиленное воздействие на все три компонента становления человека субъектом своей жизни[31,64]. Критерии набора в группу БТ Биографический тренинг не имеет противопоказаний для практически здоровых лиц, находящихся в нормальной жизненной ситуации. Для апробации варианта программы БТ группу формировали из пациентов психогигиенической консультации, обратившихся за психологической помощью, имеющих только невротическую нозологию. Остальные формы нарушения психического здоровья явились противопоказанием. По социально-психологическим критериям пациенты имели различные жизненные проблемы, типы кризиса середины жизни, трудности в обшении со значимыми другими, определённую степень знакомства друг с другом. По социально-демографическим критериям — разный пол, возраст, образование, специальность. Допуская возможность формирования групп только по схожим жизненным проблемам, кризисам, авторы биографического тренинга отмечают, что при гетерогенности группы по своим затруднениям в жизнеосуществлении имеется больше условий для эффективного решения задач БТ. В таком случае создаются благоприятные условия для осознания многообразия жизненных проблем и обогащения личного опыта относительно путей решения различного рода жизненных затруднений[31,64]. Критериями эффективности индивидуальной и групповой психотерапии (Кабанов и др., 1983, с. 224-225) могут быть: 1) отсутствие или уменьшение деформаций в картине жизни после БТ; 2)) степень понимания пациентом психологических механизмов жизненных затруднений; 3) 3) субъективно и объективно определяемую степень улучшения социального функционирования пациента в различных сферах жизнедеятельности; 4) субъективно переживаемое симптоматическое улучшение. Некоторые приемы биографического тренинга[31]. Развить вышеперечисленные способности помогает специальный прием - групповое обсуждение графиков жизни. Оно может строиться по следующему плану: 1. Участникам тренинговой или психотерапевтической группы предлагается вначале стандартное задание по индивидуальному оцениванию пятилетий жизни. 2. Полученные графики жизни переносятся в большую групповую таблицу, аналогичную таблице в индивидуальных анкетах. В групповой таблице представлены разноцветные графики жизни всех членов группы. 3. Ведущий кратко объясняет смысл изображенного в групповое таблице. Он обращает внимание на различия в оценках насыщенности на фоне, как правило, достаточно выраженной общей тенденции к первоначальному подъему усредненного графика жизни к его последующему спаду. 4. Посла этого начинается процесс группового обсуждения, которое развертывается по следующим вопросам: а) Почему участники группы по-разному оценили первые пять лет жизни, одни - очень высоко, другие – низко или средне? Что такое детство: "золотой век" пли лишь подготовка к будущему? Какой след накладывают детские переживания на дальнейший жизненный путь? б) Почему так различаются оценки ожидаемой продолжительности жизни, к примеру, от 50 до 95-100 лет? Связаны ли они у членов группы с жизнью кого-либо из родственников или знакомых? Насколько реально прожить долго? Откуда возникли пессимистические оценки у одних и установки на творческое долголетие у других? в) Почему различаются индивидуальные оценки максимальной насыщенности, у некоторых они не дотягивают до 8-9 баллов, у других - встречаются даже зашкальные оценки выше 10 баллов? Кто может рассказать о "рекордах" в собственной жизни, которые содержатся именно в запредельных оценках. В какие годы достигаются "вершины жизни"? Почему у одних после вершины наступает спад, а у других его нет? г) Сколько вершин может быть в жизни: одна, две, более? Что дает веру и силы вновь начать продуктивную жизнь после временного спада оценок насыщенности? Обсуждение всех перечисленных вопросов (их последовательность зависит от состава и результатов конкретной группы) должно строиться в виде живого диалога, спора, размышлений над собственной жизнью участников группы. Как и в любой Т-группе, Направление этого диалога во многом зависит от акцентов, которые расставляет ведущий. Если первоначальные индивидуальные графики жизни указывают на слишком завышенный психологический возраст, ведущий стимулирует, прежде всего, размышления о будущем, о поиске новых жизненных перспектив. Если, согласно индивидуальным графикам, психологический возраст слитком занижен, то главное для ведущего - повысить в глазах членов группы ценность прожитых ими лет. Ориентир - сблизить психологический возраст с хронологическим за счет переоценки прошлого и будущего. 5. После обсуждения (оно длится около 1-1,5 часов), членов группы просят вновь самостоятельно оценить насыщенность пятилетий своей жизни. На глазах у участников обсуждения новые оценки переносятся в прежнюю групповую таблицу, после чего анализируются изменения, происшедшие в итоге обсуждения. Индивидуальные графики жизни в целом достаточно устойчивы, поэтому для ведущего важны любые изменения: в оценках первых и последних лет, в оценках текущего периода, в максимумах и минимумах насыщенности, в локализации вершин, впадин, в их количестве. Сравнив психологический возраст до и после группового обсуждения, ведущий может определить эффективность своих усилий. Групповое обсуждение графиков жизни является одним из методических приемов игрового биографического тренинга. Этот вид тренинга предназначен для решения задач коррекции и оптимизации картины жизненного пути. Конечная его цель состоит в формировании у личности особого «чувства пути», помогающего точнее ориентироваться в изменяющихся жизненных обстоятельствах, вернее оценивать значимость тех или иных событий прошлого, настоящего и будущего, принимать оптимальные решения в ситуациях выбора, психологически грамотно строить отношения с членами различных событийных групп на своем жизненном пути. Опишем еще несколько приемов биографического тренинга. Пластические образы "моя жизнь". Каждому участнику тренинговой группы предлагается мысленно представить весь свой жизненный путь, после чего позой, движением, мимикой, жестами (без слов) "показать" свою жизнь другим участникам группы. Затем каждый "зритель" - член группы должен проинтерпретировать увиденное, попытаться объяснить, что бы это значило. После того, как все "образы жизни" будут обсуждены, группа должна создать из них нечто целое. Решение этой задачи требует от группы и ведущего немало творчества. Итоговый результат становится обобщением "взглядов на жизнь", присущих тем или иным членам группы. Такая психотерапевтическая конструкция жизни способствует сплачиванию группы и одновременно выступает хорошей игровой разминкой перед последующей коррекционной работой. В зависимости от конкретных практических задач описанный прием может сопровождаться другой инструкцией: изобразить только свое прошлое или будущее, или настоящее, или идеальный, желаемый вариант своей жизни. "Интервью с самим собой". По просьбе психолога один из группы - он и будет интервьюировать себя - рассаживает остальных на стоящие в ряд стулья, каждый из которых обозначает тот или иной период жизни: детство, юность, зрелость, старость с большей или меньшей возрастной дифференциацией. Каждый из сидящих членов группы - это или "я" протагониста (главного действующего лица) в том пли ином возрасте, или "второе я", т.е. самый близкий в те годы человек. Протагонист должен подойти к каждому из своих возрастных воплощении и задать ему тот вопрос, который был или будет наиболее актуальным для протагониста в данном возрасте. Участники группы по очереди должны ответить на эти вопросы, представив себе, как бы ответил на них сам спрашивающий в соответствующем возрасте или его близкий. После того как интервью со всеми "я" будут заверше ны, протагонист должен сказать, кто из членов группы понял его глубже других, оказался наилучшим внутренним собеседником. Подобным же образом интервью с собой проводит каждый член группы, определяя для себя наилучшего собеседника. Данный прием активизирует работу самосознания, облегчает внутренний диалог, позволяет развить способности к временным децентрациям и перевоплощению. "Совет мудрейших". Каждый член группы должен сформулировать и записать на отдельном листке бумаги по одному "смысложизненному вопросу", который в настоящее время его больше всего волнует, мешает жить, и ответ на который он еще не нашел. Все листки с вопросами (без имени автора) раскладываются на столе текстом вниз или перемешиваются. Психолог - ведущий группы после этого спрашивает: "Мнение каких людей - из живших ранее, современников или тех, кто еще будет жить через много лет - значимо для вас, авторитетно, интересно в связи с тем вопросом, который вы записали?" Каждый член группы называет своего авторитета (могут быть близкие люди, знаменитости и др.). "Ну а теперь, - продолжает психолог, - каждый из нас станет на время тем, кто для него является наибольшим авторитетом. Мы будем "советом мудрейших". "Мудрейшие" располагаются поудобнее (могут ходить, сидеть, стоять...), а кто-либо из "наивных" членов группы берет наугад листок с вопросом, запоминает его и с завязанными глазами начинает "ходить по свету", натыкаясь при этом то на одного, то на другого. Узнав имя встречного мудреца, он может задать ему записанный на листке вопрос, на который мудрец может ответить, а может и промолчать. Разрешается задать один вопрос не более, чем трем-четырем мудрецам; каждый из них может ответить также не более, чем на 3-4 вопроса. Аналогичным образом отыскиваются возможные ответы на все вопросы: кто-либо из членов группы (каждый раз кто-то новый) выступает в роли "вопрошающего", остальные - в роли"мудрецов". После того как ответы на все вопросы получены, каждый член группы должен сказать, чьи ответы, на его взгляд, были самыми мудрыми и с кем он хотел бы лично, более детально обсудить свой собственный волнующий его вопрос. В соответствии с пожеланиями создаются пары, в которых один консультирует другого по его проблемам. В настоящее время апробируются и другие приёмы БТ: "слепая судьба" (А.Б. Добрович), "назови событие", "отгадай возраст". Судя по первому опыту использования БТ, дальнейшая работа в этом направлении представляется достаточно перспективной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|