ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Показатели рентабельности.Сама по себе масса получаемой предприятием прибыли не в состоянии полностью характеризовать достижение главной цели предприятия. Абсолютный размер прибыли зависит от объема производства и от того с какими текущими издержками (то есть себестоимости) этот объем достигнут и какого размера активы нам пришлось для этого использовать. Когда рассматривает инвестор вопрос о покупке акций предприятия или финансирования организации принимает решение о представлении ему кредита (особенно долгосрочного) конечное решение зависит не только от количественной, но и в большей мере начальной характеристики потенциала фирмы получать прибыль. Для оценки эффективности использования потенциала фирмы целесообразно обращать внимание не на абсолютный размер фирмы, а на ее относительные величины или удельные показатели фирмы. Эти удельные показатели рассчитываются делением прибыли на, например, используемый капитал, активы, издержки и т.п.. Такие удельные показатели прибыли называют уровнем, нормой или показателем рентабельности. В практике анализа результативности работы предприятия нашли применение две группы показателей рентабельности: 1. Рентабельность продукции. 2. Рентабельность производственных активов. Рентабельность продукции исчисляется как отношение прибыли от ее реализации к себестоимости этой продукции: Reпi = (Пi /Сi)*100 (%). Экономическая трактовка: рентабельность продукции показывает сколько копеек прибыли использовано на каждый рубль издержек на производство данной продукции: Reп = (∑Пi* qi /∑Сi* qi)*100 = [∑(Цi - Сi)* qi /∑ Сi* qi] (%). В практике зарубежного анализа прибыль в качестве аналога показателя рентабельности продукции используются показатели рентабельности оборота, или рентабельности дохода: Reп = (∑Пi* qi /∑Цi* qi)*100 (%). Показатели рентабельности продукции или оборота определяются как для отдельных видов ассортимента, так и для всего выпуска продукции. Поэтому эта группа показателей широко используется при сравнении прибыльности различных видов продукции на одном предприятии, или прибыльности одного и того же изделия разных производителей. Рентабельность продукции по форме ее расчета характеризует в основном эффективность текущих затрат и повышение рентабельности оценивает эффективность работы с точки зрения экономичности текущих издержек, при этом не учитывается с каким объемом капитальных затрат достигнута конкретная себестоимость и рентабельность продукции. Между тем в ряде случаев даже значительное повышение рентабельности продукции может оказаться неприемлемым, если потребуется привлечение больших единовременных капиталовложений. Это возможно в долгосрочном периоде, за который издержки и цены на продукцию, и процент за кредит может существенно меняться. Рентабельность производственных активов. Однако, инвестора и кредитора интересует неэффективность не столько текущих, сколько капитальных затрат. Их волнует реальность получения дивидендов по акциям, или рентабельность возврата кредита. Информацию об этом дают показатели, сопоставляющие прибыль предприятия с примененными для ее получения предприятиями активами, то есть капиталом: 1. Общая рентабельность: Reо = (валовая прибыль/производственные активы)*100 (%). 2. Рентабельность собственного капитала: Reк = ((валовая прибыль – процент за кредит)/собственный капитал)*100 (%). 3. Расчетная рентабельность Reр = ((налоговая прибыль-сумма налогов)/производственные активы)*100 (%). Главная особенность показателей рентабельности капитала состоит в том, что они одновременно оценивают использование и текущие капитальные затраты, учитывая снижение издержек и рост прибыли. Для потенциального инвестора и кредитора важно, чтобы общая рентабельность превышала ставку процента по наиболее надежным государственным бумагам, только в том случае он рискует вкладывать деньги в предприятие, в противном случае капитал, вложенный в производственные активы, могут приносить его владельцу больший доход при использовании по другому назначению. Владельца предприятия интересует еще рентабельность собственного капитала и он сравнивает общую рентабельность с рентабельностью собственного капитала, когда принимает решение о привлечении заемных средств.
К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличение уровня рентабельности на предприятиях, относятся: а) рост объема производства. б) снижение себестоимости продукции, в) сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств, г) рост массы прибыли, д) лучшее использование фондов, е) система ценообразования на оборудование, здание и сооружения, ж) установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, з) планомерное и систематическое внедрение передовых достижений науки и техники.
Взаимосвязь показателей рентабельности активов предприятия
. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|