Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бессознательное – вместилище темных и светлых сил




 

Бессознательные пласты психики человека находятся в поле внимания ученых разных сфер знания от Запада до Востока на протяжении многих лет. Однако пристальное внимание к нему пришло после новаторских работ З. Фрейда, основоположника классического психоанализа. Самая ошеломляющая идея родоначальника психоанализа заключалась в том, что бессознательные процессы играют первостепенную роль в процессах регуляции поведения человека, но, подобно подводной части айсберга, остаются малодоступны осознанию. Он сместил с подиума верховенство традиционно понимаемого сознания, совершив тем самым такую же революцию в науке, как это сделали Коперник и Дарвин.

Рассматривая бессознательное как иррациональное темное начало животной природы человека, устремленного к удовольствию, Фрейд утверждал, что культура со своими ограничениями вредит изначальной человеческой сути. Она блокирует импульсы этого слепого энергетически емкого ресурса психической активности. Применительно к творчеству Фрейд позволил себе сказать, что в нем проступает энергия этого начала, которая отщепляясь от реальности, переключается в мир фантазий, художественных образов и иллюзий. Он утверждал, что эта способность к трансформации энергии бессознательного в социальную сферу зависит от гибкости психического аппарата человека.

Однако не все последователи и ученики Фрейда разделяли постулаты отца психоанализа. Юнг одним из первых поставил под сомнение столь одностороннюю трактовку бессознательного. Нам бы хотелось остановиться на возражениях и интерпретациях иррациональных и бессознательных пластов психики других выдающихся мыслителях прошлого столетия в свете темы нашей книги.

Так, великий мыслитель Индии Шри Ауробиндо утверждает: «Психоанализ (в особенности Фрейда) берет определенную часть - самую темную, самую опасную, самую нездоровую часть природы – низший витальный слой подсознательного, выделяет некоторые из его самых патологических феноменов и приписывает им действие, которые выходят за рамки его подлинной роли и природы». С критическими оценками гуру интегральной йоги перекликается А. Маслоу, один из родоначальников гуманистической психологии. Он считает, что бессознательное у Фрейда выступает только как всеохватное и агрессивное зло, и далее пишет: «Мы же знаем, что из глубин бессознательного прорастают корни креативности, оттуда бьют источники радости, счастья и добродетели, где хранятся сокровищница морали и ценности личности». Природу светлых начал во внутреннем мире человека, Кен Уилбер связал с феноменом всплывающего бессознательного, свойственного человеку, которое до определенного этапа его духовного восхождения находится в неактивном состоянии. Он, в частности, пишет: «Поскольку психоанализ и ортодоксальная психология никогда по-настоящему не понимали природу всплывающего бессознательного в его высших формах, то каждый раз, когда в осознании начинает всплывать тонкая или причинная область, - как пиковое переживание, или как тонкий свет и блаженство, - они спешат объяснить это прорывом какого – либо архаического материала или давно вытесненных импульсов».

С легкой руки этих выдающихся мыслителей мы остановимся на светлых сторонах человеческой души, где лежат главные ресурсы духовной активности его личности. В этой связи нельзя обойди вниманием практический опыт психолога – новатора в Росии В. В. Козлова, соединяющего взгляды разных школ и учений в принципах интегральной психологии. И сразу скажем, что его исследования и обобщения об измененных состояниях сознания лежат в русле этих же идей.

Однако должны констатировать, что наши последующие рассуждения, в которых мы выйдем за пределы сугубо традиционного научного подхода, будут противоречить ряду высказываний и положений, представленного на предыдущих страницах нашей книги о природе сознания и интеллекта. Вместе с тем нам придется ввести в линию разговора новые понятия и уровни сознания. И начнем наш разговор с глубоких, и нетрадиционных для классической психологии, идей Шри Ауробиндо. Естественно, что мы коснемся только отдельных тезисов, связанных с внутренними ресурсами и уровнями сознания человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных