Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нетривиальные идеи о природе сознания Шри Ауробиндо.




 

Неисчерпаемый кладезь идей этого мыслителя нельзя изложить в краткой форме, исходя из чего, мы ограничимся рядом цитат и парадоксальных суждений, которые ставят под сомнение многие традиционные представления о природе ума и сознания в целом, даже сформулированные в нашей книге.

Шри Ауробиндо считает, что мы есть сложный сгусток привычек ума, чувств и движений. Он полагает, что мы приобретает к 18 годам некую конструкцию главных жизненных вибраций, которая наращиваясь в течение всего процесса социализации индивида, становится крайне закрытой и косной. Человек должен разрушить эту конструкцию, чтобы открыть себя более широкому потоку вибраций внутреннего и внешнего мира. Замечу, что идея вибраций многоуровневого духовного космоса занимает важное место в работах Владимира Шмакова, особенно в его уникальной работе «Священная книга тота…», и она не является приоритетом Шри Ауробиндо. Попутно выразим слова благодарности издательству «София» за то, что оно переиздало такую ценную для мыслящих людей книгу в 2008 году.

И первое, что мы должны сделать, чтобы открыть себя вибрационному потоку – эту научиться внутреннему безмолвию, заставить замолчать свой ум, стремящийся всему дать свое определение и назначение. Он утверждал, что способность думать - это замечательный дар нашей ментальной машины, но способность не думать - дар гораздо более великий. Здесь не думать, означает активацию других центров и уровней сознания, служащим проявлением духа в каждом из нас. Когда мы раз за разом учимся внутреннему безмолвию и снимает диктат рассуждающего ума, мы начинает осознавать, что ум это организатор знания, а не источник знания. Когда мы развиваем способность удерживать ум в состоянии расслабленности, то «все слова, речь, действие – приходят автоматически с поразительной точностью и скоростью».

Шри Ауробиндо полагал, что внутри нас находится ряд центров сознания, каждому из них соответствует свой тип вибраций. Их можно различать и чувствовать непосредственно в зависимости от остроты нашего восприятия, вырабатываемого в процессе развития безмолвия ума. «Ум – лишь один из этих центров, одни тип вибраций, только одна форма сознания, хотя он и стремится занять первое место». В организации человека можно выделить семь центров сознания, пребывающих в четырех зонах тела. 1. Сверхсознание, оно находится чуть выше макушки головы. Это высший цент управления нашими размышлениями и сообщается с высшими ментальными сферами или формами разума (см. ниже).

2. Разум, имеющий два центра: один между бровями, который управляет волей и динамикой умственной активности, второй находится на уровне горла и управляет формами суждений.

3. Витальное. Оно так же разделяется на три центра: один – на уровне сердца управляет эмоциями, второй - на уровне пупа управляет стремлением к власти и честолюбием человека, а третий низший центр управляет низшими вибрациями – завистью, вожделением, алчностью и гневом.

4. Физический центр, находящийся у основания позвоночника и отвечающего за наши физические реакции и сексуальные импульсы.

Все эти семь центров, согласно автору, многоканальная воспринимающая станция: «Поистине, это не мы думаем, изъявляем волю или действуем, но мысль, воля, побуждение и действия являются в нас». И как полагает Шри Ауробиндо, говорить, что я мыслю, я чувствую, я хочу, значит уподобиться человеку, который думает, что диктор спрятан в телевизоре, а телевизор есть мыслящий орган.

Трудности психического роста заключаются в том, что нам не удается преодолеть давление витального центра или «Я». И только медитация в безмолвии и погружение в себя могут изменить наше сознание, поднять его на более высокий уровень. Безмолвие, как прозрачность стоячей воды, дает возможность «почувствовать новое равновесное состояние сознания – это не интеллектуальное состояние, но некий центр притяжения в нас. На уровне сердца, глубже витального сердечного центра (который скрывает и подражает ему), мы чувствуем зону концентрации более интенсивную по сравнению с остальными, как если бы они все впадали туда – это психический центр».

Шри Ауробиндо считал, что этот центр и есть подлинное «Я» каждого из нас. Его мысли находят созвучие с древней философией Востока. Так, в Упанишадах говорится: «В центре нас находится сознательное существо, которое властно над прошлым и будущим; оно подобно пламени без дыма. … Его нужно терпеливо освобождать (отделять) от своего тела». Риг Веда указывает, что он – это «сияющий Царь, который был скрыт от нас. … Это – Центр, Хозяин, место объединения всех вещей в нас». И если вы, хотя бы на одно мгновение почувствовали его свет внутри себя, вы радикально изменились и пережили прозрение Духа в себе.

Шри Ауробиндо исходил их того, что вся земная жизнь – это эволюция Духа, проявляющаяся в духовном росте человека. И человеку еще предстоит развить в себе высшие возможности. Космический Дух находится везде в любой точке вселенной. Переживание его в себе может начаться где угодно посредством концентрации и выхода в состояние ментального безмолвия на камне, на горящей свече или у ручья. Чтобы достичь его нужно выйти за пределы индивидуального, и совсем не обязательно быть Плотином, чтобы достичь вселенского Духа.

Восхождение к Сверхсознательному – это освобождение силы роста сознания, Оно подобно благородному растению, пробивающемуся сквозь сорняки к свету, пробуждает в нас потребность в истинной жизни. В этом контексте Шри Ауробиндо указывает, что «мы должны не только порвать силки ума и чувств, но избежать и других силков. … Мы не должны привязываться даже к тем истинам, которые считаем самыми надежными, ибо они есть ничто иное, как формы и проявления Невыразимого, которое отказывается ограничить себя какой - либо формой; мы всегда должны оставаться открытыми для высшего Слова свыше, которое не ограничивает себя своим собственным смыслом, открытыми свету Мысли, которая несет в себе свои противоположности».

Мы позволили привести столь длинную цитату, чтобы читатель мог войти в ее содержание и почувствовать строй и колорит мысли этого яркого гуру Востока. И осмысливая эту истину, понять, что самый главный способ сделать свой ум более эффективным – это освободить его от оков логических схем и жестких детерминаций, дать возможность природе ума спонтанно войти в унисон с вибрациями мира вещей.

Согласно взгляду Шри Ауробиндо, развитие человека – это проявление новых пластов сознания внутри неисчерпаемого Трансцендентного, находящегося не «в вышине», а здесь повсюду, постепенно раскрывая себя собственному взору. То, что заключено в индивидуальном теле, считает мыслитель, - это лишь зрительная иллюзия, мы пористы и пребывает в потоке всех вибраций. Далее мы позволим еще одну цитату. Он пишет: «Человек впадает в интеллектуальный лепет о смысле и значении следствий, проявляющихся на поверхности, и приписывает их все своему «благородному Я», игнорируя тот факт, что оно лежит далеко за пределами его видения, за покровами тускло искрящегося интеллекта и дымного тумана его витальных ощущений, эмоций, побуждений, чувств и впечатлений». Шри Ауробиндо бросает вызов одному из базовых понятий современной психологии «коллективному бессознательному», называя его шляпой фокусника, из которой мы вытаскиваем в любом порядке первообразы и неврозы. На самом деле человек должен последовательно восходить от одного уровня или плана сознания к другому, которые отнюдь не являются бессознательными.

Предваряя изложение планов сознания, Шри Ауробиндо формулирует один очень важный тезис о том, что если наше бессознательное представляет собой прошлую эволюцию, то сверхсознательное – это наше эволюционное будущее, оно становится нормальным бодрствующим расширенным сознанием человека. Расширение сознания, согласно автору, проходит ряд планов разума. Критерий отличий одного уровня сознания от другого состоит в свойствах света и качествах вибрации.

Так, первый уровень получил название обыкновенного разума. Используя язык метафор, этот план сознания сравнивается с множеством маленьких темных пятен, которые роятся, подобно туче мух, вокруг голов людей. Эти узелки вибраций захватывают головы то одного, то другого человека, не меняя общей тусклости и серости общего фона. Иногда эту пелену темных пятен озаряют мгновенные вспышки света в виде маленькой радости, слабого пламени любви и т.д. Однако их тут же поглощает в себе непреходящая темнота, как глаза, не привыкшие к свету, тут же закрывают себя.

Второй план образует высший разум. Он более прозрачен и более свободен. Общий фон обретает голубоватые оттенки, и вспышки света поглощаются уже не так быстро. Человек начинает понимать, что такое любовь, радость и они длятся дольше. Он уже не слепо подчиняется всем условностям и правилам. Однако высший свет все еще остается холодным. Довлеющая ментальность этого уровня покрывает своим слоем, подобно толстым облакам небо, внутреннее пространство и преломляет в своих категориях ума проникающий свет высших уровней Духа. Ментальность делает этот свет своим достоянием, когда перерабатывает его в логические схемы, идеи и слова. Более того, обобщения и выводы высшего разума исходят из единственной позиции, которой доступен ограниченный свет. Опираясь на эти узкие рамки отражения мира, такой разум отметает все, что противоречит его объяснениями и установкам.

Третий план получил название озаренный разум. По мере того, как на уровне высшего разума, мы, упражняясь в медитации или концентрации, обретаем безмолвие, нам открывается доступ к этой сфере. И если ранее свет приходил в форме редких всплесков и отдельных лучей, пробивающих пелену ментальной сетки из слов, то теперь сознанию открывается поток света. На волне этого потока возникают особые тона эстетического сознания, пронизанные духовной легкостью и радостью бытия. Дымовая завеса над миром приподнимается, как исчезающие облака на небе, и мир открывается непреходящей радости бытия. Светящиеся точки истины заливают светом (где уже не нужны слова) все пространство жизни, каждый предмет раскрывает свою глубину и объемность. Жизнь становится шире, полнее, правдивее и живее. Показательно, что этот светящийся поток проявляется в каждом человеке по-разному. Для одних он приходит как внезапное поэтическое вдохновение, другие видят новые образы, формулы, решения. Главное состоит в том, что восхождение к этому уровню сознания сопровождается приливом творческих сил, новым витком способностей и расцветом индивидуальных дарований. И здесь лежит важный ресурс нашего креативного начала.

Четвертый план составляет интуитивный разум. Этот пласт сознания характеризуется еще большей прозрачностью. Он очень подвижен и отличается множеством искр света, озаряющих целостности мира в разных объемах. Эти рождающиеся искры света одновременно открывают целый ряд мир явлений и событий жизни данного мгновения и наполняют видением последовательность их развития. Вместе с интуицией исчезает разделение мира на свет и тьму, из которой ощупью выкарабкивался человек на всех предыдущих стадиях эволюции. Их слияние рождает чувство единого и неразделенного в частном или единственном. Язык интуиции концентрируется в сжатых формулировках. Многие учения нашли воплощение в таких сжатых формах. Когда Плотин обобщал человеческие усилия в постижении тайн Универсума, он выразил это в одной интуитивной фразе – «Полет Единого к Единому». А кто не знает фразу, якобы написанную на кольце Соломона: «Все пройдет». Язык мудрости и интуиции – это язык свернутых понятий и смыслов. Мы добавим еще одну свернутую фразу о Едином: «Все в Одном и Одно во всем». Развертывание этой фразы или трактовка смысла может быть представлена в виде целых верифицированных текстов традиционного логического мышления и даже трактатов.

Однако, как считает Шри Ауробиндо, интуитивные озарения не могут схватывать истину в полном объеме, так как интуиция все же часто оказывается в плену ментальных механизмов. Эти механизмы одновременно преувеличивают и преуменьшают роль интуиции в постижении истин. Преувеличивают, так как они неправомерно обобщают интуитивные озарения и стремятся распространить их на все явления. Преуменьшают потому, что не дают интуиции спокойно озарять определенную часть мира вещей и спешат объяснить ее объемное содержание с помощью своих линейных знаков. Всякая попытка объяснить и интерпретировать сложности мира очень быстро теряет свою способность сохранить адекватность реальному состоянию вещей и событий в нерасторжимом потоке бытия и вибраций единой субстанции. И только те немногие, кто не спешит хватать перо или кисть, сохраняет в себе безмолвие и спокойную созерцательность могут увидеть, что число вспышек света увеличивается. И в этом учащении вспышек света возникает иное сознание, являющееся высшим источником озарения – это глобальный разум.

Глобальный уровень сознания – это «океан непрерывных молний». До этого уровня человеческое сознание поднимается крайне редко. Океан непрерывного света – это уже не «точка за точкой» вспышек света, позволяющих видеть мир в краткости отдельных мгновений интуитивного прозрения. Это состояние способно охватывать единым взглядом обширные протяженности пространства и времени. Важным отличием глобального сознания от других планов разума является однородность света, который изливается как единый всеохватный поток.

Все противоречия низших планов или уровней сознания характеризуются «ограниченностью» света. Они освещают только отдельные фрагменты и поля мира. Глобальный разум преодолевает этот неравномерный и пульсирующий с разной частотой свет. Он наливает общее пространство единым светящимся потоком, струящимся непрерывно как истинное «духовное солнце», и покрывает собой все и вся в этом мире. Он раскрывает гармонию света и тени в переливах и единстве их проявления в каждом акте творений вселенского Духа.

Как полагает Шри Ауробиндо, достичь этого высшего озарения можно различными путями. Их объединяют духовные усилия, с помощью которых человек преодолевает свой эгоцентризм, особенно свойственный творческим натурам. К сожалению, чрезмерный эгоцентризм лишает возможности таких одаренных натур, так как им очень трудно выйти за пределы своей картины мира и понимания себя в ней. Осознание своей субъективности и вызревающая потребность роста, может стать первым шагом выхода на путь духовного восхождения личности к высшим планам или уровням сознания, где творчество становится формой духовной жизни, а не муками интеллектуального напряжения и тщетных блужданий вокруг тривиальных образов и сюжетов.

С такими словами мы закончим разговор об идеях этого уникального мыслителя нашего времени, и предлагает читателю, проявившему интерес к его учению, обратиться к первоисточникам. Мы хотели подвигнуть вас к тому, чтобы вы почувствовали глубину этого учения и всколыхнули в себе проблески этих уровней сознания, где таятся высшие ресурсы наших творческих способностей, чтобы вы могли расширить грань Неведомого и поверить в наличие Духа в самом себе. Последующая работа над собой исключает всяких посредников, которыми здесь выступили мы.

Мы же вернемся к работам западных ученых и обратимся к идеям Маслоу о креативной личности.

 

К реативная личность в исследованиях А. Маслоу.

Поднимая вопрос о креативности, А. Маслоу переводит его в координаты креативной личности и дает ей определение. Креативная личность «это особая, даже особая разновидность человека, а не просто человек, приобретший некое умение, вроде умения кататься на коньках, и не человек, делающий какие – то вещи, на которые он «способен», но которые не являются его сущностью, не заложены в его природе». Сам вопрос о креативной личности ставит вереницу других проблем. Их решение побуждает искать ответы на вопросы о философии, о жизненном пути, о трансформации характера и ценностях культуры. А. Маслоу глубоко убежден, что в подходе к человеку давно исчерпал себя традиционно одномерный подход и линейное мышление, основанное на причинно – следственных связях. В исследовании человека никогда нельзя ограничиваться изучением отдельного фактора, необходимо использовать системный подход и видеть в нем признаки целостного саморазвития. Так, в частности, нельзя изучать креативность в отрыве от психологического здоровья личности. Любой шаг в воспитании психологически равновесной и здоровой личности будет способствовать формированию в ней креативных начал. В образовательном процессе вопрос о креативной личности должен, по мнению А. Маслоу сформулирован следующим образом: «Как добиться того, чтобы любой школьный предмет подвигал человека к большей креативности?» Образовательные технологии должны делать акцент не на знаниях, а на формировании личности с помощью знания.

Разделяя оптимистическую точку зрения на человека, А. Маслоу подразделяет креативность на первичную и вторичную. Первичная креативнось зарождается в глубинах нашей психики и имеет универсальную природу. В детстве мы все отличаемся высокой креативностью, которую по мере взросления теряем или подавляем под влиянием стандартов культуры. Первичная креативность, согласно взглядам А. Маслоу, представляет собой этап подлинно творческого процесса или рождения нового. Вторичная креативность направляет нас на изучение таких качеств личности, как упорство, терпение, трудолюбие и т.д., ибо именно они лежат в основе второго этапа творческого процесса, когда идея, образ или решение превращаются в предметный результат.

Отталкиваясь от идеи, что креативность имеет универсальный характер и она свойственна всем людям, А.Маслоу останавливает свои размышления на эмоциональных преградах развитию и сохранению врожденной креативности у определенной категории людей. К ним он относит людей с выраженной косностью психики, которые приобрели раннюю зажатость своих спонтанных форм интеллектуальной активности, доведенную до невроза. Эти люди действительно страдают, так как напряжены непреходящим стремлением управлять своими чувствами и загонять себя в сухие и чопорные стандарты внешних приличий. Во внутреннем пространстве личности таких людей пролегает глубокая и непреодолимая пропасть между тем, что они знают о себе, что позволяют осознавать в себе, и тем, что они запрещают себе осознавать. А. Маслоу так характеризует этот тип человека: «Он может почувствовать себе в безопасности, в порядке, только при помощи крайнего педантизма, предсказуемости, сдержанности и безупречности владения каким – то конкретными приемами он добьется ощущения, что ему ничего не угрожает, только в этом случае он не будет истязать себя тревогами».

Всякое новаторство или намек на изменение или улучшение жизни, он воспринимает как угрозу его безопасности. Он отдает себя на откуп прошлому, он убеждает себя в том, что мир не меняется и его не следует насильно менять. Он консервативный хранитель устоявшихся правил и норм, отказаться от которых ему все равно, что разрушить модель мира и себя, а, следовательно, впасть в состоянии полного отчаяния перед этим потерянным равновесием.

А.Маслоу обобщает описание психологии такого зажатого и сухого невротика словами о том, что он отказывается от праздника воображения и подавляет свою здоровую инстанцию детского «Я». И противопоставляя сухой взрослости детскую инстанцию, он пишет: «Именно в этой части души, которой мы обычно чураемся и которую стараемся держать в узде, в нашем неосознаваемом, в глубинном «Я» - именно там живет наша способность играть, радоваться, фантазировать, смеяться, заниматься пустяками, одним словом быть спонтанным, и, что особенно важно, креативным. Что есть креативность, как не особого рода интеллектуальная игра, индульгенция, выдаваемая нашим глубинным «Я» на то, чтобы быть самим собой, сочинять и придумывать, быть раскованным, свободным, чтобы, в конце концов, хоть наедине с собой быть сумасшедщим».

И как представляется нам, в столь длинной цитате можно найти ключ к своим интеллектуальным ресурсам в рамках трехчленной теории Э. Берна о наличии Детской, Взрослой и Родительской инстанций поведения всех людей. Как известно, каждая из них ассоциируется с одним из центров регуляции, рассмотренных нами в первом разделе книги, Детская инстанция связана с эмоциональным центром, ей свойственны как наивность и свежесть творчества, так и стремление к радости и удовольствию. Взрослая инстанция формируется на основе телесной самости и двигательного центра. Ей присуще рациональное отношение к миру, она базис вербального мышления. А Родительская инстанция – это чувство долга и власти над собой и другими. Она основа нравственного или нормативного сознания в личности человека.

Чрезмерное развитие одной инстанции за счет подавления других может формировать однобокий и косный стиль в подходах к решению проблем, в том числе нестандартного типа. Так, излишне эмоциональный и зависимый человек с гипертрофированным «Дитя», столкнувшийся с проблемой, начнет искать способ, переложить ее решение на других. Сухой и утрировано «Взрослый» человек может решить ее, если она лежит в пределах его репродуктивного мышления или заученного опыта. А вот гипертрофированный «Родитель» начнет фыркать и ворчать по поводу того, что ему надо решать и постарается агрессивно отказаться от поручения. Для него думать, это решить, как обрести власть, чтобы заставлять других на себя и за себя думать. По - настоящему творческая или креативная личность сохраняет полноценный паритет этих трех инстанций поведения. Ищите гибкий паритет и воспитывайте в себе пластичное динамическое равновесии этих начал, и вы сможете всегда быть адекватным ситуации и находить решение любых нестандартных и стандартных проблем.

Исследуя психически здоровых и продвинутых людей, А. Маслоу пришел к убеждению, что «в каждом человеке живет как поэт, так и инженер, что в каждом из нас есть рациональное и иррациональное начала, взрослый и ребенок, мужчина и женщина, что каждый человек пребывает в своем внутреннем мире и в мире своего понимания окружающего. По - настоящему интегрированная личность в состоянии быть и вторичной и первичной, и ребенком и взрослым. Она может регрессировать и вновь обращаться к объективному оцениванию, становясь при этом еще более взвешенной и критичной в своем поведении и суждениях».

Занимаясь изучением личности в процессе творчества, А. Маслоу выделил ряд любопытных аспектов и характеристик этого специфического состояния. Мы остановимся на обобщениях этого автора.

Поглощенность настоящим. Это состояние выражается в том, что личность с головой уходит в проблему, которая целиком захватывает все уровни его психической активности. Человек забывает о прошлом и будущим, его рамки времени сжимаются до настоящего, а сознание сконцентрировано на предмете или проблеме. Непреходящее противопоставление «Я» и «не-Я» сливаются в состояние близкое к прозрению. Это состояние описывается как радостное, блаженное и др. В обиходе его именуют как вдохновение.

Отказ от прошлого в этой фазе творчества дает возможность уловить новые связи и движущие силы, лежащие за поверхностным и привычным взглядом. Выйти за рамки прошлого опыта означает отказаться искать аналогии и подгонять ситуацию или проблему под накопленные прецеденты. Самозабвенное отношение к делу, полагает А. Маслоу, образует один из путей к своей идентичности, к истинному «Я».

Наивность восприятия. Согласно А. Маслоу, это состояние личности характеризуется доминированием Детского начала, допускающего самые разнообразные комбинации и восприятия элементов и вещей ситуации. Именно креативные личности сохраняют в себе эту непосредственность и детскую игривость, которую истолковывают окружающие как чудаковатость или простоватость, ибо они пренебрежительно относятся к условностям и стандартам поведения взрослых людей, но очень уязвимы для агрессии против них. Эту особенность творческих людей В. Шмаков выразил в следующих словах: «Истинный мудрец совмещает в себе глубину знаний зрелого мужа с непосредственностью детской души ребенка» Так, про гениального Б. Пастернака А. Ахматова сказала, что он всю жизнь оставался ребенком. А мы эту мысль воплотим в тезисе о том, что творческие люди вообще не ведают в себе расчетливой взрослости и возраста.

Отказ от самоконтроля. В те мгновения, когда человек погружается в творчество с головой, он меньше склонен контролировать свое поведение. Это помогает избавиться от излишней придирчивости к себе внутреннего цензора, позволяет более расковано обращаться к оценке явлений и факторов ситуации. В минуты творческого состояния человек становится более свободным от других людей и их оценок. Истинное творчество приглушает и сводит на нет влияние двух критиков: своего внутреннего и внешнего в лице окружающих нас людей. В отрешенном погружении в проблему человек становится более позитивным, его не гнетет ожидание отрицательных суждений со стороны недоброжелателей. В творческом состоянии происходит полное согласие между человеком и миром. Происходит своеобразное слияние «Я» и «не - Я». Именно в этом контексте следует понимать изречение: «Если хочешь нарисовать летящую птицу, стань птицей».

Сила и мужество личности. Большинство исследований креативности выявляют факт ее зависимости от таких качеств личности, как мужество и нравственная сила. Трусость и неуверенность в себе убивает творческие способности, лишает их предпосылок проявиться. Мужество находит выражение в таких производных, как настойчивость и даже упрямство, подчеркнутый нонконформизм и сила воли в стремлении добиваться решения проблемы. Уверенность в себе и одержимость помогают преодолеть страх и нейтрализовать защитные механизмы нашего социального «Я», ориентированного на мнение и оценку других людей в общем пространстве культуры. Креативные люди, вовлеченные в процесс поиска, мобилизующие свою исследовательскую активность, становятся менее тревожными и индифферентными к пересудам их имени и дела. Вообще увлеченность делом не оставляет места социальным тревогам. Вера в себя не уходит даже в случаях неудач и отдельных ошибок.

Готовность принять вещи без искажений. Вобычных условиях повседневной жизни человеку трудно избавиться от субъективных пристрастий. В творческом подъеме мы начинает объективно постигать вещи и явления вне зависимости от наших потребностей утилитарного свойства. Как пишет А. Маслоу, мы позволяем им оставаться такими, какими они являются в своем естественном развитии. Творческий человек утверждает в своем интеллектуальной деятельности принцип «быть». Отсутствие готовых установок и предубеждений, которые создают призму восприятия для большинства людей, снимают ограничения и расширяют степень свободы функциям интеллекта. Креативная личность допускает возможность проявления новых и неожиданных свойств и связей в исследуемой ситуации. Общую философию креативной и раскованной личности передает один из базовых принципов такой практической психологии как нейролингвистическое программирование. Он состоит в том, что Вселенная, частью и сколком которой является каждый из нас, изначально доброжелательна к человеку. Этот позитивный заряд взаимной доброжелательности и открытости миру вещей несет креативная личность.

Доверчивость вместо борьбы. Креативная личность открывается миру вещей, понимая, что она пронизана теми же законами, которые властвуют в окружающей природе и внутри нас. Доверчивость в определенном смысле – это готовность внимать внутреннему «голосу» чувств, полагаться на неосознаваемые процессы переработки информации и целевое содержание ее носителей или знаков, заполняющих нас за порогом осознаваемых функций интеллекта. Человек пришел в этом мир, чтобы навязать ему свою волю. Но креативный человек отдается живому потоку событий и не стремиться подчинять себе все и вся, чтобы остаться доминирующим субъектом. Креативная личность позволяет естественному ходу событий подчинить ее себе или, скажем, сложившимся программам жизни организма функционально реализовать себя.

Целостность личности, постигающей мир. Как утверждает А. Маслоу, в минуты творчества личность становится предельно собранной и мобилизованной как единая самоорганизующаяся система. В этом состоянии происходит интенсивное включение в поисковую активность всех уровней интеллекта и его производных способностей. Наш рассудок слишком и рационален, он членит на части целостности и остается слепым инструментом познания мира, особенно внутри самого человека. Возврат к первичному восприятию – это актуализация поэтических, метафорических, мистических и детских уровней сознания. Целостность мира открывается и постигается с помощью искусства как антитезы абстрактному познанию, умертвляющему живое в окружающем мире.

Приоритет эстетического познания мира. Напомним читателю два принципа жизни «иметь» и «быть», рассмотренные нами ранее. Абстрактное мышление работает в ключе принципа «иметь», тогда как эстетическое познание и художественное мышление опирается на принцип «быть». Так, в несколько ином словосочетании передает особенности искусства в творческом развитии и проявлении личности А. Маслоу. Он отмечает, что для многих ученых и философов главным объективным ориентиром познания мира остаются уравнения, концепции, схемы. Они стали больше реальностью, чем сама по себе действительность мира. К счастью для западной культуры мы начинаем видеть взаимную связь научной мысли и художественного образа. Для эстетического познания мира характерны такие признаки, как полное постижение объекта, в котором все грани и свойства равны и важны. Они в единстве создают объект для восхищения и переживания красоты мира при созерцании отдельного или единичного объекта. Вот почему А. Маслоу настаивает, что для развития креативной личности невербальное обучение через искусство, музыку и танец, являются чрезвычайно важными образовательными технологиями. Наша чувственная палитра мировосприятия отнюдь не уступает рассекающему на части рациональному уму гармонию и целостность этого мира. Описывая свои внутренние ощущения творческого процесса. А. Пуанкаре указывал: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь заходит о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!»

Абсолютная спонтанность. Когда человек искренне заинтересован в познании объекта, и он растворяется в единстве «Я» и «не - Я», он снимает все внутренние зажимы и становится совершенно спонтанным, отдаваясь игре образов и ассоциаций. И естественная работа ума и воображения становится спонтанной или свободной. Наша внутренняя природа отождествляется с природой объекта, и мистерия взаимного проникновения утверждает единства всего сущего в этом процессе спонтанной игры. В этом контексте думать означает освободить интеллект от готовых вербальных клише, форм и схем моделирования мира. Невольно на язык просятся слова Шиллера о том, что человек остается человеком только тогда, когда он играет в глубоком, а не поверхностном смысле этого слова.

Полное самоосуществление. Все перечисленные характеристики творческого процесса, в котором может пребывать человек можно рассматривать как проявление психического самовыражения полноценно развитой личности. Творчество само по себе следует трактовать как один из самых плодотворных способов спонтанного самоосуществления личности. Не зря именно потребность А. Маслоу поставил на вершину своей знаменитой мотивационной пирамиды человека. Именно в этой потребности находит свое социальное выражение сквозная детерминанта нашего саморазвития – сила роста личности.

Здесь мы остановим свое знакомство с взглядами и практическими исследованиями А. Маслоу и обратимся к ряду тезисов о сознании и мышлению одного из пионеров другого направления в современной науке о человеке интегральной психологии Кена Уилбера. Теоретические положения этого широко образованного исследователя охватывают взгляды целого ряда ученых Запада и Востока. Его обобщающие модели и схемы отличаются множеством мало известных терминов, и мы заранее просим у читателя извинение за то, что не все из них найдут наше пояснение.

Но предварительно оценим разработки А. Маслоу применительно к природе сознания. А. Маслоу ограничил себя исследованием креативной личности в контексте проблем образования. Подспудно он делает акцент на вторичной наивности и спонтанности, как осевых характеристиках этого типа людей. Утверждая ограниченность абстрактного мышления, он противопоставляет ему целостность эстетического познания как основы формирования кративности в личности школьников. Практически А. Маслоу оставил за рамками своих исследований более глубокие пласты и уровни психики, с которыми связаны истоки креативного мышления.

Совсем иначе строит свои теоретические обобщения К. Уилбер, привлекая для своих глубоких и емких построений многие идеи мыслителей и ученых Запада и Востока. В этом размахе и глубине идей он ближе к Шри Ауробиндо, которого неоднократно цитирует, и одновременно не упускает случая прибегнуть к глубокой теории Э.Нойманна о происхождении сознания и ранних форм самости человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных