Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функциональные блоки мозга как базис интеллекта




 

Наш мозг как уникальный биологический процессор делится на три функциональных блока. Первый функциональный блок отвечает за регуляцию тонуса всего организма и психических процессов и уровень бодрствования по шкале «сон – высокая активность». Он преимущественно связан с верхней стволовой частью мозга и подкорковыми структурами. Среди них одно из главных мест занимает ретикулярная формация, распределяющая наше внимание и управляющая работой или активацией выше лежащих центров мозга . Второй функциональный блок осуществляет прием переработку и хранение всей чувственной или сенсорной информации, поступающей по восходящим нервным проводникам в его специфические отделы. И вот что показательно, уважаемый читатель, если вас интригуют наши рассуждения о строении вашего мозга, второй блок разделен на три проекционные зоны, охватывающие информацию разной степени сложности. Первичные проекционные зоны коры мозга принимают информацию по каналам отдельных органов чувств. Вторичные проекционные зоны уже частично утрачивают избирательность и осуществляют синтез разных видов информации. А третичные зоны обладают нервными клетками, которые уже связывают отдельные центры приема информацию между собой, в силу чего их отростки расположены по линии горизонтальных связей, интегрирующие центры в одну функциональную систему. Эта система через ряд связей с передними долями коры выходит на двигательные центры, расположенные в срединной части коры больших полушарий. Именно клетки третичных зон коры осуществляют наиболее полное обобщение восходящей информации и включаются в деятельность высших отделов мозга третьего функционального блока. Весьма примечательно, что в раннем детстве развитие мозга идет «снизу вверх» как и формирование ведущих познавательных функций. Нарушение первичных зон неизбежно приводит к недоразвитию более высоких зон коры. А вот у взрослого человека доминирующая роль переходит к высшим третичным зонам, они управляют работой вторичных и первичных отделов коры. При поражении последних отделов третичные зоны могут брать на себя компенсаторные функции. Получается, что в зрелом возрасте взаимодействие строится по принципу «сверху вниз». И разве эта закономерность не перекликается с тем, что утверждает Л.М. Веккер по поводу развития познавательных процессов и места в нем понятийной мысли как интегратора интеллекта (см. выше)?

И это еще не все. Нельзя обойти молчанием факт того, что основные скачки в эволюции психики животных совпадают с функциональными блоками структуры мозга. Кора больших полушарий как плащ в четыре сантиметра толщиной покрывает подкорковые выпуклости верней части спинного мозга, оставляя за ними регуляцию многих жизненных функций организма. Драма жизни многих видов животных организмов разыгрывается на основе преобладающих механизмом определенного уровня мозговой иерархии. Осознание своей жизни и чувство смертности приходит в мир живого вещества с историей человека и развитием высших этажей его мозга.

Особое место в структуре человеческого мозга занимает третий функциональный блок, локализованный в лобных отделах коры больших полушарий и составляющих примерно 30% всей массы мозга. Мы уже отмечали ранее, что именно лобные отделы претерпевает в процессе становления человека самые заметные изменения по сравнению с мозгом обезьяны. Кроме того, только у человека происходит интенсивное развитие третичных проекционных зон, выполняющих функцию обобщения всей чувственной информации. На эти зоны и опирается третий блок. Этот третий функциональный блок выполняет программирование, регуляцию и контроль сложных форм поведения и деятельности человека.

И мы хотим обратить внимание читателя даже на само название данного функционального отдела мозга. В этот блок входят так же височные отделы коры полушарий, где локализованы речевые центры, имеющие прямое отношение ко всем произвольным формам поведения и мыслительной активности человека. Именно в этих наиболее молодых образованиях мозга находятся основы всех высших психических функций человека от произвольного внимания и его главных свойств до рассуждающего мышления и воли, составляющей ядро самоуправления личности и ее высшей самости. Гениальная природа или создатель не зря к моменту рождения человеческого дитя больше всего костного материала вкладывает в лобные отделы черепа, чтобы защитить главный субстрат будущей личности от случайных повреждений во время падения!

Просматривается универсальная природа взаимодействия центров управления и центров переработки информации, циркулирующей между двумя главными подсистемами системы человека или головой и телом.

В том, что строение нашего мозга и психического аппарата имеет много общего с процессами переработки информации в сложных самоорганизующихся системах разного класса и уровня, находят свое подтверждение общие закономерности функционирования таких систем, несмотря на их определенную специфичность, ставшие сегодня предметом молодой науки синергетики. В настоящее время можно даже ставить вопрос о единой матричной природе этих систем, которые от нервной клетки и человека до отдельного предприятия или общества, укладываются в ее общую модель, и имеет одни и те же блоки и механизмы управления.

Эти механизмы управления с петлей прямой и обратной связи между подсистемами разного уровня осуществляют регуляцию жизнедеятельности таких систем. Природу интеллекта как одну из подсистем высшего уровня в структуре сознания вполне можно рассматривать внутри этого универсального контура управления, включающего в себя три функциональных блока, выявленных наукой в архитектонике мозга. И разве в деятельности отдельной организации мы не обнаружим эти блоки? И что же такое государство внутри общества как ни его мозг и прежде всего управляющая подсистема? Государство, как и руководитель отдельной организации, - всему голова является точным определением их статуса. Теория управления это развернуто подтверждает, несмотря на различия в масштабах влияния и объема информации циркулирующей по каналам бюрократической иерархии, а у человека по каналам органов чувств и движения. Выражаясь житейски, насколько же важно, чтобы голова была умной! Что же это означает? Ответы на этот вопрос давали и дают представителя разных наук от генетики до кибернетики и захватывают в свои определения разные грани и слои психики и мозга.

Так, задавшись вопросом, может ли машина мыслить еще на заре кибернетического бума, А.Тьюринг сделал попытку определить эту способность у животных, оперируя такими терминами как «активность» и целесообразность». Он предложит вниманию условную ситуацию, в которой оказались две мыши с противоположными качествами поведения в среде. Одна мышь очень смелая с широким диапазоном поисковой активности, другая, наоборот, - крайне осторожная с зауженной активностью. Если каждая из них окажется перед отравленным кусочком сыра, задает вопрос автор статьи, то у какой мыши больше шанцев найти целесообразное действие и остаться в живых? А, следовательно, она окажется умнее?

О сущности интеллекта и его критериев по шкале «умный – не умный» шли и будут идти споры и разрабатываться разные теории, отражающие те или иные подвижные свойства этого многомерного феномена природы живых систем и его искусственных аналогов, не исключая эффект подмены их простыми артефактами и неадекватностью инструментов исследования.

Однако вернем наш разговор к модели человека как системе и в контексте движения и структурирования потоков информации посмотрим на статус интеллекта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных