Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственное регулирование отношений банкротства




При проведении анализа банкротства предприятия основываются на нормативных документах, которые определяют структуру анализа.

При проведении анализа используются следующие нормативные документы[16, c. 318]:

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ о несостоятельности (банкротстве).

2. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367).

3. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утверждено распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 года № 31-р) – Этот документ не утратил силу, но использовался справочно, для расшифровки некоторых показателей.

4. Письмо Федерального управления по делам о банкротстве от 13.05.1997 года №ВК-03/724 «Порядок расчетов системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных организаций».

5. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 года №118 – использованы некоторые нормативные данные.

6. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001 года №16 об утверждении «Методических рекомендаций по проведению анализа финансового состояния организаций» - использованы коэффициенты для определения негативных тенденций финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Государство устанавливает требования (нормы) к качеству хозяйствования предприятия. Если оно ниже этих норм, то происходит банкротство. Данные нормы, в свою очередь, непосредственно влияют на структуру и организацию внутрифирменного управления.

Эффективный менеджмент формируется под действием, по меньшей мере, двух факторов: норм санации, контроля за финансовыми потоками, устанавливаемых в целом для национальной экономики, и упорядоченности конкурентного сектора экономики или сферы деятельности. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата — повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики.

Наличие остростоящих проблем финансового оздоровления предприятий, участвующих в структурной перестройке экономики (венчурные инновационные предприятия), социальных проблем переходного периода и новых федеральных отношений (муниципальные предприятия) предполагает дифференциацию нормативов финансового оздоровления. Более того, вопросы банкротства по этим направлениям деятельности государства должны решаться, прежде всего, на базе развитого методического обеспечения функционирования такого рода предприятий, специальных форм селективного планирования и систематического финансового контроля, характерных для рыночных отношений.

Нормативная база банкротства предприятия основывается на Федеральном Законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В нормативную базу санации предприятий должны входить две группы норм: нормы, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов общерыночной ориентации, и специальные нормы, регулирующие отношения эффективного хозяйствования в целевых сферах государственного управления экономикой (структурная перестройка, социальная сфера, формирование федеральных отношений).

В современных условиях, когда еще не сложилась позитивная практика создания механизмов конкуренции в отдельных сферах экономики, решение вопросов финансового оздоровления предприятий требует иного подхода. Ключевыми моментами для этого подхода являются, с одной стороны, комплекс мер, направленный на формирование предприятий и соответствующей инфраструктуры, с другой — специальные нормы и процедуры санации предприятий с подобной направленностью основной деятельности.

Сущность процедуры банкротства предполагает определенную взаимосвязь проблем государственного уровня. Так, одновременно с реализацией мер по санации хозяйствующего субъекта планируется решение его социальных проблем. Высвобождаемый персонал нуждается в социальной поддержке и трудоустройстве. Масштабы подобной работы в российских условиях могут оказаться очень большими, например, с точки зрения градообразуюших мероприятий.

Таким образом, сложность и важность задачи государственного управления процессами санации в условиях переходной экономики обусловливают необходимость создания специального органа по регулированию сферы финансового оздоровления хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем закрепление за государственным органом конкретных функций связано с дополнительным анализом организации управления финансовыми процессами. Задача санации хозяйствующих субъектов в российских условиях представляется более значительной проблемой, чем в странах с развитыми рыночными отношениями.

Если в странах с развитой конкуренцией практически во всех сферах деятельности банкротство одного предприятия заметно не меняет экономическую и социальную ситуацию, то в России с высоким удельным весом предприятий-монополистов, укрупненными объемами производства, сосредоточением огромного числа работников на одном предприятии банкротство порождает множество социальных проблем. Эти проблемы часто гораздо сильнее воздействуют на экономику и социальную обстановку региона, чем наличие низкоэффективного предприятия, его неплатежи партнерам, налоговым органам и фондам. В связи с этим задача банкротства предприятия может рассматриваться как система мер по существенному повышению эффективности его деятельности. Вместе с тем российские особенности финансового оздоровления предприятия не умаляют самой проблемы организации систематической санации предприятия как способа поддержания необходимого уровня эффективности его деятельности. Это «технологическая» по содержанию, традиционная для рыночного хозяйствования мера регулирования состояния предприятий. Система санации обычно предусматривает удаление из хозяйственного поля предприятий на основании установленных организационно-правовых норм.

Главными рыночными критериями обычно выступают, во - первых, наличие потребителя производимой предприятием продукции или услуг, а во-вторых, ритмичность бизнес-процессов (сбытовых, производственных, финансовых, кадровых и пр.). В качестве показателей, характеризующих состояние предприятия, принимаются обычно финансовые показатели, хорошо отражающие состояние дел в краткосрочной перспективе. Однако опыт предприятий в условиях развитых рыночных отношений свидетельствует, что система показателей должна, прежде всего, фиксировать состояние конкретных бизнес-процессов и организации управления этими процессами. Таким образом, санация сводится к удалению из системы «балласта», т. е. не функциональных по критериям рынка элементов.

Вместе с тем организация системы санации как способа нормативного управления рыночной экономикой представляет собой один из элементов системы антикризисного управления национальной экономикой — одного из важнейших институтов рынка. Речь идет о комплексе мер как на уровне национальной экономики (государственная экономическая политика), так и на уровне хозяйствующих субъектов (организация бизнеса в различных сферах), обеспечивающих бескризисное развитие отечественной экономики, активную защиту от влияния международных или локальных кризисов в странах - активных масштабных партнерах российского бизнеса. Антикризисное управление экономическими процессами сводится к предотвращению кризисных режимов работы и разработке мер по организации деятельности в этих режимах.

Решение проблемы санации в российской экономике предполагает двухуровневую схему организации управления [19, c. 263]:

1) государственный уровень — стратегическое планирование и создание нормативной базы для самоорганизации хозяйствующих субъектов, а также целевое воздействие на определенные секторы экономики и социальной сферы;

2) низовой уровень (хозяйствующие субъекты, прежде всего в коммерческом секторе, и субъекты муниципальной экономики).

Особенностью деятельности субъектов низового уровня являются горизонтальное экономическое взаимодействие, а так же ориентация на самоорганизацию для переработки ресурсов при достижении цели. Хозяйствование субъекта в подобных условиях определяется как менеджмент. Иными словами, государственное управление и менеджмент относятся к разным уровням управления экономикой. Различны и их функции.

Вместе же оба уровня управления представляют собой систему регулирования рыночной экономики. В связи с этим реализация рассмотренной схемы управления процессами санации, конкретные ее формы существенны не только для технологии, но и для эффективности управления в этой функциональной области деятельности государства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных