Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восприятия как целостные образы вещей и явлений




 

Зрительный анализатор берет на себя большую часть чувственной информации, поступающей в центры регуляции мозга. Народная мудрость гласит «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Если исключить ряд иллюзий, которые возникают в зрительном восприятии вещей, то принципиально этот орган является важным источником формирования целостных образов отдельных предметом, ситуаций и даже всего феноменального пространства жизни субъекта. Зрительная память интенсивнее всего развивается в раннем детстве и характеризуется яркой и точной способностью к воспроизведению даже отдельных деталей. Такая память получила название эйдетической, назовем фотографической.

У выдающихся музыкантов и художников такая способность зрительной памяти сохраняется на многие годы. Ею, в частности, обладали Рахманинов и Айвазовский, писавший картины с морскими сюжетами на основе памяти.

Да и многие тысячи людей обладают большим развитием зрительной памяти, помогающей им в интеллектуальной деятельности. Талантливые люди могут воспроизводить в памяти целые страницы текстов. И добавим важную вещь в данном контексте, отмеченную историками древних писаний. Многие бесценные произведения далеких эпох прошлого, не знающих письменности, дошли до нас в целом виде, лишь только потому, что хранители этих знаний держали их в памяти и устно передавали своим ученикам и последователям. Как явствует их этих фактов, память людей имеет колоссальный ресурс, который нужно учиться вовлекать в общий потенциал интеллекта. И совсем живой пример А.И. Солженицын, который чтобы уберечь реальные факты будущих страниц его изобличительных романов о Гулаге, накапливал их в своей памяти.

Однако вернемся к образам восприятия и представлений. В литературе и живописи часто используются такие эпитеты как сочный или яркий образ, представленный мастером слова или кисти. Для развитого восприятия характерна неожиданность ракурса и композиция деталей, которые меняют привычные ассоциация зрителя и наполняют новым смысловым подтекстом произведение.

Возникает вопрос, а для чего мы это все излагаем, вторгаясь в сферу профессиональных искусствоведов и литературоведов? Давайте исходить из кардинального тезиса, что все мы в малом и в большом деле творцы своей картины мира, мы живем в ней одновременно как художники, созидатели и романисты своей судьбы. И насколько мы умеем сделать свою жизнь во всех ее измерениях интересной для себя, в делах и результатах труда интересными для других зависит от нашей личности и интеллекта. «В каждом ученом есть художник, в каждом художнике есть ученый», - писал С. Лемм. И все мы независимо от профессии сочетаем в себе эти две важные ипостаси, их необходимо развивать и применять в любом акте своего явления в окружающем нас мире и в себе. Каждый выращивает свое дерево в этом саду жизни, если он стремится стать продвинутой личностью, и поднялся на уровень примата духовных ценностей в себе, а не остался на уровне приматов. И здесь пафос совсем не лишний накал строк.

Теперь немного научной прагматики. В нашем восприятии мира особенно явно обнаруживает себя избирательность отражения его отдельных объектов и явлений. Для психологов не удивительно, что слово «караван», голодный человек может услышать как «каравай». Наши актуальные потребности закладывают подсознательный фокус восприятия и сбор информации. Они могут обострять наши органы чувств, но могут и зауживать зону восприятия и диапазон сигналов, несущих информации о более широком комплексе фактор ситуации. Пословица «голодной куме все хлеб на уме» из этого контекста.

В известной мере наше восприятие мира вещей сравнить с лучом фонаря в темноте, который имеет яркую середину и размытую периферию света. Восприятие как важный канал информации постоянно смещает фокус с одного свойства или предмета на другой. При формировании целостного образа всегда происходит движение глаз, которые, подвижно фокусируясь, считывают информацию с объекта восприятия. Сетчатка глаза – это часть нервной системы вынесенной наружу, говорят ученые. В специальных исследованиях было обнаружено, что на клетках сетчатки глаза формируется первичный образ предмета. Этот первичный образ считывается внутренними микро движениями и кодируется для передачи в проективные зоны коры мозга. Установлено, что процесс восприятия опирается на узловые сенсорные точки или параметры объекта, несущие больший объем информации и позволяющие сравнительно быстро определить идентичность конкретного объекта. Эти же механизмы лежат в основе познавательных процессов, которые обнаруживают в объектах или ситуациях неожиданные свойства и отношения, ускользающие при устоявшемся взгляде на этот объект.

В этой связи восприятие тесно связано с главными свойствами внимания: концентрация, объем, переключаемость, распределение и подвижность. Остановимся на краткой характеристике каждого из них.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных