Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственное регулирование кризисных ситуаций




Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если оно ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы, в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления.

Эффективный менеджмент формируется под действием по меньшей мере двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками, устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата — повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики.

Наличие остростоящих проблем финансового оздоровления предприятий, участвующих в структурной перестройке экономики (венчурные инновационные предприятия), социальных проблем переходного периода и новых федеральных отношений (муниципальные предприятия) предполагает дифференциацию нормативов финансового оздоровления. Более того, вопросы банкротства по этим направлениям деятельности государства должны решаться, прежде всего, на базе развитого методического обеспечения функционирования такого рода предприятий, специальных форм селективного планирования и систематического финансового контроля, характерных для рыночных отношений.

Нормативная база банкротства предприятия основывается на Федеральном Законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В нормативную базу санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов общерыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных отношений).

В современных условиях, когда еще не сложилась позитивная практика создания механизмов конкуренции в отдельных сферах экономики, решение вопросов финансового оздоровления предприятий требует иного подхода. Ключевыми моментами для этого подхода являются, с одной стороны, комплекс мер, направленный на формирование предприятий и соответствующей инфраструктуры, с другой — специальные нормы и процедуры санации предприятий с подобной направленностью основной деятельности.

Сущность процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразуюших мероприятий.

Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливают необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессами. Задача санации хозяйствующих субъектов в российских условиях представляется более значительной проблемой, чем в странах с развитыми рыночными отношениями.

Если в странах с развитой конкуренцией практически во всех сферах деятельности банкротство одного предприятия заметно не меняет экономическую и социальную ситуацию, то в России с высоким удельным весом предприятий-монополистов, укрупненными объемами производства, сосредоточением огромного числа работников на одном предприятии банкротство порождает множество социальных проблем. Эти проблемы часто гораздо сильнее воздействуют на экономику и социальную обстановку региона, чем наличие низкоэффективного предприятия, его неплатежи партнерам, налоговым органам и фондам. В связи с этим задача банкротства предприятия может рассматриваться как система мер по существенному повышению эффективности его деятельности. Вместе с тем российские особенности финансового оздоровления предприятия не умаляют самой проблемы организации систематической санации предприятия как способа поддержания необходимого уровня эффективности его деятельности. Это «технологическая» по содержанию, традиционная для рыночного хозяйствования мера регулирования состояния предприятий. Система санации обычно предусматривает удаление из хозяйственного поля предприятий на основании установленных организационно-правовых норм.

Главными рыночными критериями обычно выступают, во - первых, наличие потребителя производимой предприятием продукции или услуг, а во-вторых, ритмичность бизнес-процессов (сбытовых, производственных, финансовых, кадровых и пр.). В качестве показателей, характеризующих состояние предприятия, принимаются обычно финансовые показатели, хорошо отражающие состояние дел в краткосрочной перспективе. Однако опыт предприятий в условиях развитых рыночных отношений свидетельствует, что система показателей должна, прежде всего, фиксировать состояние конкретных бизнес-процессов и организации управления этими процессами. Таким образом, санация сводится к удалению из системы «балласта», т. е. не функциональных по критериям рынка элементов.

Вместе с тем организация системы санации как способа нормативного управления рыночной экономикой представляет собой один из элементов системы антикризисного управления национальной экономикой — одного из важнейших институтов рынка. Речь идет о комплексе мер как на уровне национальной экономики (государственная экономическая политика), так и на уровне хозяйствующих субъектов (организация бизнеса в различных сферах), обеспечивающих бескризисное развитие отечественной экономики, активную защиту от влияния международных или локальных кризисов в странах - активных масштабных партнерах российского бизнеса. Антикризисное управление экономическими процессами сводится к предотвращению кризисных режимов работы и разработке мер по организации деятельности в этих режимах.

Решение проблемы санации в российской экономике предполагает двухуровневую схему организации управления:

1) государственный уровень — стратегическое планирование и создание нормативной базы для самоорганизации хозяйствующих субъектов, а также целевое воздействие на определенные секторы экономики и социальной сферы;

2) низовой уровень (хозяйствующие субъекты, прежде всего в коммерческом секторе, и субъекты муниципальной экономики).

Особенностью деятельности субъектов низового уровня являются горизонтальное экономическое взаимодействие, а так же ориентация на самоорганизацию для переработки ресурсов при достижении цели. Хозяйствование субъекта в подобных условиях определяется как менеджмент. Иными словами, государственное управление и менеджмент относятся к разным уровням управления экономикой. Различны и их функции.

Вместе же оба уровня управления представляют собой систему регулирования рыночной экономики. В связи с этим реализация рассмотренной схемы управления процессами санации, конкретные ее формы существенны не только для технологии, но и для эффективности управления в этой функциональной области деятельности государства.

Рассмотрим цели и функции государственного органа России, на который возложены задачи регулирования экономики в этом направлении. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.93 № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе, которое в марте 1997 г. преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

С 25 мая 1998 г. Указом Президента Российской Федерации № 651 эта служба преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России). Этот государственный орган сформирован с целью создания организационных, экономических и иных условий для реализации о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых велика доля государства.

Названная Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации в данной области. В своей практической деятельности она руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. На нее возлагается решение следующих основных задач:

· разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;

· проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

· исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению предприятий, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Сформулированные перед данным органом цели различны по своему характеру.

1. Проведение государственной политики по предупреждению банкротств, т. е. создание экономических и организационных условий для эффективного хозяйствования. Это очень широкий круг вопросов, начиная с налогообложения бизнеса и заканчивая процессами реформирования структуры предприятия, ее приведением в соответствие рыночным требованиям.

2. Разработка рекомендаций по рационализации технологии банкротства предприятий при современных российских реалиях, а также создание условий для реализации установленной процедуры банкротства. Ключевую роль в этом процессе играет арбитражный суд, однако организация решения других вопросов во многом определяет эффективность всей процедуры. Речь идет о таких компонентах, как отбор, подготовка, расстановка арбитражных управляющих и контроль за их деятельностью, порядок взаимодействия арбитражного суда и ФСФО России, порядок санации унитарных предприятий и т. п.

3. Возложение на ФСФО России функций управления государственной собственностью. Так, государство по отношению к должнику может выступать как кредитор в случае невыполнения должником обязательных платежей (например, налоговых) или предоставления государственных кредитов. Другая роль, в которой может выступать государство, — собственник или акционер. Принципиальным моментом является величина доли государства в организации-должнике. Полная и долевая собственность имеют качественное различие, предусмотренное законом, при реализации процедуры банкротства. Достаточно указать на такой момент, как упорядочение очередности погашения задолженности перед кредиторами.

4. Мониторинг финансового состояния предприятий, контроль за выполнением установленного порядка платежей. Иными словами, государство берет на себя функции контроля за организацией платежного процесса, установленного законодательной нормой, т платежно-расчетным порядком, являющимся необходимым элементом механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов на рынке.

Неполное, усеченное решение проблемы на государственном уровне влечет за собой, с одной стороны, достижение целей, отличных от запланированных, с другой — переход проблемы на иной уровень вместо ее решения.

Последствия и формы усеченного решения экономических проблем возникают в результате несистемного (неполного) использования такого инструмента государственного управления реформа ми, как институциональные преобразования системы хозяйствования. С этой точки зрения развитие реформ переходного периода в направлении формирования института санации предприятий (контроля за несостоятельностью и финансовым оздоровлением) не лишено негативных моментов. Речь идет о нормах, введенных законом, и степени их учета при разрешении реальных проблем регулирования экономических процессов в современной российской практике.

Рассмотрим, например, какие отношения складываются между должником и кредитором. По содержанию это отношения на уровне хозяйствующего субъекта. Кредитор в российских условиях несет повышенный риск, вступая в отношения с кредитополучателем. Это объясняется отсутствием реального механизма совершения сделок, формируемого на уровне государства.

Вместе с тем в соответствии с нормами санации, установленными законом, величина средств, получаемых кредитором от продажи имущества должника, определяется ими по взаимной договоренности. Это означает, что на практике кредиторы одной категории (одной очереди) должны договориться о величине возвращаемых средств (которая заведомо меньше полученной суммы) и порядке возвращения. Такое «демократическое» решение отягощено в российских условиях множеством конфликтов между сторонами и необходимостью вступать в контакт не только с должником, но и с другими кредиторами. Все эти обстоятельства негативно влияют на поведение кредиторов в целом, на их желание инвестировать средства.

Итак, усеченное решение вопросов, связанных с гарантиями кредиторов, ведет к ухудшению инвестиционного климата, сокращению потока отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики. Такое положение ведет к иной, отличной от западных моделей форме рыночных отношений. В данном случае это модель рынка при минимальном участии частных инвесторов в инвестиционных процессах. В этой ситуации для оживления национальной экономики необходимо масштабное привлечение государственных инвестиционных ресурсов, а данная функция государства в эффективной рыночной экономике должна быть минимальной. Совокупность рыночных институтов, которую формирует и проводит в жизнь государство, можно условно разделить на две категории: инструментальные институты и институты гарантий положения.

Гарантия исполнения, или непреложность выполнения норм, устанавливаемых институтом, является одним из ключевых условий создания среды для самоорганизации хозяйствующих субъектов. Но обязательность (бесспорность) выполнения норм влечет за собой большие государственные расходы. При этом растет доля расходов, направляемая на поддержание социальной стабильности общества, в ущерб расходам, предназначенным для упорядочения хозяйствования с целью увеличения эффективности деятельности предприятий.

Иными словами, формирование оптимального порядка изъятия из бизнеса неэффективных хозяйствующих субъектов предполагает скоординированную работу государства по двум направлениям: активное развитие законодательства о санации, включая такую ее форму, как банкротство, и оказание прямой помощи предприятиям в реформировании их структуры, подготовке кадров, информационном обеспечении и пр.

Известно много инструментов государственного регулирования экономики. Условно их множество можно разделить на две группы:

1) методы прямого регулирования — налогообложение, предоставление льгот, субвенций, целевой помощи регионам и отраслям, гарантий, государственного заказа, протекционизм (по отношению к отечественным товаропроизводителям), осуществление целевых программ социально-экономической направленности и пр.;

2) методы нормативного воздействия — законотворчество в экономической сфере как способ установления норм взаимодействия хозяйствующих субъектов, межбюджетное взаимодействие центра, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, формирование отношений, связанных с управлением собственностью. С одной стороны, это акционеры должника, которые ослабили контроль за деятельностью наемного работника — менеджера, систематически не выполняли требований к организации данных отношений, диктуемых рынком и условиями переходного периода. Возможно, данные отношения с позиций эффективного собственника выстраивались неграмотно. По существу, они характерны для нижнего уровня управления экономикой (уровня менеджмента), на котором в российских условиях большая часть противоречий разрешается на практике, С другой стороны, это отношения с кредиторами, предоставившими дополнительные ресурсы для развития хозяйствующего субъекта.

При низкоэффективном механизме государственных гарантий ответственность за реализацию сделки (в том числе, в форме кредитного договора) возлагается на ее участников. Так, устанавливаемая законом о банкротстве норма антикризисного управления, по сути, возлагает ответственность за все риски на кредитора.

Следовательно, собственник ресурса несет повышенный риск его применения. Такая позиция негативно влияет на поведение инвесторов (как отечественных, так и зарубежных). Неурегулированность подобных отношений, их природа не позволяют разрешить противоречия только на уровне хозяйствующего субъекта.

Недостатки норм государственного регулирования отношений дают проблему другого уровня — неупорядоченность отношений при работе предприятий в кризисном режиме, что осложняет регулирование инвестиционных процессов на уровне национальной экономики.

Реализованный в законе о банкротстве подход к регулированию всех видов отношений хозяйствующего субъекта, основанный на саморегулировании горизонтальных хозяйственных связей, не дает возможности преодолеть проблему санации элементов хозяйственной системы (изъятия их из системы). Такое положение ведет к усугублению проблем реструктуризации российской экономики и обострению социальной напряженности. В нашем случае эта проблема решается путем организации инвестиционных процессов, формирования хорошего инвестиционного климата на уровне национальной экономики.

Особая роль среди множества методов государственного регулирования экономики принадлежит методам программно-целевого управления. На их базе проводятся структурные преобразования экономики. Речь идет о целевом формировании, прежде всего инфраструктурных компонентов рыночной экономики. При этом ключевой является информационная сфера, играющая решающую роль в государственном управлении экономикой, в частности, в реализации такой управленческой функции, как контроль. Однако развитие государственной статистики только посредством расширения системы показателей невозможно из-за признания на рынке такой категории, как коммерческая тайна хозяйствующего субъекта. Более того, в целях обеспечения объективности необходимо формирование альтернативных информационных источников.

В задачи организации информационного обеспечения антикризисного управления, официально возложенные на ФСФО России, входит, в частности, создание системы объективной информации. Данный государственный орган должен выпускать официальное издание — «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству», где изучается и обобщается отечественная и зарубежная практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Иными словами, ФСФО России представлено право самостоятельного решения практически всех вопросов формирования информационной системы антикризисного управления.

Другой проблемой государственного регулирования финансового оздоровления хозяйствующих субъектов, решаемой программно- целевыми методами, является реструктуризация предприятий. При этом предусматривается прямое государственное вмешательство, что предполагает, с одной стороны, предоставление конкретному государственному органу права решения проблем данного типа, а с другой — обеспечение выбранного органа ресурсами для такой деятельности. Для достижения данных целей на ФСФО России возложена функция подготовки государственных решений. Так, ФСФО России:

· принимает участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению не платежеспособных организаций;

· разрабатывает с участием иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны, и участвует в их реализации;

· ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представляет предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство Российской Федерации;

· организует привлечение необходимых финансовых средств для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, в том числе за рубежных инвестиций;

· участвует в рассмотрении вопросов о предоставлении государственной финансовой поддержки неплатежеспособным организациям и согласовывает проекты решений Правительства Российской Федерации по этим вопросам.

Принятие решений по данным вопросам оставлено за другими органами государственного регулирования.

Важнейшей функцией ФСФО России является формирование корпуса арбитражных управляющих и управление им. В этих целях Федеральная служба:

· организует деятельность межведомственных балансовых комиссий, подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий, разрабатывает и (или) утверждает соответствующие квалификационные требования и программы обучения;

· утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проводит лицензирование их деятельности;

· ведет списки лиц, получивших лицензию арбитражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных судах;

· представляет по запросу арбитражного суда кандидатуру арбитражного управляющего, в том числе в случаях, установленных законом, из числа ее сотрудников.

Более того, ФСФО России предоставлено право выдавать и отзывать лицензии арбитражных управляющих, осуществлять контроль за их деятельностью, т. е. единоначально управлять такой специальной категорией работников, как арбитражные управляющие.

Данные права (как и обязанности) предполагают следующие действия ФСФО России:

· утверждение методических указаний по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой экспертизы;

· осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением организациями принятой законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;

· проведение анализа финансового состояния организаций -должников и принятие решения о признании их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение такого учета;

· оформление заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе, по вопросам о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности организации – должника, обязательствах, связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, планах финансового оздоровления организации - должника, возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в Арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ — должников.

Таким образом, за ФСФО России закреплены функции реализации технологии финансового оздоровления предприятий.

· Возложение на этот государственный орган ответственности за финансовое здоровье предприятий подкреплено соответствующей организацией ее работы на местах. Для более тесного взаимодействия с местными органами исполнительной власти и выполнение возложенных на нее функций ФСФО России создала организационно - штатную структуру (рис. 1).

Рис. 1. Организационно-штатная структура ФСФО России

Рассмотренные структурные и функциональные возможности ФСФО России дополняются правами в отношении оперативной деятельности.

Так, ФСФО России имеет право:

· осуществлять от имени Российской Федерации предусмотренные законодательством Российской Федерации процессуальные права при рассмотрении судами и арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве);

· издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные

· правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по реализации процедур банкротства;

· запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и различных организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

· проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, инициировать проведениё этих проверок соответствующими контролирующими органами и участвовать в их проведении, а также назначать в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, проведение аудиторских проверок;

· создавать экспертные и совещательные коллегиальные органы;

· создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения;

· участвовать в создании и деятельности некоммерческих организаций, необходимых для выполнения функций и задач Федеральной службы;

· заключать в установленном порядке соглашения с государственными органами зарубежных стран, неправительственными и международными организациями, осуществляющими деятельность в сферах, отнесенных к компетенции Федеральной службы,

· привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов других органов исполнительной власти и организаций, в том числе иностранных;

· учреждать в установленном порядке печатные издания, необходимые для выполнения функций и задач федеральной службы.

Существуют различные методики оценки угрозы банкротства предприятия. Главная причина несостоятельности и банкротства предпри­ятия в условиях рыночной экономики состоит в неплатежеспособ­ности, обусловленной отсутствием оборотных средств, инфляци­ей и финансовой недостаточностью. Более глубокие причины сле­дует искать в невозможности работников аппарата управления предвидеть конъюнктуру рынка в отдаленной перспективе. Ни один, даже самый квалифицированный менеджер, не в состоянии прогнозировать развитие политических, экономических, социаль­ных и психологических процессов в том или ином государстве, ре­гионе, на конкретном рынке. Даже незначительные просчеты в изу­чении потребностей клиентов, стратегии конкурентов, политики правительства, калькуляции затрат на изготовление продукции, а также проникновение на рынок новых товаров, изменение цен на материалы, полуфабрикаты, сырье, энергоносители могут привес­ти к потере конкурентоспособности предприятия на рынке и бан­кротству.

Следовательно, в основе банкротства лежит низкая эффектив­ность механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, функционирующего в структуре системы управления предприятием. Немаловажную роль здесь иг­рают и методы хозяйствования.

Можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся ошибки во внутрифирменном управлении:

· недостаточные капиталовложения или чрезмерное исполь­зование кредита при образовании новых филиалов или дочерних компаний. Чрезмерная погоня за высокими темпами роста. В этом случае фирма сталкивается с недостаточным притоком средств для финансирования роста и со значительными трудностями в управлении;

· чрезмерная диверсификация (распределение деятельности по разным направлениям без производства продукта) при недос­татке ресурсов для ее обеспечения;

· ориентация только на успешный сбыт продукции в ущерб получению прибыли;

· чрезмерная зависимость от партнеров, поставщиков и посто­янных потребителей продукции компании;

· недостаточный уровень финансового контроля и низкое ка­чество оперативной информации;

· территориальное размещение, не выгодное с точки зрения торговли продукцией предприятия;

· неверно установленные цены на продукцию, которые не пред­
полагают учет изменения затрат на производство продукции, поло­жения на рынке с течением времени;

· неумение предвидеть возможные правительственные огра­ничения на деятельность предприятия или отрасли;

· недостаточное внимание к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия, низкий уровень перспек­тивного планирования;

· благополучие предприятий в условиях плановой экономи­ки часто является причиной «застоя» в системе управления, и они лишком поздно воспринимают изменения, происходящие в эко­номике;

· чрезмерный государственный протекционизм по отношению к одним предприятиям и невнимание к другим со стороны государ­ственных органов управления;

· политическая нестабильность в обществе и как следствие не эффективная государственная политика в области реформ; пренебрежение нововведениями.

Рынок требует постоянно­го обновления номенклатуры выпускаемой продукции. Но этому противодействуют риск, необходимость осуществления дополни­тельных инвестиций и нарушения сложившегося порядка. Задача
аппарата управления состоит в том, чтобы не допустить подавле­ния нововведенческой инициативы, развивать и стимулировать новаторство, сделать так, чтобы новые идеи, хозяйственные ини­циативы, поступающие в систему управления снизу, «вписыва­лись» в стратегию предприятия; незнание работниками аппарата управления механизмов
функционирования рыночной экономики, некомпетентность ме­неджеров предприятий; несбалансированность и нехватка опыта у руководителей в коммерции, финансах, поставках, продажах продукции, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

В целом эти типичные недостатки связаны с низким качеством управленческой деятельности, самоуспокоенностью работников аппарата управления, нежеланием руководства предприятия со­вершенствовать свои методы работы.

Избежать банкротства позволяет правильно выбранная страте­гия предприятия. Все известные стратегии можно сгруппировать в два класса: наступательные и оборонительные. Наступательной стратегии придерживаются сильные предприятия, политика ко­торых, как правило, сводится к следующему:

· максимальному укреплению их лидирующего положения в отрасли;

· развертыванию бизнеса в новых для предприятия отраслях;

· диверсификации портфеля продукции, если в отрасли на­блюдается упадок;

· концентрированному или интегрированному росту, если от­расль развивается.

Слабые предприятия должны выбирать оборонительную стра­тегию, которая позволяет им провести реструктуризацию и сфор­мировать необходимые для наступательной стратегии ресурсы. Их политика сводится к следующему: они должны выбирать те стратегии, которые ведут к их росту; если таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль.

На выбор конкретной стратегии оказывают влияние множест­во факторов:

1. Определяющие наступательную стратегию (обеспечиваю­щие рост и развитие предприятия):

· изменение структуры предприятия;

· наличие и использование коллективного опыта как результа­та продолжительного периода работы предприятия в данной об­ласти;

· слежение за состоянием рынка и выпуск новых видов про­дукции;

· кадровая политика, предусматривающая выработку систем мотивации, а также регулярное повышение квалификации и пере­подготовку кадров;

· состояние оборудования;

· размер капитала;

· эффективность производственных процессов;

· хорошие партнерские отношения с поставщиками и потре­бителями;

использование услуг консультантов по управлению и т.п.

2. Определяющие оборонительную стратегию (обеспечиваю­щие выживание предприятия и сохранение достигнутых позиций):

· уровень квалификации работников аппарата управления;

· состояние отношений между администрацией предприятия и рабочими;

· политика занятости на предприятии, наличие скрытой безра­ботицы;

· морально-психологический климат на предприятии;

· удовлетворенность потребителей выпускаемой предприяти­ем продукцией;

· интенсивность использования основных и оборотных фондов;

· готовность предприятия к переходу на выпуск нетрадицион­ной для предприятия продукции и т.д.

3. Присущие и росту, и выживанию предприятия:

· качество планирования;

· наличие новых контрактов;

· позиция государства по отношению к данному предприятию (политика протекционизма или «удушения»);

· качество и конкурентоспособность продукции;

· емкость рынка;

· финансовое положение предприятия;

· уровень и динамику цен на продукцию;

· эффективность маркетинговой деятельности;

· наличие и степень использования новых технологий;

· готовность и умение аппарата управления принимать реше­ния, связанные с риском;

· политика продвижения работников по службе, наличие кад­рового резерва;

· уровень лояльности персонала к проводимым реформам.

В конечном счете, успех деятельности предприятия в переход­ный период определяют:

· правильно выбранная стратегия;

· отсутствие инерции и бюрократизма в работе аппарата управ­ления;

· сосредоточение усилий коллектива на достижение постав­ ленной цели.

Для предотвращения финансовой нестабильности и банкротст­ва необходимо использовать следующие меры: более активно создавать региональные отделы или ассоциа­ции, но не в ущерб традиционным вертикальным и межрегиональ­ным связям; максимально использовать систему фьючерских сделок по поставке материалов, оборудования и сырья.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных