Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление ведущих центров управления в детстве




Вэтом разделе нам придется снова вернуться к системным принципам и соединить их с некоторыми стадиями развития человека в раннем детстве, куда восходят линии возникновения всех подсистем и центров регуляции. В силу этого ряд тезисов найдет частичное повторение в продольном срезе анализа.

Становление личности восходит в раннее детство. Первыми признаками личностной регуляции можно с определенной мерой упрощения назвать появление произвольных мотивов поведения, которые начинают подчинять себе непроизвольные импульсы и спонтанные реакции. Вообще механизмы регуляции можно связать с последовательным утверждением приоритета одного из трех центров, замыкающих на себе координацию жизнедеятельности растущего ребенка, что уже было нами рассмотрено. На первом этапе ведущим центром регуляции выступает механизм эмоций, разделяющий внешний мир на две полярные сферы, возбуждающие либо положительные, либо отрицательные чувственные реакции.

С переходом ребенка к вертикальному положению эмоциональный центр уступает доминирующую роль двигательному центру, который берет на себя функцию координации всех чувственных и моторных реакций индивида в расширяющемся пространстве жизни.

Круг общения ребенка с ближайшим окружением людей превращает речь в ведущий центр регуляции, с которой неразрывно связано формирование элементов произвольного поведения. В свете этой триады центров управления в обиход психологической науки вошли такие понятия как «эмоциональный интеллект», «двигательный интеллект» и «вербальный интеллект». На наш взгляд, весьма спорная тенденция расширять значение одного понятия.

Примерно к трем годам у ребенка происходит первое рождение личности, когда он начинает обозначать себя как субъекта жизни и использовать ключевое понятие «Я» и «Я сам». С этого момента его система личности как высшая самость будет определять формирование многих психических функций, интегрируя или включая в себя другие центры или подсистемы регуляции: эмоциональную и двигательную. Сообразно возрасту ребенка, когда наблюдается доминирование того или иного центра регуляции, происходит превалирующее развитие психических процессов, осуществляющих прием и переработку восходящей информации. В силу целевой функции знака, изначально заложенной в его природу, доминирующий канал органов чувств определяет структуру внутреннего или умственного опыта и формирует многие акты поведения и реакции ребенка на ключевые факторы его социальной ситуации развития.

Вместе с тем функциональное назначение разных вещей, образующих содержание ситуации развития ребенка, закладывает в развитие координации движений определенные чувственно – моторные схемы, адекватные их месту в жизни людей. Мы уже отмечали, что в процессе раннего онтогенеза приоритет переходит от более простых форм кодирования информации к более сложным знаковым структурам, постепенно усиливающим роль сквозных психических процессов, таких как память, речь и внимание в целостной ткани сознания личности.

Здесь необходимо добавить, что переход ведущей роли регуляции от одного центра к другому и связанного с ним каналом информации, диктуется законами саморазвития динамических систем, устремленных расширять пространство жизни и увеличивать уровень внутренней организованности и противостоянию распада всего и вся. Живое вещество на нашей планете – это важное звено самоорганизации и динамического развития Вселенной, которая, по мнению ряда ученых, есть скорее большая мысль и организм, а не бездушная и инертная машина.

Исходя из этого основополагающего тезиса, наше сознание есть столь же сложная система внутри саморазвития системы личности, проходящей закономерные стадии ее восходящей эволюции. Эта система высшего уровня диалектически отрицает или вбирает в себя все другие подсистемы отражения мира в виде идеальных знаков. Механизмы регуляции более низкого уровня остаются внутри этой системы личности как относительно самостоятельные центры активности, определяющие целесообразность ее поведения в рамках их функционального назначения, поскольку их формирование проходило миллиарды лет эволюции форм жизни, предшествующих человеку.

Так, врожденные реакции и инстинкты, как сложные программы поведения намного больше адаптированы к внешнему миру, чем наше сознание на его ранних этапах. И как пишет Э. Нойманн, «знание инстинктов о реальности даже сегодня безгранично превосходит знания, полученные сознательным путем. Эта адаптация инстинкта к окружающей среде является бессознательной, но мудрость этих инстинктов реальна ». Наш интеллект, получивший развитие в культурной среде социума, в снятом виде несет эту вековую мудрость живого вещества планеты. Добавьте сюда соотношение неосознаваемых и осознаваемых объемов переработки поступающие информации, что мы констатировали выше, и вы отведете собственно сознанию более скромное место в общем вертикальном строе психики человека.

Сознание, как надводная часть айсберга, сформированное преимущественно на основе речевых знаков, хотя и трансформировало познавательную систему предков внутрь своих форм моделирования мира, остается одной из информационных систем индивида его высшей ступени саморазвития - системы личности. Эта ступень саморазвития человека в социуме центрирует на себе все познавательные процессы и ресурс умственного опыта индивидуальности. Понятие «центроверсия», на наш взгляд, удачно и конструктивно ввел в научный аппарат познания процессов развития нашего «Я» Э.Нойманн, перекликаясь с принципами саморазвития и определения природы сложных систем. Он указывает: «Цетроверсия – это врожденная тенденция целого к созиданию единства из своих частей и к синтезу их и в объединенные системы».

Роль и место речевых знаков, как социально обусловленного механизма и центра распространяется в трех направлениях. Во- первых, в сторону общения, во- вторых, в сторону волевых механизм управления строем психики и в-третьих, в сторону логического или рассуждающего мышления, основанного на понятиях и венчающего систему интеллекта. Третья функция речи возникает на пересечении развития вне речевого мышления и вне мыслительной речи, как это обосновал Л.С. Выготский.

И как видится нам, она, опираясь на вторую ипостась, становится одним из механизмов развития высших познавательных процессов, поскольку они предполагают волевые усилия личности, начиная от произвольного внимания и запоминания до напряженного поиска решений в муках творчества на первой и последней стадиях рождения нового.

Включение речи в волевые механизмы личности происходит продуктивно в переходный период онтогенеза, когда наиболее интенсивно развивается функция лобных отделов, и в жизнь отрока врывается еще один центр управления социальным поведением личности, по П.Д. Успенскому,- сексуальный центр, основанный на новом социальном качестве тотальной системы «Я» человека.

Внутренняя речь, свернувшаяся между мыслью и словом, берет на себя функцию переходов между мыслью для себя и мыслью для других. Вместе с тем она становится важным компонентом самопроизвольной активности высшей самости внутри нас, управляющей нашим поведение и действиями в пространстве бытия за счет мобилизации опыта или того же интеллектуального ресурса, накопленного в процессе развития вида и индивида. Другими словам, внутренняя речь включается в состав высшей самости, которая обременена функций осевого механизма системы управления, замыкающей на себе все содержательные и целевые функции знаков, несущих информацию в проекционные зоны коры и лобные отделы мозга.

В этой связи возникают актуально непреходящий двуединый вопрос, а какой ресурс этих знаний или информации, и каким образом может использовать личность для решения своих актуальных проблем? Самый правильный и простой ответ, одновременно является самым туманным, неопределенным и самым сложным. Но мы соблазнились дать на поставленный двуединый вопрос небесспорные ответы, и скорее предложим рассуждения об этих высших механизмам самопроизвольности и «спонтанности воли» (термин, который высоко оценил К. Уилбер).

Однако мы не можем обещать простых суждений, ибо этот «вечный вопрос» остается актуальным во все времена истории познания человеком самого себя. Традиционная наука, искавшая ответы в экспериментальных исследованиях, обогатила наши знания о структуре интеллекта, дифференцируя его на ряд способностей, выявила исторические корни сознания личности. Но она не дает ключ к пониманию природы духовного центра человека и объяснения самопроизвольной активности егокак личности. Наш ответ выйдет за пределы академической науки. Мы надеемся, что читатель, познакомившись с ним, найдет в наших тезисах пользу или получит импульс желания погрузиться в изгибы своего внутреннего опыта, чтобы полнее понять и использовать его ресурс. Для формулирования ответа нам придется пройти по тонкой линии между известным и неизвестным знаниям о триаде душа, тело, ум, заглянуть в область непостижимого, а так же вернуться к некоторым идеям эзотерики и метафизики, чтобы констатировать восходящую ось изначального единства базовых категорий мироздания.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных