Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Ум загадочная квинтэссенция человека




Истоки и ресурсы нешаблонного ума

(пробуйте стать умнее?)

 

 

Ржавчина и мозоли в мозгах, несовместимые метафоры ума

Знание – это мысли других,

Раздумья – это свои мысли

От авторов

 

Вы хотите стать личностью, которая острее чувствует мир вокруг себя и глубже мыслит, чем другие? Тогда вы должны до конца прочитать эту книгу. Мы намеревались написать популярное пособие, но погружаясь в заявленную тему и излагая ее разные аспекты, мы невольно переходили эту незримую грань. Мы поняли, что книга можем быть отвергнута умным и пытливым читателем, не уходящим от напряжения ума в понимании природы своего ума, если обойдем вниманием скрытые ресурсы человеческого сознания, как и суть его личности. А написать об уме популярно, но глубоко и интересно очень непростая вещь. Читателю судить и давать свою оценку нашему труду, насколько эта книга захватила его и стала ему полезной.

Мы постарались чередовать теоретические и прикладные вопросы и, опираясь на них, вышли на прагматизм в разделе этапы творческого процесса, где излагаем алгоритм его организации при решении любых нестандартных задач, часть из множества которых вы встретите в нашей книге.

Рассматривая ряд базовых способностей к творчеству, мы рекомендуем некоторые у пражнения. С их помощью вы сможете развивать в себе слагаемые нестандартного и оригинального мышления.

Вместе с тем, выходя за рамки академического знания, мы предлагаем вашему вниманию глубокие и захватывающие взгляды некоторых мыслителей и ученых, которые раскрывают нам неосознаваемые пласты и источники нашего духовного саморазвития. Мы исходим из того, что даже знакомство с ними, обогатит ваше представление о себе. Это новое знание непременно раскроет вам ранее неведомые ресурсы нестандартного мышления, ведь всякое новое знание о себе - важный шаг к новым умениям и уверенности в делах. А ко всему добавим слова М. Монтеня: «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об ум других».

 

 

Предисловие

 

Эта книга задумана для пытливой студенческой молодежи, стремящейся сделать себя, а так же для людей умственного труда, постоянно имеющих дело с нестандартными ситуациями в жизни. Она обращена к одной из самых интригующих функций сознания человека – его интеллекту.

В основу содержания книги положен практический опыт работы авторов и обобщенные научные представления о многомерной природе познавательного аппарата личности, краеугольный камень которого образует креативное или творческое мышление.

Один из первых разделов монографии составляет изложение ряда теорий, посвященного изучению разных аспектов природы интеллекта. Авторы ставят знак равенства между нестандартным и креативным мышлением, чтобы уйти от излишних словопрений об этой функции интеллекта.

Основу подхода, пронизывающего интеллект как интегративную форму познавательных процессов личности, составляет теория систем, являющаяся синтезом многих наук, изучающих сложные самоорганизующиеся структуры в мире.

Особое место в ней занимает изучение интеллекта как системы внутреннего опыта личности, включающего в свою структуру несколько уровней, представленную в работе М.А. Холодной. Рассматривая креативное начало интеллектуальной деятельности личности, авторы дают характеристику ряда главных способностей, который в значительной степени определяют потенциал творческого мышления личности.

Опираясь на блок теоретических знаний о природе интеллекта, авторы включили прикладную главу, в которой предлагают упражнения, направленные на развитие этих способностей.

Вторая часть книги посвящена анализу концепций и взглядов некоторых мыслителей и ученых, связанных с эволюцией сознания и функцией его уровней в жизнедеятельности человека. Лейтмотив этой части книги заключается в том, что в глубинных и высотных вибрациях нашего многослойного сознания, определяющих вектор развития личности, заложен огромный ресурс духовности человека. Этот ресурс может быть использован для расширения интеллектуальных возможностей личности и роста ее силы.

В заключительном разделе работы уделяется внимание алгоритму любого творческого процесса, состоящего из четырех этапов, который необходимо использовать в решении нестандартных задач жизни и труда. Последним аккордом книги является интеллектуальная задача. Авторы ставят эту задачу перед читателем для того чтобы дать ему возможность применить и закрепить усвоенные знания в процессе ее решения. И если 20 век научил большинство людей читать, то может 21 век начнет учить их мыслить?

 


Глава 1. Ум загадочная квинтэссенция человека

Все что мы есть, есть результат наших мыслей: оно основано на наших мыслях, оно составлено из наших мыслей.

(Дхаммапада)

Нас больше заботит, что у нас на голове, чем то, что у нас в голове.

Немного о научных коллизиях и иллюзиях об уме.

 

Самой распространенной характеристикой и основой отношения человека к себе, является оценка общего склада ума и его эффективности, которую мы с определенной категоричностью даем другим и себе. Наверное, понятие «умный» и «неумный» мы употребляем чаще, чем многие другие эпитеты и определения человека. И раздаем такие эпитеты чаще в мыслях, но нередко агрессивно вслух, когда сталкиваемся с неприятием каких-то действий или поступков со стороны других людей, задевающих наши интересы. А случается, что и себя называем столь неприятным словом, когда совершаем явно глупый поступок или действие. По этому поводу И. Кант написал так: «Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом».

Об уме написано сотни книг и статей. Накоплено множество оригинальных и тонких афоризмов, различающих людей по складу ума. Вот, скажем, знаменитый мастер афоризмов Ларошфуко утверждал, что глупый человек все делает не так, как умный, он не так ходит, не так сидит, не так говорит. Возникает естественный вопрос, а как это делает умный? А еще в ходу такое различие между ними: умный делает каждые день ошибки, только новые, а глупый повторяет одни и те же, иначе, наступает на одни и те же грабли.

В данной книге мы постараемся свести к минимуму сложные сугубо научные трактовки, связанные с изучением природы ума и интеллекта. Интеллект в переводе с латинского языка означает познание понимание. В психологии насчитывается не один десяток определений. Ум же, по существу, является тем же интеллектом и трактуется в словаре психологии как «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».

Вместе с тем наверняка можно дать разное определение нестандартному и творческому мышлению. Мы же позволил себе свести эти два термина к одному и тому же значению. И далее по ходу рассуждений развернем свое понимание креативного и нестандартного мышления как высшего звена интеллекта.

Одна из главных целей нашей работы состоит в том, чтобы приоткрыть завесу над тайной творческих способностей человека и помочь страждущему читателю лучше понять свою индивидуальность, постараться сделать себя интеллектуально более продвинутой личностью, способной к нешаблонному решению ключевых проблем своей жизни. Но для начала позвольте остановиться на некоторых научных коллизиях в трактовке сути человеческого ума.

В научной литературе утвердили себя многие концепции и теории понимания общей природы ума и интеллекта. Однако излагать и оценивать адекватность каждой из них не входит в замысел нашей книги. В силу того, что мы являемся приверженцами системного подхода в изучении сложных явлений, мы станем придерживаться его и в этой работе, отнюдь не умаляя ценность других порой полярных установок. Однако заметим, что диапазон научных взглядов на природу человеческого ума и интеллекта (мы будем их рассматривать как синонимы) чрезвычайно широк. Он лежит между представлением об этом базовом феномене психической реальности человека как одной из способностей мышления или мышления как интегратора интеллекта, и,наоборот, до понимания интеллекта как интегральной форы проявления всех познавательных функций личности, включая мышление. По существу, последний взгляд опирается на системный подход, одним из ярких представителей которого в психологии выступает М.А. Холодная. Нам близок такой подход автора, и мы в своей книге будет опираться на ряд положений концепции этого исследователя.

Принципиальная суть системного подхода заключается в том, что он рассматривает взаимосвязанные элементы их функции и свойства, не как отдельные части сами по себе, а как части единого целого, где их свойства определяются качеством этой целостности или системы, вне которой они теряют свое значение или это свойство и внутреннюю тождественность.

И чтобы читатель ясно представил себе эту диалектику части и целого в контексте системной теории приведем пример с велосипедом. Маленькая резинка под названием ниппель может лежать никому не нужной на полке, но внутри велосипеда, она выполняет важнейшую функцию, без которой велосипед превращается в мертвый груз для путешественника или спортсмена и не может выполнить своего предназначения. В сложных самоорганизующихся системах эта связь целого и частей приобретает многофункциональную подвижность и взаимозависимость, она обусловливает широкий набор реакций и форм целенаправленной активности этих образований в окружающей среде.

Поскольку мы признаемся в том, что идеи М.А Холодной созвучны с нашим пониманием природы интеллекта, приведем важную цитату из книги этого автора. Она пишет: «Объяснить природу интеллекта на уровне анализа его свойств (проявлений) в принципе невозможно. Для этого надо перейти к анализу особенностей внутриструктурной организации этого психического образования, которые предопределяют его итоговые (системные) свойства». Для упрощенного понимания сходства нашего примера с велосипедом и определением автором сути интеллекта, можно еще раз повторить мысль о том, что функциональную суть ниппеля можно понять, только внутри конструкции велосипеда, а не изучением отдельных свойств маленькой резинки самой по себе, вынося за скобки ее место в этом средстве передвижения. Более того, мы просто обязаны, сохраняя последовательность системного подхода и расширяя рамки или координаты связи целого и частей, рассматривать интеллект как подсистему или часть системы личности человека как целостности более высокого уровня. О чем у нас пойдет речь далее.

И здесь будет уместно напомнить читателю широко принятое определение понятия «системы» как сложной динамической структуры. Система – это взаимосвязанная совокупность элементов, создающих новое качество целого, не сводимого к свойствам отдельных частей. Справедливости ради необходимо указать, что используя системный подход или парадигму в понимании природы интеллекта. М.А. Холодная распространяет ее на форму организации умственного или ментального опыта человека как особой психической реальности.

С такой точкой зрения не готов согласиться столь же авторитетный специалист по изучению интеллекта как В.Н. Дружинин. В предисловии к книге коллеги по цеху он, в частности, возражает так: «Организация ментального опыта… определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы».

Мы хотим обратить внимание читателя на то, что оба автора апеллируют к понятию «система», но ставят акценты на разных аспектах данного многомерного феномена и его функционирования. В рамках расхождения точек зрения двух маститых исследователей интеллекта, поставим несколько вопросов и сформулируем ряд суждений в контексте определения системы как нового качества целостности, обнимающей совокупность элементов. Если тот или иной элемент, например, ощущение или воображение представляет собой часть целостной системы познавательного механизма, то и его функция должна постигаться внутри этой целостности, а не отдельно, как самостоятельного процесса? Здесь важно выделить слова М.А. Холодной о том, что целостность системы интеллекта задает отдельным элементам качественно новые свойства. Умственный опыт, создаваемый интеллектом, объединяющим в систему отдельные психические функции, является результатом новых свойств, задаваемых этим структурам местом внутри единого познавательного механизма.

Другими словами, отдельные познавательные процессы, будучи частью целого, меняют свои свойства, когда происходит их реальная интеграция, а не расчлененная фрагментация опыта в русле каждого из познавательных процессов или расщепленность нашего ума при определенных видах нарушений и болезней. Эти новые свойства конкретных психических функций аппарата познания мира в интегральном виде и организуют такую форму опыта, которую нельзя ассоциировать с ними вне этой целостности. Далее мы развернем эту мысль в контексте генетических истоков психики животных, механизмы которой в свернутом виде лежат в глубинах сознания человека, венчающего эволюцию живого вещества на нашей планете.

Напрашивается аналогия с изучением качественных особенностей переходного возраста в детской психологии и в смежных дисциплинах. Можно детально изучать физиологические сдвиги в организме ребенка при переходе к зрелости и фиксировать отдельно многочисленные изменения в психике ребенка, но только системный подход дает ключ к пониманию радикальных трансформаций, которые происходят тотально в индивидуальности человека в столь критической фазе жизненного цикла. Собственно второе рождение личности на новом критическом витке этого цикла, как системы более высокого уровня организации, побуждает рассматривать и природу интеллекта как подсистему нового качества, которое инициирует и определяет изменение функционального статуса лобных отделов мозга под влиянием гормональных сдвигов в организме взрослеющего ребенка. И здесь разделить процесс активности многих подсистем, в том числе интеллекта, и их результат в общем опыте жизнедеятельности индивида или личности можно весьма условно и в ограниченных пределах времени непрерывного развития и роста системы человек.

В теории систем существует постулат, заключающийся в том, что между функцией и структурой разница во времени, а в биологических науках неоспорим тезис о том, что структура или орган совершенствуется в процессе упражнения. Все эти уж почти азбучные положения мы приводим для того, чтобы перебросить мостик между взглядами двух авторов, приведенных нами ранее, каждый из которых использует в понимании природы интеллекта модель системы.

Нам представляется важным сказать, что сознание человека само по себе является той системой, которая обладает единством функциональных и содержательных параметров. И этот тезис мы вправе распространить на природу интеллекта, как относительно самостоятельной подсистемы. Структура, и результат ее функции как содержание опыта внутри системы не должны рассматриваться отдельно друг от друга.

И продолжая выстраивать мост примирения между весьма интересными концепциями, поставим кардинальный вопрос, а что же такое интеллект в ракурсе развития и адаптации самоорганизующейся системы личности человека? Известно, что ответ следует искать в истоках явления. «Зри в корень» - говаривал К. Прутков. И мы последуем этой заповеди. Однако предварительно зададимся еще такими вопросами, а когда интеллект становится интегральной формой проявления познавательных процессов или целостной системой познавательного аппарата человека? И разве родившийся ребенок уже обладает многоуровневой системой интеллекта или сознания в целом? И почему представители науки, положившие в основу изучения интеллекта разнообразные тесты, в конечном счете, пришли к мнению, что интеллект – это иллюзия? И такой удручающий вывод был сделан после разложения на части умственных процессов и способностей психики человека на самодовлеющие части и тщетной корреляции между ними.

В поисках своих посылок к ответу нам придется коснуться главных положений наиболее заметных теорий понимания интеллекта, чтобы у читателя не сложилась иллюзия, что мы пренебрегаем историей ответа на этот вопрос ряда ученых, школ и направлений. А беглое знакомство с ними поможет ему понять некоторые грани ускользающей от однозначной трактовки сути человеческого интеллекта в разных срезах этой многоуровневой психической реальности и обнаружить их в себе.

Сделаем главные обобщения:

1. Природа интеллекта находит разные интерпретации и подходы.

2. Понимание психики как единства функциональных и содержательных аспектов может стать мостом между теориями, рассматривающие разные стороны интеллекта как системного феномена.

3. Системный подход в интерпретации интеллекта как подсистемы в системе более высокого уровня, определяет новые свойства его частей или производных функций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных