Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Свойства внимания – сквозные факторы психических процессов




 

Так, концентрация выражает себя в способности личности к сосредоточенности и глубине вхождения в процесс отражения объекта. Терпение долго думать об одном и то же, как признак гения, по словам Ньютона, восходит к этому свойству внимания и интеллекта в целом. Но об этом чуть позже. Объем измеряется количеством объектов, свойств или предметом может ухватить человек, а в последующем воспроизвести их представления. В. Шмаков ввел такое понятие как «мгновенное сознание», понимая под ним, способность схватывать ситуацию целиком в одно мгновение брошенного взгляда. Но такое сознание развивается и тренируется, опираясь на следующие свойства внимания. Переключаемость выражается в том, насколько быстро внимание переходит с одной деятельности на другую или с одного объекта на другой. Распределение же лежит в основе одновременного выполнения несколько разных действий с разными объектами. А вот свойство подвижность лежит внутри каждого из них и определяет меру сочетания этих свойств в каждом акте жизнедеятельности и влияет на эффект участия внимания в построении целенаправленных действий и в общей ориентации личности. Совершенно очевидно, что уровень развития каждого из базовых свойств внимания в значительной степени определяется врожденной пластичностью и тренированностью его в целом внутри всего познавательного аппарата личности.

Образы представлений – это уже образы восприятий, сохранившиеся в памяти. Они то и образуют основу образного мышления и воображения. Весь образный ряд нашей ассоциативной памяти в потоке сознания – это причудливая игра накопленных представлений, сливающихся между собой, расщепляющихся на части и нагромождающих его актуальный экран в настоящем самыми неожиданными комбинациями и связками. Образы представлений могут превращаться в обрывки конкретных вещей в прошлом, а могут приобретать статус обобщенного видения. Так, скажем, философ А. Шопенгауэр написал книгу под названием «Мир как представление», и ему нельзя возразить.

Наша способность к нешаблонному мышлению восходит к подвижному и объемному богатству представлений, разнообразные сюжеты из которых мы создает в своей фантазии и мечтах, обращая их в свое будущее, строим его образы или концентрируем свое внимание на поиск решения той или иной задачи.

Вместе с тем важно знать, что наше нетренированное восприятие, да и сознание в целом изначально тяготеет отражать мир в статических категориях и фрагментарно. Оно движется от одного объекта к другому и таким способом формирует некую целостную далеко не объемную картину обстановки или ситуации. Ученые даже прибегли к такому сравнению, что мы смотрим на мир через щели, которые, как шоры на глазах у лошади, ограничивают наше отражение мира вещей в каждом новом акте получения информации. А. Бергсон вообще подчеркнуто заявил, что «наш интеллект ясно представляет себе только неподвижность».

Можно утверждать, что наши установки ограничивают круг вещей, которые лежат в пространстве восприятия. И мы далеко не все осознаем, что видим, и далеко не все слышим из того, что воспринимаем на неосознаваемом уровне за пределами фокуса произвольного внимания. Объем неосознаваемых бит информации наш важный потенциальный ресурс, который необходимо учиться лучше и полнее использовать.

Развитие речи и становление понятийного мышления так же пронизано этими тремя тотальными параметрами. Однако, согласно принципу антиномии, любой познавательный процесс может под влиянием наследственных факторов, иметь противоположные качества этой триаде осевых свойств ума. Разумеется, гибкость может уступить место вязкости всего склада психики и личности в целом. Пластичность уступает превалирующую роль косности производным функциям интеллекта, конечно же, не лишая его продуктивности в стандартных ситуациях прошлого опыта. Это качество будет создавать свои барьеры при обращении к новому знанию.

В равной степени происходит с обучаемостью. Ни мало случаев, когда человеческая индивидуальность складывается так, что всякое новое знание формируется, как чертеж на песке, едва выучил, уже забыл. Люди с низкой обучаемостью часто требуют особой технологии и ждут, когда знание будет предоставлено им на тарелочке: ешь, не хочу. Многие из них оправдывают свою умственную заурядность, упакованную в лень, отсутствием внешнего интереса, списывая ее на стиль личность преподавателя или трудность текста в книге. К сожалению, сотни взрослых мужей от образования подыгрывают такой философии жизни, ведь имя им легион, и больше всех они третируют требовательных и умных педагогов.

Однако с древних времен остается истинным тезис о том, что задача педагога научить ученика приобретать самостоятельно знания. Каждому студенту важно понять, что без внутренней мотивации обучение превращается в имитацию, а такое знание никогда не станут фактором развития личности. И вообще истину нельзя преподнести в готовом виде, до нее надо дойти и пережить самому. Главное научиться учиться, потому что знание не самоцель, а средство развивать личность и ее способности к расширению пространства своей активной жизнедеятельности. А в современном динамичном и быстро меняющемся мире еще более важно вовремя разучиться, чтобы научиться. И человек есть то, кем он сам себя делает и как он меняется и насколько быстро усваивает новый опыт.

Об этом хорошо знали в прошлые века англичане, пишет Лебон, и выдворяли учителя из дома, если он забывал данную цель. Для того чтобы целенаправленно упражнять в себе способности высокого уровня, необходимо глубоко понять особенности своей натуры, а далее, опираясь на сильные стороны интеллекта и доминирующие способности, развивать в себе слабые места во имя своей много функциональности как субъекта ролей, порой предполагающих и требующих проявления способностей противоположного спектра. В свете инновационного развития, которое мы пока декларируем, запрос на людей с нетривиальным или нешаблонным мышлением становится опять актуальным в России.

Вторая часть нашей книги посвящена будет прикладным аспектам этого запроса, где в нить содержания будут вплетаться теоретические положения первой части книги. Всякое знание есть первый шаг к умению.

 

Сделаем ряд обобщений.

1. Кирпичиками, из которых строится многоэтажное здание нашего интеллекта, являются ощущения. Они отражают отдельные свойства вещей и явлений. Информация на уровне органов чувств отличается спецификой знаков, которые поступают к центрам головного мозга.

2. Восприятия представляют собой уже более сложные познавательные процессы, так как они отражают уже целостные образы вещей и явлений. След восприятий в памяти образуют представления. Их богатство во внутреннем мире человека постоянно увеличивается, если он стремится к расширению своего пространства жизни и испытывает непреходящую потребность во впечатлениях.

3. Развитие речи и включение ее в образовательный процесс закладывает понятийный уровень интеллекта, отличающийся высоким уровнем обобщения и более широким горизонтом дискурсивного или рассуждающего мышления.

4. Особое место занимает воображение, осуществляющее рекомбинацию накопленных представлений. В самых неожиданных связях и отношениях, которое оно строит между отдельными представлениями и мыслям возникают новые образы и идеи, включая крайне отвлеченную мечту и фантазию. Тем самым воображение выступает одним из кардинальных механизмов творчества, выявляющим свои свойства в одной из функций сна.

5. Любое новое знание предполагает личностные усилия и психическое напряжение. Нельзя подниматься в горы без частого дыхания и напряжения мышц. Эффект обучения зависит от самой личности, которая должна научиться учиться и делать себя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных