ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные уровни организации умственного опытаПервый пласт умственного опыта образуют структуры, которые лежат в основе приема переработки, обобщения и воспроизведение полученной информации. Их функциональное назначение заключается в оперативной переработке сенсорной или чувственной информации на разных уровнях моделирования мира вещей в текущих условиях жизни «здесь и сейчас», включая ее хранение и воспроизведение или перевод ее из потенциального состояния в актуальное. Такой опыт актуальной ориентации, создающий некую модель ситуации в феноменальном поле жизни, порождается функционированием всех познавательных процессов от ощущений и восприятий до памяти и мышления, отражающих разные стороны и факторы этой ситуации. Совершенно очевидно, что этот пласт интеллекта опирается преимущественно на первый и второй функциональные блоки мозга. В формировании сравнительно сложных умственных моделей ситуации и хранение ее в памяти предполагается участие третичных проекционных зон мозга. Именно они синтезируют обобщенные модели ситуации и участвуют в формировании объемных познавательных схем в пространстве и времени. Показательным примером наличия таких интеллектуальных функций даже у приматов являются исследования под Псковом на островах. Возвращенные летом к месту жизни после долгой зимы, обезьяны по свежей траве восстановили все тропы и маршруты жизни так, как - будто они пользовались топографическими картами. Чем ни мало удивили экспериментаторов. Мы еще вернемся к анализу организации умственного опыта. Второй пласт опыта можно назвать регуляторным или управленческим, включающего в себя структуры, берущие на себя произвольную и непроизвольную регуляции интеллектуальной активности. Нам представляется, что эти структуры в умственном опыте человека следует ассоциировать с третьим функциональным блоком мозга, призванного программировать и управлять всеми интеллектуальными действиями человека. И если, все же искать физиологические основы механизмов личностного уровня самоорганизации системы человека, то нельзя обойти вниманием передние доли мозга как прерогативу человека и их место в общей архитектонике нервных и психических процессов. Ведь любая форма произвольного поведения человека восходит к личностному уровню его самоорганизации как системы высшего уровня. Именно с этим уровнем связаны следующие умственные структуры. Третий пласт опыта складывается как структура, обнимающая индивидуальные склонности и предпочтения личности в сфере интеллектуальной деятельности. В них входят приемы субъективного выбора путей поиска решений, источников информации и способов ее кодирования, а так же наклонности приложения себя к определенной области деятельности и труда. Чтобы составить полное представление о структуре интеллекте, то можно поставить четыре условных вопроса, затрагивающих разные уровни его общей модели. Три из них выражают собственно личностный уровень иерархии умственного ресурса человека. В редакции М.А. Холодной они выстраиваются следующим образом: Первый вопрос, как человек перерабатывает информацию. Второй вопрос, как он контролирует работу своего интеллекта. Третий вопрос, почему так и об этом человек думает. Четвертый вопрос, как он применяет свой интеллект. Таким образом, можно заключить, что в зависимости от состава и строения этих форм и уровней опыта можно говорить о комплексе способностей к решению стандартных и нестандартных задач, вовлекаемых в актуальную среду жизни конкретной личности. В свете этих вопросов можно определять уровень обучаемости, как собирательной способности к овладению новым опытом, и стилю умственной деятельности той или иной индивидуальности. О чем у нас пойдет речь далее. Сделаем одну полезную ремарку. Пытливый читатель уже на этой странице может обратиться к поставленным вопросам и попытаться дать свои ответы на них, чтобы сделать первый шаг от познания к изменению себя под знаком растущей самоорганизации. В этой ремарке мы закладываем первые камни моста перехода от чистой теории к прикладным аспектам работы личности над собой, чтобы читатель мог перейти от знаний к умениям и более продуктивно использовать свой интеллектуальный потенциал, всегда сочетающий универсальные и уникальные свойства. Теперь нам предстоит несколько расширить рамки суждений о каждом из этих главных уровней умственного опыта человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|