Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики государства.




 

Операции на открытом рынке проводятся в форме аукционов (тендеров). Центральный банк объявляет о своем намерении купить или продать какой-либо финансовый актив на определенную сумму денег и принимает заявки от банков с указанием количества и цены этого актива (или процентной ставки). После анализа заявок он удовлетворяет те из них, которые обеспечивают наивысшую доходность.

Операции на открытом рынке позволяют центральному банку решать сразу несколько задач: регулировать размер денежной базы (в широком определении); поглощать избыточную ликвидность банков (неиспользуемые остатки на корреспондентских счетах в центральном банке); управлять уровнем процентных ставок и валютных курсов.

Когда центральный банк кредитует банки на реверсной основе (через ломбардные аукционы, аукционы РЕПО) или покупает у них государственные облигации и иностранную валюту, его денежная база увеличивается. Обратные сделки (возврат кредитов и т.д.) приводят к сжатию денежной базы.

Продажа депозитов и облигаций центрального банка вызывает увеличение нормы резервирования (rD), ослабляя тем самым способность банков к созданию дополнительной денежной массы. (Денежная база в этом случае не меняется: средства с корреспондентских счетов банков переводятся на депозитные счета и счета по учету облигаций центрального банка.)

Осуществляя операции на открытом рынке, центральный банк оказывает давление на цены финансовых активов: при их покупке — в сторону повышения, а при их продаже — в сторону понижения. В случае с долговыми обязательствами (облигациями) рост цен на них равносилен снижению процентной ставки (чем дороже облигация, тем ниже ее доходность). Сделки с иностранной валютой приводят к изменению номинального курса отечественной валюты, который обесценивается при покупке и дорожает при продаже центральным банком иностранной валюты.

Инструменты постоянного действия дают возможность банкам по собственной инициативе получать от центрального банка ликвидность (как правило, для поддержания платежеспособности), а также размещать временно свободные резервы на депозитах в центральном банке, обеспечивая им некоторую доходность.

Инструменты постоянного действия, предназначенные для рефинансирования банков.

Операции постоянного действия — рефинансовые и депозитные — проводятся по фиксированным процентным ставкам, привязанным к ключевой ставке центрального банка. При этом, как правило, устанавливается процентный коридор, верхняя граница которого (по операциям рефинансировния) смещена в большую сторону, а нижняя граница (по депозитным операциям) — в меньшую сторону от ключевой ставки. В случае пересмотра ключевой ставки границы коридора автоматически сдвигаются на величину изменения.

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой совокупность мероприятий, основная цель проведения которых заключается в изменении объема денежной массы, которая находится в обращении. Они применяются для изменения числа кредитов, уровней процентных ставок и прочих критериев валютного рынка и рынка ссудного капитала. Финансовая политика как составляющая экономики Денежно-кредитная политика, выполняемая ЦБ страны, является сегментом государственной политики в сфере экономики. Ее основная задача заключается в регулировании объема предложений денег и поддержание на оптимальном уровне покупательской способности национальной валюты. При производственном спаде увеличение количества денег приводит к росту расхода, а при инфляции их сокращение стабилизирует ситуацию в стране. Денежно-кредитная политика разрабатывается с учетом основных направлений в развитии экономики государства. Она предусматривает наличие стратегических целей и определение главных задач на определенный период времени, разработку мероприятий, направленных на регулирование материальных потоков, на контроль за динамикой курсов и на адаптацию пропорций между банковским сектором и платежными системами. Политика охватывает создание нормативно-правовой базы в данном секторе, направлена на стимулирование рынка ценных бумаг и развитие международных отношений. Классификация инструментов Инструменты денежно-кредитной политики каждого государства можно дифференцировать по ряду особенностей: Отталкиваясь от объекта, на который планируется оказывать воздействие, это может быть, как спрос на деньги, так и их предложение. В зависимости от продолжительности воздействия на объект выделяют краткосрочные воздействия и долгосрочные. Путем определения специфики параметров регулирования. Они могут быль количественные, к примеру, лимиты кредитования для коммерческих финансовых институтов или качественные, в частности, цена кредита. В зависимости от формы воздействия, инструменты могут быть как прямыми, так и косвенными. Число объектов воздействия определяет общий или селективный характер инструментов. Прямые воздействия и косвенные Инструменты денежно-кредитной политики центральных банков чаще всего трактуют как прямые и косвенные. Прямые воздействия способны изменить операционные показатели. Это и лимиты процентных ставок, и объем маржи, и объем операций. Данную категорию методик принято использовать для регулирования работы банковской системы. Эффективность прямых влияний максимальна, если в стране слабо развит финансовый рынок или на рынке кредитов кризис. Неправильное применение прямых воздействия может простимулировать не только отток средств из государства, он может привести к активизации теневой экономики. Косвенные инструменты политики используются для изменения доминирующих параметров валютного рынка. Изначально они оказывают влияние на резервный баланс центрального банка, на его процентные ставки и на сами денежно-кредитные взаимоотношения в рамах государства. Изменение процентных ставок влечет за собой изменения в рыночных процентных ставках, модернизацию объема и структуры операций у коммерческих финансовых институтов. Косвенные «рычаги» можно отнести к процессу функционирования денежных рынков, следовательно, их применение не становится причиной дисбаланса в денежно-кредитном секторе. Регулирование центральными банками ситуации на финансовом рынке Центральные банки во всем мире, активно используя инструменты денежно-кредитной политики, прибегают не только к рыночному регулированию, но и к административному. Для рыночного регулирования принято использовать прямые методики влияния, а для административного – косвенные. Инструменты для регулирования финансового сектора можно назвать экономическими переменными, которые постоянно корректируются денежными властями и применяются для корректировки операционными переменными. Рычаги представляют собой масштабные финансовые операции, которые могут реализоваться не только центральными банками и правительством, но и мелкими коммерческими структурами, но по указанию ЦБ. Инструменты политики в России Основные инструменты денежно-кредитной политики России формируются Центральным банком. В 2012 году был представлен документ, который определял полномочия и возможности ЦБ РФ в аспекте регулирования процессов на финансовом рынке на ближайшие три года. Финансовый документ должен был стать прямым руководством к действию, которое должно было помочь избежать сложной экономической ситуации которая сложилась сегодня. По факту, описанные в бумаге полномочия ЦБ РФ не дали ожидаемого результата, и теория осталась только теорией. К сожалению, еще пока далека от идеала российская денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, которые она ставит и использует, не всегда соответствуют реальному положению дел. Можно сказать лишь о некоторых ограничениях со стороны ЦБ РФ, которые приносят определенный эффект: Контроль над процентными ставками, формирование некого коридора с максимумами и минимумами. Целевое кредитование. Резервные требования обязательного типа. Установление нормы ликвидности. Проведение операций на открытом рынке. Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования. Что делает ЦБ РФ сегодня? Инструменты денежно-кредитной политики государства - это косвенные рычаги, так как они вытеснили прямые воздействия по причине перехода к рыночной экономике. На данный момент Центральный банк России следует политике планомерного и постепенного увеличения учетной ставки. Начиная с 14 сентября 2012 года она составляет 8,25%. Тут же хотелось добавить, что изначально правительство государства планировало максимально сократить размер ставки, в частности до уровня Китая (0,5%). Развитие экономических событий в мире внесло в планы правительства существенные коррективы. Операции на открытом рынке В 2014 году правительство России использовало все возможные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ с целью удержать падение рубля. Большое значение отдавалось операциям на открытом рынке. Сюда можно отнести массовые продажи национальной валюты, которые должны были увеличить спрос на рынке и привести к падению котировок. Одна из последних масштабных операций проводилась в декабре 2014 года. После того как правительство потратило порядка 3 миллиардов, а курс валюты так и не изменился, продолжил свое падение, рубль было принято отпустить в «свободное плавание» с целью сохранить ЗВР страны. Это говорит о том, что самым мощным инструментом кредитно-денежной политики является именно эмиссия, но и она сегодня уже не действует. Роль ЦБ в стабилизации ситуации минимальная, а стоимость валюты формируется естественным спросом и предложением. Какие инструменты планирует использовать ЦБ РФ в 2015–2017 гг.? В соответствии с планом, ЦБ РФ в период с 2015 по 2017 гг. будет продолжать реализовать меры для увеличения потенциала рефинансирования в пределах операций РЕПО. В перспективе имеется расширение Ломбардного списка путем пополнения его ценными бумагам, которые будут соответствовать установленным требованиям. ЦБ ставит в качестве цели активное развитие финансового рынка, увеличение его емкости. Банк России готовится к активному содействию процветанию механизмов секьюритизации, которые возможны только при условии активного участия в процессе кредитных организаций. Продолжатся процессы рефинансирования в течение 1 месяца. Залогом по ним будут выступать нерыночные активы, поручительства и золото. Это даст возможность управлять задолженностями, сохраняя их на уровне максимально эффективного управления ставками денежного рынка. Актуальными останутся ежемесячные аукционы. На них будет предоставляться право по предоставлению кредитов на срок до 3-х месяцев при плавающей процентной ставке. Система инструментов денежно-кредитной политики уже в ближайшей перспективе будет дополнена операциями своп с золотом на 1 и 7 дней, на аукционной основе и по фиксированной ставке.

Центральный банк, устанавливая ключевую процентную ставку на том или ином уровне, не может заранее точно знать, каким будет изменение денежной базы, поскольку банки сами определяют количество средств, запрашиваемых через эмиссионное окно. Чтобы снизить риск чрезмерного изменения денежной базы, центральный банк использует количественные ограничения на суммы займов и предоставляет их на очень короткий срок.

Регулируя величину ключевой процентной ставки, центральный банк оказывает косвенное воздействие на норму банковских резервов (rD). Чем выше ставка центрального банка, тем дороже обходится банкам пополнение резервов через операции постоянного действия. Поэтому банки в период «дорогих денег» предпочитают иметь более высокий уровень резервного покрытия привлеченных средств, чем в период «дешевых денег».[6]

Обязательные резервы — мощный инструмент монетарной политики, позволяющий центральному банку не только регулировать денежное предложение, но и оперативно влиять на общую финансовую ситуацию в стране.

Меняя нормативы обязательных резервов (rн), центральный банк воздействует на денежный мультипликатор и, следовательно, на денежную массу: рост rн снижает Мs и наоборот. С помощью данного инструмента центральный банк оказывает косвенное влияние на цены финансовых активов, процентные ставки и валютные курсы.

Существенным недостатком обязательных резервов является их налоговый характер. Деньги, «замороженные» на счетах по учету обязательных резервов, не приносят банкам дохода. Потеря дохода эквивалентна его налоговому изъятию, при том что банки, как и другие хозяйствующие субъекты, несут обычную налоговую нагрузку в соответствии с действующим законодательством.

В условиях несбалансированного оттока и притока иностранного капитала (вызванного дисбалансом по счету текущих операций платежного баланса) центральный банк, как указывалось в предыдущих главах, вынужден проводить валютные интервенции для поддержания курса отечественной валюты. Так, в ситуации массового притока иностранной валюты центральный банк скупает ее, чтобы сдерживать удорожание национальной валюты. Вместе с накоплением валютных резервов происходит расширение денежной базы и, следовательно, денежного предложения в стране.

Для предупреждения возможного в таком случае ускорения инфляции центральный банк осуществляет стерилизацию своих валютных интервенций путем абсорбирования свободной банковской ликвидности с применением других инструментов денежной политики, а при их нехватке — с использованием мер бюджетной политики.

В России стерилизационные мероприятия активно применялись в 2004—2008 гг. В этот период экономика страны развивалась в условиях интенсивного притока иностранного капитала, вызванного растущим профицитом торгового баланса (в связи с ростом мировых цен на сырьевой экспорт), масштабными заимствованиями частным сектором за рубежом, поступлением прямых иностранных инвестиций.

В качестве основного канала стерилизации использовался Стабилизационный фонд РФ (после 2008 г. — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), который, помимо функции автоматического стабилизатора бюджетной политики, выполнял также функцию поглощения избыточных денежных средств. Эти средства оседали на правительственных счетах в Банке России, сокращая предложение денег.

Стерилизационные действия оказали заметное влияние на структуру активов и пассивов центрального банка. Почти половина пассивов Банка России приходилась на депозиты правительства, состоящие, главным образом, из средств фондов.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных