Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные типы денежно-кредитной политики.




Выделяют два типа денежно-кредитной политики:

1. Денежно-кредитная рестрикция (политика дорогих денег) направлена на ограничение денежной эмиссии, т.е. на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций банков, а также повышение уровня процентных ставок. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов;

2. Денежно-кредитная экспансия (политика дешевых денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении, снижении уровня процентных ставок. Цели: стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим (ассиметричность денежно-кредитной политики). Поэтому центральный банк, проводя денежно-кредитную политику, должен действовать последовательно в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.

Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования - совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.[3]

В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:

• гибкое регулирование;

• жесткое регулирование;

• промежуточное регулирование

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой совокупность мероприятий, основная цель проведения которых заключается в изменении объема денежной массы, которая находится в обращении. Они применяются для изменения числа кредитов, уровней процентных ставок и прочих критериев валютного рынка и рынка ссудного капитала. Финансовая политика как составляющая экономики Денежно-кредитная политика, выполняемая ЦБ страны, является сегментом государственной политики в сфере экономики. Ее основная задача заключается в регулировании объема предложений денег и поддержание на оптимальном уровне покупательской способности национальной валюты. При производственном спаде увеличение количества денег приводит к росту расхода, а при инфляции их сокращение стабилизирует ситуацию в стране. Денежно-кредитная политика разрабатывается с учетом основных направлений в развитии экономики государства. Она предусматривает наличие стратегических целей и определение главных задач на определенный период времени, разработку мероприятий, направленных на регулирование материальных потоков, на контроль за динамикой курсов и на адаптацию пропорций между банковским сектором и платежными системами. Политика охватывает создание нормативно-правовой базы в данном секторе, направлена на стимулирование рынка ценных бумаг и развитие международных отношений. Классификация инструментов Инструменты денежно-кредитной политики каждого государства можно дифференцировать по ряду особенностей: Отталкиваясь от объекта, на который планируется оказывать воздействие, это может быть, как спрос на деньги, так и их предложение. В зависимости от продолжительности воздействия на объект выделяют краткосрочные воздействия и долгосрочные. Путем определения специфики параметров регулирования. Они могут быль количественные, к примеру, лимиты кредитования для коммерческих финансовых институтов или качественные, в частности, цена кредита. В зависимости от формы воздействия, инструменты могут быть как прямыми, так и косвенными. Число объектов воздействия определяет общий или селективный характер инструментов. Прямые воздействия и косвенные Инструменты денежно-кредитной политики центральных банков чаще всего трактуют как прямые и косвенные. Прямые воздействия способны изменить операционные показатели. Это и лимиты процентных ставок, и объем маржи, и объем операций. Данную категорию методик принято использовать для регулирования работы банковской системы. Эффективность прямых влияний максимальна, если в стране слабо развит финансовый рынок или на рынке кредитов кризис. Неправильное применение прямых воздействия может простимулировать не только отток средств из государства, он может привести к активизации теневой экономики. Косвенные инструменты политики используются для изменения доминирующих параметров валютного рынка. Изначально они оказывают влияние на резервный баланс центрального банка, на его процентные ставки и на сами денежно-кредитные взаимоотношения в рамах государства. Изменение процентных ставок влечет за собой изменения в рыночных процентных ставках, модернизацию объема и структуры операций у коммерческих финансовых институтов. Косвенные «рычаги» можно отнести к процессу функционирования денежных рынков, следовательно, их применение не становится причиной дисбаланса в денежно-кредитном секторе. Регулирование центральными банками ситуации на финансовом рынке Центральные банки во всем мире, активно используя инструменты денежно-кредитной политики, прибегают не только к рыночному регулированию, но и к административному. Для рыночного регулирования принято использовать прямые методики влияния, а для административного – косвенные. Инструменты для регулирования финансового сектора можно назвать экономическими переменными, которые постоянно корректируются денежными властями и применяются для корректировки операционными переменными. Рычаги представляют собой масштабные финансовые операции, которые могут реализоваться не только центральными банками и правительством, но и мелкими коммерческими структурами, но по указанию ЦБ. Инструменты политики в России Основные инструменты денежно-кредитной политики России формируются Центральным банком. В 2012 году был представлен документ, который определял полномочия и возможности ЦБ РФ в аспекте регулирования процессов на финансовом рынке на ближайшие три года. Финансовый документ должен был стать прямым руководством к действию, которое должно было помочь избежать сложной экономической ситуации которая сложилась сегодня. По факту, описанные в бумаге полномочия ЦБ РФ не дали ожидаемого результата, и теория осталась только теорией. К сожалению, еще пока далека от идеала российская денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, которые она ставит и использует, не всегда соответствуют реальному положению дел. Можно сказать лишь о некоторых ограничениях со стороны ЦБ РФ, которые приносят определенный эффект: Контроль над процентными ставками, формирование некого коридора с максимумами и минимумами. Целевое кредитование. Резервные требования обязательного типа. Установление нормы ликвидности. Проведение операций на открытом рынке. Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования. Что делает ЦБ РФ сегодня? Инструменты денежно-кредитной политики государства - это косвенные рычаги, так как они вытеснили прямые воздействия по причине перехода к рыночной экономике. На данный момент Центральный банк России следует политике планомерного и постепенного увеличения учетной ставки. Начиная с 14 сентября 2012 года она составляет 8,25%. Тут же хотелось добавить, что изначально правительство государства планировало максимально сократить размер ставки, в частности до уровня Китая (0,5%). Развитие экономических событий в мире внесло в планы правительства существенные коррективы. Операции на открытом рынке В 2014 году правительство России использовало все возможные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ с целью удержать падение рубля. Большое значение отдавалось операциям на открытом рынке. Сюда можно отнести массовые продажи национальной валюты, которые должны были увеличить спрос на рынке и привести к падению котировок. Одна из последних масштабных операций проводилась в декабре 2014 года. После того как правительство потратило порядка 3 миллиардов, а курс валюты так и не изменился, продолжил свое падение, рубль было принято отпустить в «свободное плавание» с целью сохранить ЗВР страны. Это говорит о том, что самым мощным инструментом кредитно-денежной политики является именно эмиссия, но и она сегодня уже не действует. Роль ЦБ в стабилизации ситуации минимальная, а стоимость валюты формируется естественным спросом и предложением. Какие инструменты планирует использовать ЦБ РФ в 2015–2017 гг.? В соответствии с планом, ЦБ РФ в период с 2015 по 2017 гг. будет продолжать реализовать меры для увеличения потенциала рефинансирования в пределах операций РЕПО. В перспективе имеется расширение Ломбардного списка путем пополнения его ценными бумагам, которые будут соответствовать установленным требованиям. ЦБ ставит в качестве цели активное развитие финансового рынка, увеличение его емкости. Банк России готовится к активному содействию процветанию механизмов секьюритизации, которые возможны только при условии активного участия в процессе кредитных организаций. Продолжатся процессы рефинансирования в течение 1 месяца. Залогом по ним будут выступать нерыночные активы, поручительства и золото. Это даст возможность управлять задолженностями, сохраняя их на уровне максимально эффективного управления ставками денежного рынка. Актуальными останутся ежемесячные аукционы. На них будет предоставляться право по предоставлению кредитов на срок до 3-х месяцев при плавающей процентной ставке. Система инструментов денежно-кредитной политики уже в ближайшей перспективе будет дополнена операциями своп с золотом на 1 и 7 дней, на аукционной основе и по фиксированной ставке.

Первый вариант - это гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего позитивную динамику инвестиционных решений хозяйствующих субъектов и соответственно ВВП. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении. Норма процента останется неизменной.

Второй вариант - это жесткое регулирование, предполагающее сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу.

Однако на практике центральный банк не может поддерживать предложение денег в экономике на неизменном уровне, так как полностью его не контролирует. Поэтому чаще всего используется третий вариант - промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями.

Осуществление денежно-кредитного регулирования предполагает формирование соответствующей системы денежно-кредитного (монетарного) регулирования, обеспечивающей выполнение как стратегических, так и тактических задач в сфере регулирования денежного оборота и обеспечения кредитного сопровождения воспроизводственного процесса.

Таким образом, Центральный банк выбирает самостоятельно тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных