ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АВТОМАТИЗАЦИИПланирование процесса автоматизации Процесс автоматизации как любой управляемый процесс состоит из следующих этапов: • планирование, • контроль исполнения плана, • регулирование — анализ результатов и принятие решений. Как правило, существуют два типа планов автоматизации предприятия: • стратегический план, • оперативный план. Крайне желательно, чтобы и стратегический, и оперативный планы были составлены в письменном виде. Отличия стратегического плана от оперативного состоят в следующем. Стратегический план за редким исключением не содержит плана конкретных работ. В нем фиксируются принципы и условия, с соблюдением которых должны осуществляться принятия решений на каком либо отрезке времени, и результаты, описанные в терминах бизнеса, которые должны быть достигнуты при соблюдении этих условий. Поэтому в некотором смысле он, с одной стороны, является планом принятия управленческих решений, а с другой — фиксирует условия, соблюдение которых необходимо при принятии решений. Стратегический план может не быть календарным, т. е. рассчитанным на год, три или пять лет, а носить условный характер, т. е. действовать до наступления некоторых условий, например образование новых подразделений, достижение объема продаж не ниже... и т. д. Оперативный план, как правило, содержит план конкретных работ по реализации принятых стратегических решений, описанных в технических терминах. Он включает в себя события, которые должны произойти, носит календарный характер, т. е. привязан к календарным датам (год, полгода, квартал), и сопровождается сметой расходов или графиком инвестирования средств. Контроль исполнения планов подразумевает наличие процедур периодического сбора информации, ее обобщение и представление оперативной информации лицам, принимающим решения в форме, принятой на предприятии. Например, отставание от календарных сроков, перерасход или, наоборот, недорасход средств, выделяемых на автоматизацию. В состав представляемой оперативной информации в обязательном порядке должна включаться информация о возникших по мере реализации плана проблемах. Анализ результатов и принятие решений подразумевает наличие процедуры анализа результатов, опираясь на который производится ревизия плана или внесении изменений в ход процесса. Процедура может носить как периодический характер так и инициироваться при наступлении каких-либо событий: превышение бюджета, отставание от сроков. Стратегический план (стратегия автоматизации) Цели Понятие стратегии автоматизации включает в себя базовые принципы, используемые при автоматизации предприятия. В ее состав входят следующие компоненты: • цели: области деятельности предприятия и последовательность, в которой они будут автоматизированы; • способ автоматизации: по участкам, направлениям, комплексная автоматизация; • долгосрочная техническая политика — комплекс внутренних стандартов, поддерживаемых на предприятии: типы стандартов на оборудование и ПО, перечень поставщиков и производителей базовых аппаратно-программных средств, на использование продукции которых ориентировано предприятие, перечень продуктов и линий продуктов, которые используются или которые предполагается использовать в области автоматизации; • ограничения: финансовые, временные и т. д.; • условия, при наступлении которых производится ревизия плана; • анализ результатов выполнения плана; • процедура управления изменениями плана. Стратегия автоматизации в первую очередь должна соответствовать приоритетам и стратегии (задачам) бизнеса предприятия. В понятие стратегии также должны входить пути достижения этого соответствия. Стратегический план автоматизации должен составляться с учетом следующих факторов: • средний период между сменой технологий основного производства; • среднее время жизни выпускаемых предприятием продуктов и их модификаций; • анонсированные долгосрочные планы поставщиков технических решений в плане их развития: снижение доли нестандар- тизованных компонентов на всех уровнях (интерфейсы, контроллеры. операционная система и т. д.), расширение типов совместимых платформ; создание средств конвертации данных системы архивирования; интеграция со смежными системами; • срок амортизации используемых систем; • стратегический план развития предприятия, включая планы слияния и разделения, изменение численности и номенклатуры выпускаемой продукции; • планируемые изменения функций персонала. Вышесказанное означает, что автоматизация это один из способов достижения стратегических бизнес-целей, а не процесс, развивающийся по своим внутренним законам. Во главе стратегии автоматизации должна лежать стратегия бизнеса предприятия: миссия предприятия, направления и модель бизнеса. Таким образом, стратегия автоматизации представляет собой план, согласованный по срокам и целям со стратегией организации. Второй важной особенностью является степень соответствия приоритетов автоматизации и стратегии бизнеса, а именно — целям, которые должны быть достигнуты: • снижение стоимости продукции; • увеличение количества или ассортимента; • сокращение цикла: разработка новых товаров и услуг — выход на рынок; • переход от производства на склад к производству под конкретного заказчика с учетом индивидуальных требований и т. д. Стратегические цели бизнеса с учетом ограничений (финансовых временных и технологических) конвертируются в стратегический план автоматизации предприятия. Известно немало примеров, когда внедрение тех или иных информационных технологий на предприятии не приносило ожидаемого эффекта. В большинстве случаев это обусловлено тем, что при формировании стратегии автоматизации игнорировался стратегический план развития самого предприятия. В результате реализовыва- лись либо слишком амбициозные проекты, которые поглощали большое количество средств и не соответствовали потребностям бизнеса, либо, наоборот, создавались системы, не способные обслужить текущие потребности. Не представляя себе, чего и как хочет достичь организация в перспективе, невозможно реально оценить и потребности в информационных технологиях. А отсутствие критериев выбора той или иной стратегии автоматизации приводит к необъективной оценке результатов автоматизации и, как следствие, к необоснованным потерям от этой самой автоматизации. Причем потери здесь могут быть самого разного рода: от простого разочарования рядовых сотрудников и руководящего звена в информационной системе до прямых финансовых потерь, вызванных излишними инвестициями в информационные технологии, потерей конкурентного преимущества или уходом некоторых ключевых сотрудников. Автоматизация предприятия является инвестиционной деятельностью. Из-за ряда объективных причин, о чем будет сказано ниже, к этой деятельности не всегда применимы подходы, используемые при оценке эффективности инвестиций. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы сохранения вложенных средств в информационные технологии. Сегодня в литературе все чаще встречается словосочетание «защита инвестиций». Применительно к информационным технологиям оно означает деятельность, направленную на сохранение инвестиций в создание и развитие информационных систем. Потеря инвестиций происходит в том случае, когда информационная система перестает быть эффективной, т. е. удовлетворять потребностям бизнеса. В этом случае система не позволяет: • эффективно решать поставленную задачу при требуемом уровне рентабельности эксплуатации вычислительных средств; • обеспечивать возможность своего развития. Исходя из вышесказанного, мероприятия по сохранению инвестиций должны быть направлены на обеспечение требуемой рентабельности эксплуатации информационной системы и возможности ее развития с учетом произведенных затрат. Низкая отдача от использования информационной системы при высоких затратах на ее эксплуатацию, а также неспособность фирмы изменить это положение говорит о нецелесообразности сохранения этих инвестиций, т. е. систему лучше в дальнейшем не использовать. Для того чтобы определить комплекс мер по защите инвестиций, отдельно выделяются затраты на создание и развитие системы, которую необходимо защищать. Ограничения К основным ограничениям, которые необходимо учитывать при выборе стратегии автоматизации, относятся следующие: • финансовые, • временные, • связанные с влиянием человеческого фактора, • технические. Финансовые ограничения определяются величиной инвестиций, которые предприятие способно сделать в развитие автоматизации. Этот тип ограничений универсален, так как остальные три вида могут быть частично конвертированы в финансовые. Временные ограничения обычно связаны со следующими факторами: • сменой технологий основного производства, • рыночной стратегией предприятия, • государственным регулированием экономики. К ограничениям, связанным с влиянием человеческого фактора, относятся следующие: • корпоративная культура — отношение персонала к автоматизации; • особенности рынка труда; • трудовое законодательство, регулирующее процессы увольнения персонала, высвобождающегося в результате автоматизации. Корпоративная культура — это в первую очередь отношение персонала к автоматизации, привычка работать по стандартизированным процедурам и исполнительская дисциплина. Значительная часть информации вводится в информационную систему вручную в процессе производственной деятельности. Поэтому чрезвычайно важно соблюдение регламентов работ, особенно в части ввода информации. Игнорирование такого фактора, как корпоративная культура, приводило к тому, что надежды на автоматизированную систему, из которой можно легко получить всю необходимую в работе любого сотрудника информацию, сменялись пониманием суровой необходимости создания новых процедур работы, значительного увеличения нагрузки на персонал в первое время, необходимости обучения и, в конечном итоге, возвращения к старым, проверенным способам работы с калькулятором и листом бумаги. Особенности рынка труда могут повлиять негативно, если существуют трудности с наймом персонала требуемого профиля и квалификации. Технические ограничения связаны с реальными возможностями предприятия: отсутствие помещений для размещения вычислительной техники, ограничения по использованию определенного вида оборудования и т. п. Технологии При выборе стратегии автоматизации существенную роль играет состояние технологий. Если необходимой системы нет на рынке, тогда возможные решения ограничиваются следующими: • интеграция нескольких существующих систем; • разработка уникальной системы для предприятия; • откладывание решения о начале работ по автоматизации в ожидании появления требуемой системы. Проблемы Типичные проблемы, которые возникают при разработке стратегии автоматизации, как правило, связаны со следующими факторами: • состояние рынка информационных технологий; , • определение эффективности инвестиций в информационные технологии; • необходимость реорганизации деятельности предприятия при внедрении информационных технологий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|