Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АВТОМАТИЗАЦИИ




Планирование процесса автоматизации

Процесс автоматизации как любой управляемый процесс состоит из следующих этапов:

• планирование,

• контроль исполнения плана,

• регулирование — анализ результатов и принятие решений.

Как правило, существуют два типа планов автоматизации пред­приятия:

• стратегический план,

• оперативный план.

Крайне желательно, чтобы и стратегический, и оперативный пла­ны были составлены в письменном виде. Отличия стратегического плана от оперативного состоят в следующем.

Стратегический план за редким исключением не содержит плана конкретных работ. В нем фиксируются принципы и условия, с соблю­дением которых должны осуществляться принятия решений на ка­ком либо отрезке времени, и результаты, описанные в терминах биз­неса, которые должны быть достигнуты при соблюдении этих усло­вий. Поэтому в некотором смысле он, с одной стороны, является планом принятия управленческих решений, а с другой — фиксирует условия, соблюдение которых необходимо при принятии решений. Стратегический план может не быть календарным, т. е. рассчитанным на год, три или пять лет, а носить условный характер, т. е. действовать до наступления некоторых условий, например образование новых подразделений, достижение объема продаж не ниже... и т. д.

Оперативный план, как правило, содержит план конкретных работ по реализации принятых стратегических решений, описанных в тех­нических терминах. Он включает в себя события, которые должны произойти, носит календарный характер, т. е. привязан к календар­ным датам (год, полгода, квартал), и сопровождается сметой расхо­дов или графиком инвестирования средств.

Контроль исполнения планов подразумевает наличие процедур периодического сбора информации, ее обобщение и представление оперативной информации лицам, принимающим решения в фор­ме, принятой на предприятии. Например, отставание от календар­ных сроков, перерасход или, наоборот, недорасход средств, выде­ляемых на автоматизацию.

В состав представляемой оперативной информации в обязатель­ном порядке должна включаться информация о возникших по мере реализации плана проблемах.

Анализ результатов и принятие решений подразумевает наличие процедуры анализа результатов, опираясь на который производится ревизия плана или внесении изменений в ход процесса. Процедура может носить как периодический характер так и инициироваться при наступлении каких-либо событий: превышение бюджета, от­ставание от сроков.

Стратегический план (стратегия автоматизации)

Цели

Понятие стратегии автоматизации включает в себя базовые прин­ципы, используемые при автоматизации предприятия. В ее состав входят следующие компоненты:

• цели: области деятельности предприятия и последовательность, в которой они будут автоматизированы;

• способ автоматизации: по участкам, направлениям, комплек­сная автоматизация;

• долгосрочная техническая политика — комплекс внутренних стандартов, поддерживаемых на предприятии: типы стандар­тов на оборудование и ПО, перечень поставщиков и произво­дителей базовых аппаратно-программных средств, на исполь­зование продукции которых ориентировано предприятие, пе­речень продуктов и линий продуктов, которые используются или которые предполагается использовать в области автома­тизации;

• ограничения: финансовые, временные и т. д.;

• условия, при наступлении которых производится ревизия плана;

• анализ результатов выполнения плана;

• процедура управления изменениями плана.

Стратегия автоматизации в первую очередь должна соответство­вать приоритетам и стратегии (задачам) бизнеса предприятия. В по­нятие стратегии также должны входить пути достижения этого соот­ветствия. Стратегический план автоматизации должен составляться с учетом следующих факторов:

• средний период между сменой технологий основного произ­водства;

• среднее время жизни выпускаемых предприятием продуктов и их модификаций;

• анонсированные долгосрочные планы поставщиков техничес­ких решений в плане их развития: снижение доли нестандар- тизованных компонентов на всех уровнях (интерфейсы, кон­троллеры. операционная система и т. д.), расширение типов совместимых платформ; создание средств конвертации дан­ных системы архивирования; интеграция со смежными систе­мами;

• срок амортизации используемых систем;

• стратегический план развития предприятия, включая планы слияния и разделения, изменение численности и номенкла­туры выпускаемой продукции;

• планируемые изменения функций персонала.

Вышесказанное означает, что автоматизация это один из спосо­бов достижения стратегических бизнес-целей, а не процесс, разви­вающийся по своим внутренним законам. Во главе стратегии авто­матизации должна лежать стратегия бизнеса предприятия: миссия предприятия, направления и модель бизнеса. Таким образом, стра­тегия автоматизации представляет собой план, согласованный по срокам и целям со стратегией организации.

Второй важной особенностью является степень соответствия при­оритетов автоматизации и стратегии бизнеса, а именно — целям, которые должны быть достигнуты:

• снижение стоимости продукции;

• увеличение количества или ассортимента;

• сокращение цикла: разработка новых товаров и услуг — выход на рынок;

• переход от производства на склад к производству под конкрет­ного заказчика с учетом индивидуальных требований и т. д.

Стратегические цели бизнеса с учетом ограничений (финансо­вых временных и технологических) конвертируются в стратегичес­кий план автоматизации предприятия.

Известно немало примеров, когда внедрение тех или иных ин­формационных технологий на предприятии не приносило ожидае­мого эффекта. В большинстве случаев это обусловлено тем, что при формировании стратегии автоматизации игнорировался стратегичес­кий план развития самого предприятия. В результате реализовыва- лись либо слишком амбициозные проекты, которые поглощали боль­шое количество средств и не соответствовали потребностям бизне­са, либо, наоборот, создавались системы, не способные обслужить текущие потребности.

Не представляя себе, чего и как хочет достичь организация в перспективе, невозможно реально оценить и потребности в инфор­мационных технологиях. А отсутствие критериев выбора той или иной стратегии автоматизации приводит к необъективной оценке резуль­татов автоматизации и, как следствие, к необоснованным потерям от этой самой автоматизации.

Причем потери здесь могут быть самого разного рода: от просто­го разочарования рядовых сотрудников и руководящего звена в ин­формационной системе до прямых финансовых потерь, вызванных излишними инвестициями в информационные технологии, поте­рей конкурентного преимущества или уходом некоторых ключевых сотрудников.

Автоматизация предприятия является инвестиционной деятель­ностью. Из-за ряда объективных причин, о чем будет сказано ниже, к этой деятельности не всегда применимы подходы, используемые при оценке эффективности инвестиций.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы со­хранения вложенных средств в информационные технологии. Се­годня в литературе все чаще встречается словосочетание «защита инвестиций». Применительно к информационным технологиям оно означает деятельность, направленную на сохранение инвестиций в создание и развитие информационных систем.

Потеря инвестиций происходит в том случае, когда информаци­онная система перестает быть эффективной, т. е. удовлетворять по­требностям бизнеса. В этом случае система не позволяет:

• эффективно решать поставленную задачу при требуемом уров­не рентабельности эксплуатации вычислительных средств;

• обеспечивать возможность своего развития.

Исходя из вышесказанного, мероприятия по сохранению инвес­тиций должны быть направлены на обеспечение требуемой рента­бельности эксплуатации информационной системы и возможности ее развития с учетом произведенных затрат. Низкая отдача от ис­пользования информационной системы при высоких затратах на ее эксплуатацию, а также неспособность фирмы изменить это положе­ние говорит о нецелесообразности сохранения этих инвестиций, т. е. систему лучше в дальнейшем не использовать.

Для того чтобы определить комплекс мер по защите инвести­ций, отдельно выделяются затраты на создание и развитие систе­мы, которую необходимо защищать.

Ограничения

К основным ограничениям, которые необходимо учитывать при выборе стратегии автоматизации, относятся следующие:

• финансовые,

• временные,

• связанные с влиянием человеческого фактора,

• технические.

Финансовые ограничения определяются величиной инвестиций, которые предприятие способно сделать в развитие автоматизации. Этот тип ограничений универсален, так как остальные три вида могут быть частично конвертированы в финансовые.

Временные ограничения обычно связаны со следующими факторами:

• сменой технологий основного производства,

• рыночной стратегией предприятия,

• государственным регулированием экономики.

К ограничениям, связанным с влиянием человеческого фактора, от­носятся следующие:

• корпоративная культура — отношение персонала к автомати­зации;

• особенности рынка труда;

• трудовое законодательство, регулирующее процессы увольне­ния персонала, высвобождающегося в результате автоматиза­ции.

Корпоративная культура — это в первую очередь отношение пер­сонала к автоматизации, привычка работать по стандартизирован­ным процедурам и исполнительская дисциплина. Значительная часть информации вводится в информационную систему вручную в про­цессе производственной деятельности. Поэтому чрезвычайно важно соблюдение регламентов работ, особенно в части ввода информа­ции. Игнорирование такого фактора, как корпоративная культура, приводило к тому, что надежды на автоматизированную систему, из которой можно легко получить всю необходимую в работе любо­го сотрудника информацию, сменялись пониманием суровой необ­ходимости создания новых процедур работы, значительного увели­чения нагрузки на персонал в первое время, необходимости обуче­ния и, в конечном итоге, возвращения к старым, проверенным спо­собам работы с калькулятором и листом бумаги.

Особенности рынка труда могут повлиять негативно, если суще­ствуют трудности с наймом персонала требуемого профиля и ква­лификации.

Технические ограничения связаны с реальными возможностями предприятия: отсутствие помещений для размещения вычислитель­ной техники, ограничения по использованию определенного вида оборудования и т. п.

Технологии

При выборе стратегии автоматизации существенную роль играет состояние технологий. Если необходимой системы нет на рынке, тогда возможные решения ограничиваются следующими:

• интеграция нескольких существующих систем;

• разработка уникальной системы для предприятия;

• откладывание решения о начале работ по автоматизации в ожидании появления требуемой системы.

Проблемы

Типичные проблемы, которые возникают при разработке стра­тегии автоматизации, как правило, связаны со следующими факто­рами:

• состояние рынка информационных технологий;

, • определение эффективности инвестиций в информационные технологии;

• необходимость реорганизации деятельности предприятия при внедрении информационных технологий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных