Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурно – историческая теория интеллекта




Культурно – историческая теория тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, без идей, которого наше понимание речи и мышления или речевого интеллекта было бы гораздо беднее, чем оно есть сегодня. И мы еще вернемся к его уникальной работе на эту тему.

Особая заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что показал, что истоки высших психических функций человека, произвольной памяти, логического или рассуждающего мышления, воображения и т.д. следует искать в культурной среде общества. Вот как об этом революционном развороте исследовательской мысли своего учителя написал один из ярких нейропсихологов А.Р. Лурия: «Для понимания сущности высших психических процессов человека необходимо выйти за пределы организма и искать корни этих сложных процессов в общественных условиях жизни, в общении ребенка с взрослыми, в объективной реальности предметов, орудий и языка,… в усвоении общечеловеческого, исторически накопленного опыта». Действительно, биологическая эволюция человека уступила доминирующую роль факторам культуры, обусловливающей облик исторических эпох. Культура – это опыт людей, обнимающий знания, умения, навыки, которые передаются из поколения к поколению с помощью главного канала и орудия наследия – речи и слова как его функциональной единицы и формы понятий. Как полагал Л.С. Выготский значение речи в развитии высших познавательных способностей человека нельзя переоценить. Становление речи в истории людей и ее последующая роль в организации психической реальности и всего опыта жизни каждого индивида нашло емкое выражение в следующем тезисе о том, что она стала орудием общения и обобщения. Высшим уровнем развития интеллекта человека стало мышление в понятиях или понятийное мышление. И сегодня мы говорим, что границы моего мира определяются объемом моего языка, подразумевая понятий.

Весьма примечательно, что сравнительные исследования мозга человек и обезьяны А.Р. Лурия и других ученых показали существенное отличие строения лобных отделов человека, которые получили преимущественное развитие в процессе его исторического пути. И как установлено, именно лобные отделы мозга являются основой ведущих высших психических функций человека, базисом логического ума и интеллекта в целом. Отсюда пошли такие шутливые эпитеты как «яйцеголовые», «головастики», «лобастики» и др., применяемые к характеристике подлинных интеллектуалов или умных людей.

Таким образом, в рамках данной теории можно говорить о том, что интеллект человека как и его личность в целом есть сколок культуры той эпохи, в которой происходило его развитие. Он вбираете определенный сгусток знаний, умений, навыков в зависимости от того, какую траекторию биографии он вычерчивает в ее пространстве, и какую картину мира формирует, опираясь на заложенную шкалу ценностей, норм и понятий.

С данной теорией развития высших психических функций человека перекликается направление, которое изучало особенности интеллекта у людей разных культурных сред и стадий развития общества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных