ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Качественный подход в диагностике банкротства - анализ жизнеспособности предприятия
Главная причина несостоятельности и банкротства предприятия в условиях рыночной экономики состоит в неплатежеспособности, обусловленной отсутствием оборотных средств, инфляцией и финансовой недостаточностью. Более глубокие причины следует искать в невозможности работников аппарата управления предвидеть конъюнктуру рынка в отдаленной перспективе. Ни один, даже самый квалифицированный менеджер, не в состоянии прогнозировать развитие политических, экономических, социальных и психологических процессов в том или ином государстве, регионе, на конкретном рынке. Даже незначительные просчеты в изучении потребностей клиентов, стратегии конкурентов, политики правительства, калькуляции затрат на изготовление продукции, а также проникновение на рынок новых товаров, изменение цен на материалы, полуфабрикаты, сырье, энергоносители могут привести к потере конкурентоспособности предприятия на рынке и банкротству. Следовательно, в основе банкротства лежит низкая эффективность механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, функционирующего в структуре системы управления предприятием. Немаловажную роль здесь играют и методы хозяйствования. Можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся ошибки во внутрифирменном управлении[8,c.174]: · недостаточные капиталовложения или чрезмерное использование кредита при образовании новых филиалов или дочерних компаний. Чрезмерная погоня за высокими темпами роста. В этом случае фирма сталкивается с недостаточным притоком средств для финансирования роста и со значительными трудностями в управлении; · чрезмерная диверсификация (распределение деятельности по разным направлениям без производства продукта) при недостатке ресурсов для ее обеспечения; · ориентация только на успешный сбыт продукции в ущерб получению прибыли; · чрезмерная зависимость от партнеров, поставщиков и постоянных потребителей продукции компании; · недостаточный уровень финансового контроля и низкое качество оперативной информации; · территориальное размещение, не выгодное с точки зрения торговли продукцией предприятия; · неверно установленные цены на продукцию, которые не пред · неумение предвидеть возможные правительственные ограничения на деятельность предприятия или отрасли; · недостаточное внимание к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия, низкий уровень перспективного планирования; · благополучие предприятий в условиях плановой экономики часто является причиной «застоя» в системе управления, и они лишком поздно воспринимают изменения, происходящие в экономике; · чрезмерный государственный протекционизм по отношению к одним предприятиям и невнимание к другим со стороны государственных органов управления; · политическая нестабильность в обществе и как следствие не эффективная государственная политика в области реформ; пренебрежение нововведениями. Рынок требует постоянного обновления номенклатуры выпускаемой продукции. Но этому противодействуют риск, необходимость осуществления дополнительных инвестиций и нарушения сложившегося порядка. Задача В целом эти типичные недостатки связаны с низким качеством управленческой деятельности, самоуспокоенностью работников аппарата управления, нежеланием руководства предприятия совершенствовать свои методы работы. Избежать банкротства позволяет правильно выбранная стратегия предприятия. Все известные стратегии можно сгруппировать в два класса: наступательные и оборонительные. Наступательной стратегии придерживаются сильные предприятия, политика которых, как правило, сводится к следующему: · максимальному укреплению их лидирующего положения в отрасли; · развертыванию бизнеса в новых для предприятия отраслях; · диверсификации портфеля продукции, если в отрасли наблюдается упадок; · концентрированному или интегрированному росту, если отрасль развивается. Слабые предприятия должны выбирать оборонительную стратегию, которая позволяет им провести реструктуризацию и сформировать необходимые для наступательной стратегии ресурсы. Их политика сводится к следующему: они должны выбирать те стратегии, которые ведут к их росту; если таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. На выбор конкретной стратегии оказывают влияние множество факторов: 1. Определяющие наступательную стратегию (обеспечивающие рост и развитие предприятия): · изменение структуры предприятия; · наличие и использование коллективного опыта как результата продолжительного периода работы предприятия в данной области; · слежение за состоянием рынка и выпуск новых видов продукции; · кадровая политика, предусматривающая выработку систем мотивации, а также регулярное повышение квалификации и переподготовку кадров; · состояние оборудования; · размер капитала; · эффективность производственных процессов; · хорошие партнерские отношения с поставщиками и потребителями; использование услуг консультантов по управлению и т.п. 2. Определяющие оборонительную стратегию (обеспечивающие выживание предприятия и сохранение достигнутых позиций): · уровень квалификации работников аппарата управления; · состояние отношений между администрацией предприятия и рабочими; · политика занятости на предприятии, наличие скрытой безработицы; · морально-психологический климат на предприятии; · удовлетворенность потребителей выпускаемой предприятием продукцией; · интенсивность использования основных и оборотных фондов; · готовность предприятия к переходу на выпуск нетрадиционной для предприятия продукции и т.д. 3. Присущие и росту, и выживанию предприятия: · качество планирования; · наличие новых контрактов; · позиция государства по отношению к данному предприятию (политика протекционизма или «удушения»); · качество и конкурентоспособность продукции; · емкость рынка; · финансовое положение предприятия; · уровень и динамику цен на продукцию; · эффективность маркетинговой деятельности; · наличие и степень использования новых технологий; · готовность и умение аппарата управления принимать решения, связанные с риском; · политика продвижения работников по службе, наличие кадрового резерва; · уровень лояльности персонала к проводимым реформам. В конечном счете, успех деятельности предприятия в переходный период определяют: · правильно выбранная стратегия; · отсутствие инерции и бюрократизма в работе аппарата управления; · сосредоточение усилий коллектива на достижение постав ленной цели. Для предотвращения финансовой нестабильности и банкротства необходимо использовать следующие меры: более активно создавать региональные отделы или ассоциации, но не в ущерб традиционным вертикальным и межрегиональным связям; максимально использовать систему фьючерских сделок по поставке материалов, оборудования и сырья. Это неизбежно приведет к увеличению оборотных средств, но защитит средства от влияния инфляции; при заключении договоров проводить анализ платежеспособности заказчика — как на момент заключения договора, так и на момент окончания работ; учитывать в договорах возможное повышение цен, увеличение стоимости материалов на расходы заказчика; предусматривать и договорах штрафные санкции за несвоевременную оплату выполненных работ или поставленную продукцию в размерах, превышающих кредитные ставки. Это хотя бы частично предохранит от убытков, связанных с временной неплатежеспособностью заказчика; участвовать в приватизации других предприятий, чтобы создать дополнительное производство; ориентироваться на многопрофильное производство на случай резкого сокращения объемов работ, чтобы трудоустроить высвобождающихся работников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|