ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Концепции ценообразованияПроизводимая предприятием продукция реализуется им не по себестоимости, а по цене. Цены на продукцию устанавливаются исходя из общих принципов использования экономической модели и из принятия предприятием стратегий ценообразования. Ценообразование – функция механизма формирования цен. Содержание этого механизма определяется природой социально-экономической системы и организации управления экономикой. В плановой системе такую функцию реализации предприятия и государства осуществлялось при ведущей роли последнего. В рыночной экономике эту функцию реализует предприятие, рынок и частично государство (регулирование цен). Цена – денежное выражение стоимости товара, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на его производства общественно-необходимого времени. Стоимость – овеществленный в товаре труд. Поскольку стоимость есть специфическая форма выражения затраченного труда, она только внешне выступает как некое свойство товара. Стоимость, а значит и цену, нельзя непосредственно обнаружить в товаре. Она проявляется лишь в процессе купли-продажи. То есть в приравнивании данного товара к другим по каким-то критериям сравнения. Исходя из того, что цена есть денежное выражение стоимости. Были предложены две основные концепции их формирования: 1 концепция: Источником стоимости является труд 2 концепция: Оценку стоимости (цены) можно получать на основе его полезности Концепция трудовой теории стоимости. Данная теория была предложена Смитом, но получила название марксисткой. Согласно трудовой теории стоимости величина рыночной стоимости товара определяется общественно-необходимыми затратами труда, то есть временем, необходимым для изготовления единицы товара при общественно-нормальных условиях производства, то есть при среднем уровне технического развития и производительности труда. Такое общее определение величины стоимости пригодно для объяснения ее динамики, а значит и цен, но малопригодно для определения цены на конкретный продукт. Для производства любого продукта мы тратим материалы. Энергию, оборудование и тому подобное. Чтобы узнать цену любого продукта, нам необходимо все эти издержки выразить в денежной форме. Проще говоря, чтобы определить цену и стоимость, например, выпущенной обуви, мы должны уже знать цену на кожу, пластики, оборудование, которое мы используем в производстве, на рабочую силу. Между тем цены на эти исходные ресурсы в свою очередь будут зависеть от цены нашей обуви. Все это превращается в одну из наиболее сложных проблем теории и практики. В тоже время, нельзя упрощать ее решение, поскольку все стоимостные измерения в экономике, все расчеты базируются на ценах. Если эти цены будут существенно отклонены от общественно-необходимых затрат труда, то результат расчета будет получен слишком приблизительно или даже неверно. Трудовую теорию стоимости не отождествляют с затратами труда. Стоимость – это вовсе не другое название общественно-необходимых затрат, а общественное отношение. Выдвинулись разные способы отображения в ценах общественно-необходимых затрат труда. Эти способы базируются на разных точках зрения на роль цены в механизмах управления экономикой. Характеристики этой роли время от времени меняются в зависимости от значимости выполняемых ценой функций. Обычно цене приписывают четыре функции: 1. Учетная – проявляется в том, что стоимость произведенной продукции используется для измерения всех количественных характеристик производства: объема выпуска, величины выручки, себестоимости. Прибыли и так далее. С помощью этих функции цены' устанавливаются важные стоимостные пропорции в экономике, соизмерение затрат и результатов, определяется эффективность технических и организационных решений. Учетная функция требует более точного отражения в цене общественно-необходимых затрат труда. Только при этом условии цены служат объективной характеристикой получаемого результата. 2. Распределительная – служит для перераспределения чистого дохода между производителем и потребителем продукции. Эта функция позволяет сознательно осуществлять перелив части чистого дохода в пользу определенных отраслей или социальных групп населения. Реализация этой функции требует, чтобы цены отклонились от общественно-необходимых затрат труда. Если цена оказывается выше общественно-необходимых затрат труда, то доход перераспределяется в пользу производителя. Который получает дополнительную прибыль. Если цена ниже общественно-необходимых затрат труда, выгоду получит покупатель. 3. Стимулирующая – проявляется в воздействии с помощью цен на темпы производства. Улучшения ассортимента и качества продукции, ускорения научно-технического прогресса. Эта функция реализуется по разному, например, введением скидок или надбавок к цене продукции разного качества. 4. Регулирующая – направлена на достижение баланса между спросом и предложением на рынках конкретной продукции и между рынками разных продуктов. Все эти функции действуют одновременно и зачастую противоречиво, например, отклонение цен от стоимости искажают учетную функцию цены. Распределительная функция цены не способствует сбалансированию спроса и предложения. Не смотря на это, имеющие существование у цены нескольких функций, делают эту экономическую категорию гибкой и одновременно затрудняют выбор концепции ценообразования. Даже в условиях одной и той же экономической модели изменение условий хозяйствования приводит к изменению подходов к практике формирования цен на конкретную продукцию. В обеих экономических моделях, в плановой и рыночной, сложились подходы к ценообразованию в той или иной степени, отражающиеся на издержках производства. В рамках такого подхода используют три основные разновидности цены: 1. Отпускная цена предприятия складывается из издержек на производство продукции [С] и некоторой массы прибыли [П]: Р'о= С+П В плановой экономике установление отпускной цены (оптовой) проводится с учетом того, что эти цены определялись и устанавливались централизованно, и их величина носила директивный характер. По этой причине государство применяет функцию определения издержек и прибыли. Величина издержек определяется как среднеотраслевая себестоимости и прибыли на всех предприятиях отрасли при производстве данной продукции: Р'о= С+П, где П – средняя по отрасли норма прибыли; С – среднеотраслевые издержки производства данной продукции. Если предприятие имеет издержки ниже отраслевых, то оно, пользуясь этой ценой, получает дополнительно по сравнению с другими прибыль. Если издержки его оказываются выше среднеотраслевых, то средняя прибыль была ниже предусмотренной при расчете цен. По отпускным ценам предприятия реализуют свою продукцию друг другу. А также организациям и посреднику. 2.Отпускная цена посредников складывается из отпускной цены предприятия, наценки в пользу организации-посредника и налога на добавленную стоимость. Наценки в пользу организации-посредника имеют туже экономическую природу, что и себестоимость предложения. Посредник за счет этих наценок должен покрыть эти издержки и надеется получить прибыль. 3.Розничная цена продукции. По этой цене продукция реализуется конечному потребителю, то есть населению. Она складывается из отпускной цены посредника и надбавки в пользу организации розничной торговли: Рр= Роп+НД Различия формирования цен в плановой и розничной экономике заключается в том, что функции этого формирования распределяются между различными субъектами экономики. В плановой экономике эту функцию закрепляет за собой государство, то есть существовала система органов ценообразования. Слабым местом такого подхода к ценообразованию является неопределенность размера прибыли, которая включается в отпускную цену предприятия. Никаких теоретических обоснований размера этой прибыли не было. Размер прибыли определяется исходя из потребностей государственного бюджета. Использование концепции общественно-необходимых затрат труда в плановом ценообразовании сталкивается со следующими сложностями: - не было обоснованных методов установления величины плановой прибыли, - чтобы рассчитать самый большой компонент в себестоимости, необходимо располагать ценами всех используемых ресурсов. Практика установления цен на основе этой конкуренции создается представлением, что цена может быть установлена расчетным путем и вся проблема точного установления цены сводилась к проблеме точного определения ее составляющих. В такой постановке цена как бы не требовала ее поддержания на рынке. Серьезным недостатком в практике является возможность придать при ценообразовании всем затратам общественно-необходимый характер. Для этого было достаточно установить высокие цены, чтобы они оправдывали существование любого малоэффективного производства. Однако, вовсе не эти недостатки планового ценообразования вели к искажению объективной характеристики результатов экономической деятельности. Недостатки планового ценообразования усугублялись тем, что критерием оценки результативности и эффективности работы предприятия является выполнение плана по показателям, измерителем в отпускных ценах предприятия. На основе показателя объема выпуска в отпускных ценах исчисляются производительностью труда, фондами заработной платы; определяются средствами на материалы поощрения, на развития производства и так далее. Предприятия оказались заинтересованными в высоких ценах больше, чем в экономической ведении хозяйства. При таком подходе предприятия все время толкали в органы управления на установление более высоких цен. Теория стоимости на основе предельной полезности. В отличие от трудовой теории стоимости, она предполагает, что стоимость формируется не только при производстве товара, но и в процессе обмена. В результате обмен товара субъект экономики удовлетворяет какие-то потребности. Сама возможность удовлетворения потребности возникает потому, что полученные в результате обмена блага представляют для субъекта определенную полезность. Полезностью выражается степень удовлетворения, полученная субъектами от потребления товара. В экономике полезность обычно используют для того, чтобы описать предпочтения потребителя при ранжировании товаров потребления и услуг. Поскольку участники рынка, руководствуясь этими предпочтениями, принимают решения о купле-продаже на основании цен, то возникла идея применения концепции полезности к описанию системы цен на множество потребляемых благ. Идея представляется вполне логичной. Если полезность определяет предпочтения, а предпочтения заставляют потребителя соглашаться с предположенной ценой, то формируется цепочка связи: Полезность→ Потребительские предпочтения → Цена Бюджетные ограничения Потребительский выбор Если убрать промежуточное звено, то получим: полезность определяет цену. Основные положения утилитарной теории стоимости сводится к следующему: 1. Полезность вещей определяет ее стоимости. 2. Величина стоимости вещи определяется важностью той конкретной потребности, которая занимает последнее место в ряду потребления, удовлетворяющих запасом благ данного вида. Другими словами, стоимость товара определяется его предельной полезностью. 3. Чем меньше товаров, тем больше их полезность и стоимость. 4. Если потребуется два товара, то полезность максимизируется. Соотношение предельных потребностей товара равно соотношению их цен: Иа/Ив=Ра/Рв 5. Цены должны быть настолько высокими, чтобы покрывать общественно-необходимые издержки производства последней единицы производственного товара. Обзор этих постулатов позволяет прийти к выводу, что определение конкретной цены на конкретный товар на основе концепции предельной полезности представляет еще большую трудоемкость, чем по концепции трудовой стоимости. Причина в том, что измерить полезность, ощущаемую каждым потребителем, еще труднее, чем по общественно-необходимым затратам труда: а) функции полезности обеспечивают лишь относительное ранжирование индивидуальных потребностей. Например, две оценки полезности для трех товаров, предложенные такими соотношениями 10:4:1 5:4:2; б) оценки полезности содержат существенный психологический компонент; в) измерения полезности не всегда вызывает движение цен. Например, располагая ____ рублями можно купить три батона нарезного. Очевидно, что при потреблении второго батона, ощущение полезности будет ниже. С этим же мы столкнемся, если например, купим один литр молока, а затем второй литр молока. Но если мы реализуем компромиссный вариант, купим один батон хлеба и один литр молока. То полезность будет выше, чем раньше. Мы столкнемся с фактом, когда полезность существенно выше, а цена не изменилась. В силу этих трудностей концепция полезности представляет интерес для продавцов товара, поскольку дает им основу для доказательства правомерности очередного повышения цены. Разумеется, отдельные положения той или иной концепции предприятия все-таки используют при установлении цен на свой товар.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|