Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личность – проявление Духа в саморазвитии человека




 

Очень точно диагноз нашему времени пасующему перед тайной духа, выразился О. Хаксли в своей замечательной книге «Вечная философия», которая является сокровищницей редких и глубоких мыслей. Апеллируя к суждениям ряда выдающихся умом прошлых эпох, он, в частности, бросает укор современности в том, что «психологи двадцатого века предпочитают не замечать – что человеческая природа имеет тройственное строение, в котором кроме ума и тела, есть еще и дух, что мы живем на границе между двумя мирами…». Мы разделяем это критическое замечание. И от того, что мы пока пренебрегаем высшей инстанцией творящего духа, он не перестает незримо проявляться внутри нас и через «Я» тех, кто пережил высшее духовное прозрение и в нем изливается светозарная сила этого Духа. Р. Штайнер так и сказал: «Каждый человек является каналом, через который изливается духовный мир».

Для нас личность и представляют собой проявление ноуменальных начал в человеке, или эманацией Духа на земле через высшие уровни его саморазвития, инициированных общением с другими людьми как носителями сгустков социального опыта. Личность – это вертикальная ось восхождения человека к высшим уровням культуры и к ее непреходящим сакральным ценностям. И далеко не каждая личность способна поднимать себя на эти вершины развития, открывая духовный канал. Подлинные признаки личности в системе человека появляются на стадии возникновения этого механизма саморазвития, когда человека начинает сам себя строить, освобождаясь от прямых влияний социума. На наш взгляд, собственно рождение личности происходит, когда система человека обретает высокую эмансипацию от стандартов культуры и его фаза реактивности уступает превалирующую роль фазе избирательной активности на основе индивидуальной шкалы ценностей и высших этажей мотивации, где безусловный приоритет начинает занимать духовное или собственно личностное начало. Здесь духовное начало понимается как волевая инстанция, поднимающая систему человека над другими центрами регуляции жизнедеятельности.

В свете сказано приведем трактовку личности двух ярких мыслителей. Личность есть дух человека, считает М. Шелер и пишет: «Деятельный центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия, мы будем называть личностью в отличиеот всех функциональных центров, которые, при рассмотрении их с внутренней стороны, называются также «душевными» центрами. И чтобы усилить свою позицию, обратимся дополнительно к словам великого соотечественника Н.А. Бердяева: «Личность не рождается от отца или матери, она происходит от Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух миров, что в ней происходит борьба духа и природы, свободы и необходимости. Личность в человеке не детерминирована наследственностью, биологической или социальной, она есть свобода в человеке, возможность победы над детерминацией мира».

Если оттолкнуться от этих положений, то личность в каждом из людей образует высший механизм управления человека самим собой, истоки которого лежат на пересечении витальной и духовной сил его развития.

Примечательно, что каждый контур управления в процессе онтогенеза или жизненного цикла отдельного человека становился центром его самости, на основе которого происходил процесс взаимодействия с внешним миром, осуществлялась избирательная актуализация информационных потоков и действий, которые обеспечивали адаптацию и развитие системы в пространстве микросреды. Наличие нескольких центров управления, их интеграция на уровне высшей или «тотальной самости» (как называет ее видный американский психолог К.Уилбер) т.е. собственно личности выступают условием функциональной гибкости и упругости системы человека, позволяющие ему не только а даптироваться, но и адаптировать к своим потребностям внешнюю среду, как мы уже ранее указывали. При этом она может включать разнообразные программы поведения от наследственных до сформированных в процессе жизни и представляющих собой ресурс индивидуального опыта.

Как представляется нам, интеллект в форме интеграла всех механизмов познания и управления следует рассматривать как подсистему системы личности человека, осторожно дифференцируя его на составные части и функциональные способности, с учетом их трансформации внутри системы более высокого уровня какой является личность. Важно не упускать тезис о том, что не личность находится внутри интеллекта, а интеллект выстраивается в системе личности, интегрирующей его как часть целого более высокого уровня.

И если вернуться к поставленному вопросу в начале данного раздела, то нам ближе идея о том, что мыслит личность с помощью мышления и интеллекта в целом. Нельзя игнорировать факт, что любая мысль опирается на образы и чувства либо актуально, либо потенциально свернутых внутри нее, как знаковые системы меньшей емкости, что многократно подчеркивал Л.М. Веккер, рассматривая пространственно-временные параметры познавательных процессов, находящихся на этом уровне интеллекта. Все эти процессы осуществляют прием и переработку информации и на своем уровне и опираются на функциональные блоки мозга. Высший функциональный блок мозга, обладающий прерогативой программировать и регулировать, пока не доступным для нас образом соотносится с механизмом собственно личности, наделенной базовым свойством свободы выбора действий и поведения. И нам не дано знать, какое место в этой свободе занимают феноменальные истоки сознания, а какое сохраняет за собой его ноуменальные истоки, ассоциированные с понятием Дух, проявляющего себя как единство через множественность. С нашей точки зрения, без Духа нельзя понять свободное волеизъявление личности человека и неразрывное сочетание в этой тотальной самости «Я и не - Я», определяющей рамки и содержание внутреннего опыта ее жизни.

Этот опыт может и должен был найти изучение «взглядом изнутри» под знаком вопроса, а в каких познавательных структурах, схемах и категориях фиксируется опыт интеллектуальной активности личности в мире вещей и явлений? Как замечает М.А. Холодная, «природа любого явления не может быть понята на уровне описания его свойств и внешнего проявления. Объяснить природу той или иной реальности, значит вскрыть ее структуру, ибо структура является основой ее функционирования».

Исходя из этого, мы развернем наш разговор в русло этого взгляда и рассмотрим обобщенную структуру интеллекта в современном понимании, где явно преобладает информационный подход, представленный в работе М.А. Холодной. Но предварительно сделаем ряд обобщений.

1. Природа интеллекта необычайно сложна и каждая теория фиксирует только определенный срез этого многомерного феномена сознания.

2. Высшие психические процессы человека опираются на определенные функциональные блоки мозга и нервные зоны переработки информации.

3. Наибольшее признание в понимании природы интеллекта на данном этапе его изучения находит системный поход. Согласно этому подходу интеллект является узловым звеном подсистемы управления человека самим собой.

4. Высший уровень управления человека составляет система его личности, имеющая двойные истоки: феноменальные или земные и ноуменальные или космические. Ноуменальные истоки образуют главный источник силы ее функционирования и развития и соотносятся с феноменом Духа во Вселенной.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных