ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика процесса оценки персонала.Под оценкой персонала обычно понимают целенаправленное сравнение определенных характеристик (профессионально-квалификационного уровня, деловых качеств, результатов труда) работников с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами. В практике хозяйствования применяются внешняя оценка и самооценка. Внешней считают оценку деятельности работника руководителями фирмы, трудовым коллективом, непосредственными потребителями продуктов труда. Самооценка базируется на собственном представлении работника о целях жизни и трудовой деятельности, допустимых и запрещенных способах их достижения, о необходимых моральных качествах (старательность, честность, преданность делу и т. п). Обычно оценка персонала выполняет ориентирующую и стимулирующую функции. Ориентирующая функция состоит в том, что каждый работник с помощью общественной оценки и самооценки осознает свое поведение, получает возможность оп- ределять направления и способы дальнейшей деятельности. Стимулирующая функция проявляется в том, что она, порождая Раздел 2
в работнике переживание успеха или неудачи и подтверждая правильность или ошибочность поведения, побуждает его к результативной деятельности. Оценка персонала должна базироваться на общепризнанных принципах, а именно: объективности, всесторонности, обязательности, систематичности (постоянстве). Соблюдение этих принципов позволяет использовать оценку персонала для: — подбора и расстановки новых работников; — прогнозирования продвижения работников по службе; — рационализации приемов и методов работы (управленческих процедур); — построения эффективной системы мотивации труда; — оценки эффективности деятельности отдельных работников и трудовых коллективов. Конкретное содержание, применяемые методы и типовая процедура оценки персонала показаны на рис. 4.3. Комплексная оценка персонала. Очень широко применяется на практике комплексная оценка персонала по балльной системе. Главная идея такой оценки — количественное измерение наиболее существенных характеристик как самого работника, так и выполняемой им работы. Для характеристики работника комплексно оценивают: • профессионально-квалификационный уровень — Ппку; • деловые качества — Пд к; • сложность работы (выполняемых функций) — Пср(ф); • конкретно достигнутый результат — Пд р. Комплексная оценка отдельного работника (К0.р) осуществляется по формуле Кор-0,5-Ппку-Пд.к+Пс.р,ф).Пдр, (4.7) где 0,5 — эмпирически определенный коэффициент, введенный в формулу для усиления значимости оценки сложности и результативности труда. Профессионально-квалификационный уровень работника определяется по общему для всех категорий персонала набору объективных признаков — образование, стаж работы по специальности, активность приобретения профессии и повышения профессионального мастерства. Каждый из этих признаков оценивается определенным количеством баллов (табл. 4.4.— 4.6). Другие элементы оценки, характеризирующие деловые качества, сложность и результаты труда рабочих, специалистов и руководителей, несколько отличаются по содержанию и удельной значимости признаков. Глава 4
♦ Место оценки ♦ О/бъект оценки їсть оценки
Место оценки ♦ Субъект оценки ♦ Использование технических средств Рис. 4.3. Составляющие процесса оценки персонала Таблица 4.4 ГРУППЫ ПЕРСОНАЛА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ИХ ОЦЕНКА
Раздел 2
Таблица 4.5 ОЦЕНКА СТАЖА РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ФИРМЫ
Таблица 4.6 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|