Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Биографический тренинг




Задачи и виды биографического тренинга Для коррекции жизненных программ личности, субъективной картины ее жиз­ненного пути в целом, А. А. Кроником [31 ]был предложен биографический тренинг (БТ), состоящий из разработанных им специальных биографических приемов на основе методов групповой дискуссии, психогимнастики и элементов ролевых игр. Цель БТ «...в формировании у личности особого «чувства пути», помогающего точнее ориентироваться в изменяющихся жизненных обстоятельствах, вернее оценивать значимость тех или иных собы­тий прошлого, настоящего и будущего, принимать оптимальные решения в ситу­ациях выбора, психологически грамотно строить отношения с членами различ­ных событийных групп на своем жизненном пути» (там же, 236).

При­емы БТ в комплексе с другими приемами социально-психологического тренинга и психотерапии были апробированы в психогигиенической консультации. Применение в ходе БТ приемов из других видов тренинговых групп и психотерапии, по мнению авторов БТ, оправдано тем, что эти психологические приемы являются универсальными для воздействия на самосознание личности и создания опреде­ленного психологического состояния. В разных по теоретическому направлению и целям тренинговых группах в большинстве случаев применяются сходные пси­хологические приемы. С другой стороны, в существующих видах психотерапии в той или иной ме­ре присутствуют и моменты анализа биографии клиента с точки зрения теоре­тической основы, лежащей в основе данной психотерапии.

В психологической практике психолог нередко сталкивается с необходимостью решения сугубо конструктивной задачи — создать у личности новую форму отношения к жизни. Целью БТ является пробуждение и развитие жизнетворческого потенциала личности, что способствует преодолению и профилактике кризисов зрелого пе­риода жизни. Она достигается через решение следующих задач:

1) осознание человеком истоков затруднений текущего периода жизни в контексте всего жиз­ненного пути. Правильно оценить и увидеть стратегию и тактику преодоления актуальных затруднений невозможно в отрыве от прошлого личности, где нахо­дятся истоки затруднений, от особенностей жизнеосушествления в настоящем периоде, а также без представлений человека о своем будущем, которое являет­ся важнейшим регулятором жизнедеятельности;

2) формирование нового отно­шения к жизни — установки на творческий поиск путей самореализации и веры в свои силы и возможности;

3) повышение культуры межличностного общения[31].

А. А. Кроником и Р. А.Ахмеровым [31,64 ] были предложены следую­щие в иды БТ: инди видуальн ый, парный, групповой. Индивидуальный БТ прово­дится при помощи каузометрии «жизненных альтернатив» и «инструментальной» каузометрии. Данные варианты каузометрического опроса, сохраняя алгоритм обычной каузометрии (Головаха, Кроник, 1984), различаются лишь первоначаль­ной инструкцией. Каузометрия «жизненных альтернатив» применяется при жиз­ненной ситуации типа «развилка», когда человек находится в ситуации выбора между двумя решениями альтернативного характера. Ему предлагается последова­тельно провести каузальный анализ возможных событий при различном решении своей жизненной ситуации. Он как бы проигрывает (проживает во внутреннем ми­ре) разные варианты решения проблемы. При жизненной ситуации типа «перепра­ва», когда выбор альтернативы сделан, но есть затруднения в планомерном раз­решении сложной проблемы, проводится «инструментальная» каузометрия.

При проведении обычной каузометрии для диагностики субъективной карти­ны жизненного пути личности сама процедура объективации жизненных собы­тий прошлого, настоящего, будущего, способствуя целостному осознанию теку­щей жизненной ситуации в контексте всей жизни, имеет психотерапевтическое влияние (Кроник, 1980). Таким образом, уже в ходе диагностики картины жиз­ни начинается психокоррекционный процесс.

Парный БТ подразделяется на каузометрию совместной жизни супругов и на каузометрию деловой жизни. Каузометрия жизни супругов направлена на разре­шение существующих проблем в семейной жизни, на согласование семейной перспективы. Каузометрия деловой жизни — на согласование жизненных про­грамм в деловой жизни [64]При групповом биографическом тренинге задачи формирования «чувства пу­ти», оптимизации жизнетворческого потенциала личности решаются в группо­вых занятиях с применением методов групповой дискуссии, ролевых игровых методов, посредством специально разработанных биографических приемов и др.

Организация тренинга Организация и проведение БТ со­стоит из ряда этапов. Первый этап — проведение психолого-биографического об­следования (ПБО). Целью ПБО является диагностика и анализ текущей жиз­ненной ситуации в контексте всего жизненного пути пациента. В свою очередь ПБО включает в себя два относительно самостоятельных этапа: первичное экспресс-обследование и углубленное обследование. По результатам первичного обследования психолог пишет предварительное психолого-биографическое за­ключение, где отмечает наличие или отсутствие деформаций в картине жизни, кризиса жизни, нарушений отношений со значимыми другими. На основании этого принимается решение о целесообразности углубленного ПБО. После углуб­ленного обследования пишется психолого-биографическое заключение, при этом происходит более глубокое осознание проблем человека. Заключение представ­ляет собой анализ и интерпретацию жизненного пути личности, ее субъективной картины жизни, где в контексте целостной биографии отражаются проблемы и особенности настоящего периода жизни, а также психологические особенности личности. При необходимости проводится изучение личности и другими психо­логическими методиками. Кратким обобщающим итогом является постановка психолого-биографического диагноза — диагноза текущего периода жизненного пути человека. Психолого-биографический диагноз указывает на наличие или отсутствие личностного биографического кризиса: нереализованности, опусто­шенности, бесперспективности.

На основании психолого-биографического диагноза определяется общее на­правление психокоррекционной работы с пациентом: при кризисе нереализован­ности — переоценка своего прошлого, поиск значимых событий в прошлом; при кризисе опустошенности — осознание значимости настоящего как связующего периода личного прошлого и будущего; при кризисе бесперспективности — по­иск и осознание перспектив в будущем.

Прежде чем начать занятия в группе, с каждым пациентом проводится инди­видуальный БТ. Индивидуальный БТ является необходимым этапом становления человека субъектом своей жизни. Когнитивный уровень этого процесса предполагает осознание истоков затрудне­ний в жизнеосуществлении и формирование установки на активный поиск путей дальнейшей самореализации. Эмоциональный — активное переживание осознан­ных моментов своей текущей жизненной ситуации, переживание необходимости нового отношения к жизни, формирование эмоциональной памяти «удачного» поведения в группе при решении жизненных задач. Поведенческий — условно-рефлекторное закрепление новой формы отношения к своей судьбе. Индивиду­альный БТ влияет в основном на когнитивный компонент жизнетворческого на­чала личности, формирует установку на занятия в группе. В ходе групповых за­нятий происходит усиленное воздействие на все три компонента становления че­ловека субъектом своей жизни[31,64].

Критерии набора в группу БТ Биографический тренинг не имеет противопо­казаний для практически здоровых лиц, находящихся в нормальной жизненной ситуации. Для апробации варианта программы БТ группу формировали из паци­ентов психогигиенической консультации, обратившихся за психологической по­мощью, имеющих только невротическую нозологию. Остальные формы наруше­ния психического здоровья явились противопоказанием. По социально-психоло­гическим критериям пациенты имели различные жизненные проблемы, типы кризиса середины жизни, трудности в обшении со значимыми другими, определённую степень знакомства друг с другом. По социально-демографическим критериям — разный пол, возраст, образование, специальность. Допуская возможность формирования групп только по схожим жизненным проблемам, кризисам, авторы биографического тренинга отмечают, что при гетерогенности группы по своим затруднениям в жизнеосуществлении имеется больше условий для эффективного решения задач БТ. В таком случае создаются благоприятные условия для осознания многообразия жизненных проб­лем и обогащения личного опыта относительно путей решения различного рода жизненных затруднений[31,64].

Критериями эффективности индивидуальной и групповой психотера­пии (Кабанов и др., 1983, с. 224-225) могут быть:

1) отсутствие или уменьшение деформаций в картине жизни после БТ;

2)) степень понимания па­циентом психологических механизмов жизненных затруднений;

3) 3) субъективно и объективно определяемую степень улучшения социального функционирования пациента в различных сферах жизнедеятельности; 4) субъективно переживаемое симптоматическое улучшение.

Некоторые приемы биографического тренинга[31]. Развить вышеперечисленные способности помогает специальный прием - групповое обсуждение графиков жизни. Оно может стро­иться по следующему плану:

1. Участникам тренинговой или психотерапевтической группы предлагается вначале стандартное задание по инди­видуальному оцениванию пятилетий жизни.

2. Полученные графики жизни переносятся в большую групповую таблицу, аналогичную таблице в индивидуальных анкетах. В групповой таблице представлены разноцветные графики жизни всех членов группы.

3. Ведущий кратко объясняет смысл изображенного в групповое таблице. Он обращает внимание на различия в оценках насыщенности на фоне, как правило, достаточно выраженной общей тенденции к первоначальному подъему усредненного графика жизни к его последующему спаду.

4. Посла этого начинается процесс группового обсуж­дения, которое развертывается по следующим вопросам:

а) Почему участники группы по-разному оценили пер­вые пять лет жизни, одни - очень высоко, другие – низко или средне? Что такое детство: "золотой век" пли лишь подготовка к будущему? Какой след накладывают детские переживания на дальнейший жизненный путь?

б) Почему так различаются оценки ожидаемой продолжительности жизни, к примеру, от 50 до 95-100 лет? Свя­заны ли они у членов группы с жизнью кого-либо из родст­венников или знакомых? Насколько реально прожить долго? Откуда возникли пессимистические оценки у одних и уста­новки на творческое долголетие у других?

в) Почему различаются индивидуальные оценки макси­мальной насыщенности, у некоторых они не дотягивают до 8-9 баллов, у других - встречаются даже зашкальные оцен­ки выше 10 баллов? Кто может рассказать о "рекордах" в собственной жизни, которые содержатся именно в запреде­льных оценках. В какие годы достигаются "вершины жизни"? Почему у одних после вершины наступает спад, а у других его нет?

г) Сколько вершин может быть в жизни: одна, две, более? Что дает веру и силы вновь начать продуктивную жизнь после временного спада оценок насыщенности?

Обсуждение всех перечисленных вопросов (их последовательность зависит от состава и результатов конкретной группы) должно строиться в виде живого диалога, спора, размышлений над собственной жизнью участников группы. Как и в любой Т-группе, Направление этого диалога во многом зависит от акцентов, которые расставляет ведущий. Если первоначальные индивидуальные графики жизни указывают на слишком завышенный психологический возраст, ведущий сти­мулирует, прежде всего, размышления о будущем, о поиске новых жизненных перспектив. Если, согласно индивидуаль­ным графикам, психологический возраст слитком занижен, то главное для ведущего - повысить в глазах членов группы ценность прожитых ими лет. Ориентир - сблизить психологический возраст с хронологическим за счет переоценки прошлого и будущего.

5. После обсуждения (оно длится около 1-1,5 часов), членов группы просят вновь самостоятельно оценить насы­щенность пятилетий своей жизни. На глазах у участников обсуждения новые оценки переносятся в прежнюю групповую таблицу, после чего анализируются изменения, происшедшие в итоге обсуждения. Индивидуальные графики жизни в целом достаточно устойчивы, поэтому для ведущего важны любые изменения: в оценках первых и последних лет, в оценках текущего периода, в максимумах и минимумах насыщенности, в локализации вершин, впадин, в их количест­ве. Сравнив психологический возраст до и после группово­го обсуждения, ведущий может определить эффективность своих усилий.

Групповое обсуждение графиков жизни является одним из методических приемов игрового биографического тренин­га. Этот вид тренинга предназна­чен для решения задач коррекции и оптимизации картины жизненного пути. Конечная его цель состоит в формирова­нии у личности особого «чувства пути», помогающего точнее ориентироваться в изменяющих­ся жизненных обстоятельствах, вернее оценивать значи­мость тех или иных событий прошлого, настоящего и буду­щего, принимать оптимальные решения в ситуациях выбора, психологически грамотно строить отношения с членами раз­личных событийных групп на своем жизненном пути. Опишем еще несколько приемов биографического тренинга.

Пластические образы "моя жизнь". Каждому участнику тренинговой группы предлагается мысленно представить весь свой жизненный путь, после чего позой, движением, мимикой, жестами (без слов) "показать" свою жизнь дру­гим участникам группы. Затем каждый "зритель" - член группы должен проинтерпретировать увиденное, попытаться объ­яснить, что бы это значило.

После того, как все "образы жизни" будут обсуждены, группа должна создать из них нечто целое. Решение этой задачи требует от группы и ведущего немало творчества. Итоговый результат становится обобщением "взглядов на жизнь", присущих тем или иным членам груп­пы. Такая психотерапевти­ческая конструкция жизни способствует сплачиванию группы и одно­временно выступает хорошей игровой разминкой перед пос­ледующей коррекционной работой.

В зависимости от конкретных практических задач описанный прием может сопровождаться другой инструкци­ей: изобразить только свое прошлое или будущее, или на­стоящее, или идеальный, желаемый вариант своей жизни.

"Интервью с самим собой". По просьбе психолога один из группы - он и будет интервьюировать себя - рас­саживает остальных на стоящие в ряд стулья, каждый из которых обозначает тот или иной период жизни: детство, юность, зрелость, старость с большей или меньшей возра­стной дифференциацией. Каждый из сидящих членов группы - это или "я" протагониста (главного действующего лица) в том пли ином возрасте, или "второе я", т.е. самый близкий в те годы человек. Протагонист должен подойти к каждому из своих возрастных воплощении и задать ему тот вопрос, который был или будет наиболее актуальным для протагониста в данном возрасте. Участники группы по очереди должны ответить на эти вопросы, представив себе, как бы ответил на них сам спрашивающий в соответствующем возрасте или его близкий.

После того как интервью со всеми "я" будут заверше ны, протагонист должен сказать, кто из членов группы по­нял его глубже других, оказался наилучшим внутренним собеседником. Подобным же образом интервью с собой про­водит каждый член группы, определяя для себя наилучшего собеседника.

Данный прием активизирует работу самосознания, об­легчает внутренний диалог, позволяет развить способности к временным децентрациям и перевоплощению.

"Совет мудрейших". Каждый член группы должен сфор­мулировать и записать на отдельном листке бумаги по од­ному "смысложизненному вопросу", который в настоящее время его больше всего волнует, мешает жить, и ответ на который он еще не нашел. Все листки с вопросами (без имени автора) раскладываются на столе текстом вниз или перемешиваются.

Психолог - ведущий группы после этого спрашивает: "Мнение каких людей - из живших ранее, современников или тех, кто еще будет жить через много лет - значимо для вас, авторитетно, интересно в связи с тем вопросом, который вы записали?" Каждый член группы называет своего авторитета (могут быть близкие люди, знаменитости и др.). "Ну а теперь, - продолжает психо­лог, - каждый из нас станет на время тем, кто для него является наибольшим авторитетом. Мы будем "советом муд­рейших".

"Мудрейшие" располагаются поудобнее (могут ходить, сидеть, стоять...), а кто-либо из "наивных" членов груп­пы берет наугад листок с вопросом, запоминает его и с завязанными глазами начинает "ходить по свету", натыка­ясь при этом то на одного, то на другого. Узнав имя встречного мудреца, он может задать ему записанный на листке вопрос, на который мудрец может ответить, а может и промолчать. Разрешается задать один вопрос не более, чем трем-четырем мудрецам; каждый из них может ответить также не более, чем на 3-4 вопроса.

Аналогичным образом отыскиваются возможные ответы на все вопросы: кто-либо из членов группы (каждый раз кто-то новый) выступает в роли "вопрошающего", остальные - в роли"мудрецов". После того как ответы на все вопросы получены, каждый член группы должен сказать, чьи ответы, на его взгляд, были самыми мудрыми и с кем он хотел бы лично, более детально обсудить свой собственный волную­щий его вопрос. В соответствии с пожеланиями создаются пары, в которых один консультирует другого по его проблемам.

В настоящее время апробируются и другие приёмы БТ: "сле­пая судьба" (А.Б. Добрович), "назови событие", "отгадай возраст". Судя по первому опыту использования БТ, дальнейшая работа в этом направлении представляется дос­таточно перспективной.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных