ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Определение эффективности инвестиций в информационные технологииПри внедрении на предприятии новых решений нужно решить точно, какой из имеющихся вариантов принесет наибольшую пользу. Широкий диапазон потенциальных выгод информационных технологий делает оценку истинной ценности информационной технологии (ИТ) затруднительной. Когда ставится вопрос ценности ИТ для бизнеса, то под ценностью подразумевается именно ценность ресурса в применении к целям бизнеса. Компьютерные технологии (как и любой деловой ресурс), использующиеся с недостаточной отдачей, становятся помехой и пустой тратой средств. Любое вложение в ИТ есть инвестиция, поэтому необходимо сравнивать относительную ценность нескольких потенциальных инвестиций, и, естественно, изыскивается способ измерить ценность каждой, чтобы установить, которая из них имеет больше привлекательных свойств по сравнению с другими. Проведенные исследования показали, что при правильном использовании компьютерные технологии в состоянии резко повысить эффективность бизнеса. Тем не менее любой, даже самый эффективный бизнес испытывает постоянную потребность в ресурсах, а количество последних ограничено. Соответственно, ресурсы предприятия должны быть потрачены там, где они создадут максимальный прирост ресурсов (максимальную прибыль) с максимальной скоростью. Так как ИТ наряду с другими расходными категориями конкурируют за получение ресурсов, измерение и контроль ценности ИТ весьма важны. Когда оценивается эффективность системы, в первую очередь руководители стремятся оценить ее влияние на экономические показатели предприятия в целом. Как новая система позволит увеличить прибыль, рыночную долю, на сколько? Сможет ли новая система улучшать обслуживание функциональных компонент бизнеса и как это может быть оценено? Финансовые директора стремятся выразить эффективность ИТ средствами, к которым они привыкли, — цифрами. К сожалению, расчет обычно используемых на практике коэффициентов эффективности инвестиций типа ROI (Return on investment) для проектов, связанных с автоматизацией предприятия, даже в развитых странах с высокой культурой планирования вызывает значительные трудности. Сложность эта объясняется следующими причинами. С одной стороны, трудности вызывает определение статей расходов и их количественная оценка, с другой — оценка влияния автоматизированной системы на такие показатели, как производительность, снижение операционных расходов, качество и себестоимость. За рубежом проблема оценки эффективности в настоящее время, когда накоплен опыт использования информационных технологий, решается частично методом аналогий и частично с помощью анализа накопленных данных. В России широкое внедрение и использование автоматизированных систем началось в 90-е годы. При этом в начальный период основное внимание уделялось созданию телекоммуникационной инфраструктуры. Типичный побудительный мотив внедрения автоматизированных систем — отсутствие у руководителей достоверной информации о состоянии предприятия. Дать количественную оценку потерь от отсутствия такой информации чрезвычайно сложно. Принятие решения о внедрении системы происходит на основе качественных критериев типа: предприятие задыхается от недостатка информации о..., найти какие-либо данные невозможно. Об оценке сопутствующих внедрению системы эффектов — повышение технологической и трудовой дисциплины, сокращение резервных запасов сырья — речь не идет. Поэтому в настоящее время единственно возможный путь определения эффективности инвестиций в информационные технологии для российских предприятий заключается в получении ответа на следующий вопрос: можно ли ценой выделенных на автоматизацию средств достичь заданных целей, которые формулируются не в виде коэффициента возвратности инвестиций, а в терминах, характеризующих параметры автоматизируемых процессов. Например, получать данные о запасах готовой продукции на складе в течение заданного времени, составлять квартальный баланс в течение недели и т. д. Реорганизация деятельности предприятий Для большинства современных предприятий, поставивших перед собой задачу внедрения АСУП, необходим и предваряющий автоматизацию этап — реорганизация, включающая наведение порядка в их деятельности, создание рациональных технологий и бизнес-процессов. Понятие «реорганизация деятельности» часто отождествляют с другими процессами, происходящими на предприятии. На самом деле реорганизация существенно отличается даже от тех процессов, с которыми она имеет некоторую общность исходных понятий. Во-первых, реорганизация — это не то же, что автоматизация. Автоматизировать существующие процессы — «это все равно, что асфальтировать дорожки, по которым коровы ходят на пастбище», это просто возможность более эффективно делать неправильные вещи. Не следует путать реорганизацию с так называемым информационным перепроектированием, означающим перестройку устаревших информационных систем с использованием более современной технологии. В результате информационного перепроектирования часто возникают только сложные компьютеризованные системы, автоматизирующие устаревшие процессы. Реорганизация — это не сокращение размеров предприятия, означающее снижение выпуска продукции для того, чтобы удовлетворить сегодняшние пониженные требования рынка. Такое сокращение позволяет достигнуть меньшей производительности с меньшими затратами, тогда как реорганизация в истинном значении этого слова служит, наоборот, достижению большей производительности с меньшими затратами. Также реорганизация не означает изменение оргштатной структуры предприятия, хотя этот процесс действительно может отразиться на этой структуре. Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия, являются результатом неверной структуры бизнес-процесса, а не предприятия. Пытаться совместить новую орг- штатную структуру со старым процессом — это все равно, что «переливать прокисшее вино в новые бутылки». Предприятия, которые пытаются полностью избавиться от бюрократии, также находятся на неверном пути. Если не устраивает бюрократия, попробуйте обойтись без нее, но в результате получите хаос. При современной организации производства бюрократия в ее изначальном, а не ругательном смысле — это тот цемент, который скрепляет все компоненты традиционной корпорации. Глубинная проблема, которую решает бюрократия, — это проблема фрагментированных процессов. Для того чтобы избавиться от бюрократии и перестроить структуру предприятия, необходимо перепроектировать процессы так, чтобы они не были фрагментирова- ны. После этого предприятие может обойтись и без бюрократического аппарата. Спектр существующих подходов к реорганизации предприятия варьируется от мягких постепенных методов улучшения его деятельности, основанных в значительной степени на соображениях здравого смысла, до жестких, регламентирующих его коренную ломку и декларирующих принцип «отбрось все старое и начни заново». Одним из наиболее известных подходов к реорганизации является методика планирования бизнес-систем BSP (Business Systems Planning) фирмы IBM, разработанная в середине 70-х годов Мартином (Martin). Методика BSP определяется как «подход, помогающий предприятию определить план создания информационных систем, удовлетворяющих его ближайшие и перспективные информационные потребности». Главная ее идея заключается в том, что информация является одним из основных ресурсов и должна планироваться в масштабах всего предприятия, а информационная система должна проектироваться независимо от текущего состояния и структуры предприятия. Анализ и реорганизация деятельности предприятия производятся на основе ряда матриц (данные — процессы, руководители — процессы, информационные системы — руководители, информационные системы — процессы, информационные системы — файлы данных) и с учетом выявленных при обследовании проблем, основные изменения осуществляются с целью ориентации предприятия на спроектированную информационную систему. Подход CPI (Continuous Process Improvement) и его японский аналог TQM (Total Quality Management) успешно применялись при реорганизации предприятий еще в середине века. Самый впечатляющий результат его применения — подъем японской послевоенной промышленности и доведение качества японских товаров до современного, самого высокого уровня. Этот подход продолжает активно использоваться и в настоящее время, о чем свидетельствует, например, возрастающий объем применения стандартов серии ISO 9000, фактически поддерживающих CPI. В основе подхода лежит очевидная концепция управления качеством выпускаемой продукции. Качество должно быть направлено на удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителя как самого важного звена производственной линии. Достижение соответствующего уровня качества требует постоянного совершенствования производственных процессов. Для решения этой задачи Демингом было предложено 14 принципов, в совокупности составляющих теорию управления и применимых для предприятий любого типа и масштаба. Безусловно, этих принципов недостаточно для полного решения стоящих перед современными предприятиями проблем, тем не менее, они являются основой трансформации промышленности Японии и США. Отметим, что данный подход характеризуется ориентацией на требования рынка и потребителя и применим в условиях, когда существует достаточная стабильность производства и желание сохранить кадры. Требования СММ (Capability Maturity Model) разработаны институтом SEI (Software Engineering Institute) для предприятий, стремящихся к осуществлению качественного процесса разработки и сопровождения программного обеспечения, и являются примером применения подхода CPI для конкретной отрасли промышленности. СММ описывает характеристики совершенства (качества) процессов разработки и сопровождения ПО (ПО - процессов), а также критерии перехода от плохо управляемым к хорошо управляемым ПО – процессам в терминах уровней совершенства модели. СММ применяется для: • улучшения ПО- процессов, когда предприятие планирует, разрабатывает и реализует их изменения; • оценки ПО- процессов, когда определяется состояние текущих ПО- процессов предприятия и приоритетные процессы, а также осуществляется организационная поддержка их улучшения; • оценки возможностей ПО при квалификации партнеров, осуществляющих заказную разработку ПО или управляющих состоянием существующих ПО- процессов. Фактически СММ является комплексом требований к ключевым элементам эффективного ПО- процесса и способам его эволюционного улучшения. СММ поддерживает этапы планирования, инжиниринга, управления разработкой и сопровождением ПО, что улучшает возможности предприятия в достижении целей по стоимости, функциональности и качеству производимого ПО. В начале 90-х годов сформировался новый революционный подход к реорганизации — реинжиниринг бизнес-процессов BPR (Business Process Reengineering). Его авторы Хаммер (Hammer) и Чампи (Champy) определяют BPR как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов предприятий, имеющее целью резкое улучшение показателей их деятельности, таких, как затраты, качество и скорость обслуживания». Революционность данного подхода заключается в отказе от традиционных правил и предположений по ведению бизнеса, многие из которых оказываются устаревшими, ошибочными или просто неподходящими для конкретной ситуации (тем не менее они изначально заложены в большинство процессов), бизнес проектируется заново с чистого листа. BPR начинается с того, что отбрасываются все предположения и все данности. Например, вопрос «Как наиболее эффективно проверить кредитоспособность клиента?» предполагает, что такая проверка необходима. Во многих случаях, однако, затраты на проверку кредитоспособности могут превысить потери, связанные с неуплатой долгов, которых эта проверка помогает избежать. То есть при перепроектировании сначала определяется, что должно делать предприятие, а затем, как оно должно это делать. BPR не принимает ничего как данность. Он игнорирует то, что есть, и концентрируется на том, что должно быть. При BPR резко (в разы и на порядки) увеличиваются производственные показатели. Если, например, предприятие ставит задачу на 10% повысить производительность и улучшить качество обслуживания клиентов, то это предприятие не нуждается в BPR. Незначительные улучшения достигаются путем настройки; для того чтобы добиться резких улучшений, необходимо все старое заменить новым. В PR ориентируется на процессы, а не на задачи, рабочие места, персонал. Под бизнес-процессом понимается совокупность действий, получающая на входе данные различных типов и продуцирующая результат, имеющий ценность для потребителя. Например, процесс выполнения заказа на входе получает заказ и выдает в качестве результата заказанные товары, т. е. доставка заказанных товаров потребителю и есть та ценность, которую создаст процесс. Современные предприятия сосредотачиваются, как правило на отдельных задачах, составляющих этот процесс: оформление заказа, получение товаров на складе и т. п., и имеют тенденцию терять из виду главную цель — доставку товаров в руки заказчика. Отдельные задачи, составляющие данный процесс, безусловно, важны, но для заказчика ни одна из них не будет иметь значения, если весь процесс в целом не работает — т. е. не производит доставки товаров. Очевидно, что по мере дальнейшего развития технологий будет происходить отказ от все большего количества правил, по которым организован бизнес. Правила, которые представляются непогрешимыми сегодня, могут устареть менее чем за год. Из этого следует, что использование возможностей изменения бизнес-процесса, заложенных в новых технологиях, это постоянная деятельность, а не одноразовая кампания. Следование новейшим технологиям и нахождение способов их применения на предприятии должно происходить непрерывно, так же, как исследования, разработки, маркетинг. Более того, предприятия должны сделать применение новых технологий одним из своих основных занятий, если они хотят идти в ногу со временем. Те, кто лучше сможет разглядеть и оценить возможности, скрытые в новой технологии, получат постоянное, растущее преимущество над конкурентами. Одним из побудительных мотивов реорганизации деятельности предприятия может служить его желание сертифицироваться по стандарту ISO 9000. Стандарт на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания ISO 9000 определяет базовый набор мероприятий по контролю качества и представляет собой схему функционирования бизнес-процессов предприятия, обеспечивающую высокое качество его работы. В то же время ISO 9000 не является стандартом качества собственно для производимых предприятием товаров/услуг. Схема покрывает все этапы выпуска товаров/услуг, включая закупку сырья и материалов, проектирование, создание и доставку товаров, обслуживание клиентов, обучение персонала и т. п. ISO 9000 (на самом деле представляющий собой серию стандартов 9000, 9001, 9002, 9003, 9004, наиболее полным из которых является ISO 9001, специфицирующий модель обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара/услуги) регламентирует два ключевых момента: наличие и документирование соответствующего бизнес-процесса, а также измеримость его качества. Сертификация предприятия по стандарту ISO 9000 включает следующие три этапа: • применение стандартов на предприятии, заключающееся в разработке и вводе в действие ряда мер (процессов), предписываемых стандартами; • проведение собственно сертификации аккредитованными ISO органами; • периодические (2 раза в год) проверки предприятия на предмет следования стандартам. Следует отметить, что сертификация по ISO 9000 является добровольным делом каждого предприятия. Основной побудительной причиной сертификации является то, что многие зарубежные компании требуют наличия сертификата у своих поставщиков (например, для поставщиков NASA и Министерства обороны США это является обязательным условием). Более того, наличие сертификата может оказаться обязательным условием участия предприятия в международных тендерах, госзаказах, а также получения льготных кредитов и страховок. При реорганизации деятельности предприятий важен выбор метода оценки существующего положения дел и перспективных предложений, наибольшее распространение получили: • метод динамического функционального анализа на основе сетей Петри различного вида; • метод функционально-стоимостного анализа ABC (Activity Based Costing). Каждый из этих методов (и соответствующих поддерживающих инструментальных средств) регламентирует следующие основные этапы выполнения оценок: • построение статической функциональной модели (с использованием SADT или DFD-нотации); • расширение статической модели соответственно поведенческими или стоимостными характеристиками ее объектов; • сбор и ввод в модель необходимой фактической информации; • «исполнение» модели и получение соответствующих оценок. С использованием динамической модели, основанной на сетях Петри, можно описать и проанализировать: • механизмы взаимодействия процессов (последовательность, параллелизм, альтернатива); • временные отношения между выполняемыми процессами (одновременность, наложение, поглощение, одинаковое время запуска/завершения и т. п.); • абсолютное время (длительность процесса, время запуска, зависимости от времени выполнения процесса и др.); • управление исключительными ситуациями, определяемое нарушениями. Построенные динамические модели позволяют осуществлять следующие операции: статический анализ деятельности предприятия (компоненты сети, иерархия сети, соответствие типов), динамический анализ деятельности для конкретного маркирования сети, имитационное моделирование деятельности с построением соответствующих графиков. ABC (Activity Based Costing) — метод определения себестоимости и других характеристик товаров и услуг на базе функций и ресурсов, задействованных во всех видах деятельности предприятия (производстве, маркетинге, обслуживании клиентов, оказании услуг, технической поддержке и т. п.). Он был разработан как «операционно- ориентированная» альтернатива традиционным подходам, основанным на использовании прямых затрат труда и материалов как базы для расчета накладных расходов. ABC-метод рассматривает деятельность предприятия как множество последовательно выполняемых процессов/функций (в том числе и косвенных, имеющих большой удельный вес в себестоимости), распределяя при этом накладные расходы в соответствии с детальными расчетами использования ресурсов, подробными моделями процессов и их влиянием на себестоимость. Определение себестоимости производится в два этапа: • определение затрат на выполнение функций на основе необходимых для этого ресурсов, включающих прямые затраты материалов и труда, косвенные затраты труда и накладные расходы; • определение затрат на стоимостные объекты (товары, услуги, обслуживание клиентов) на основе используемых ими функций. Следует отметить, что ABC-модель обеспечивает лишь получение важной для бизнес-процесса информации, содержащей стоимостную картину деятельности и характеризующей ее эффективность и прибыльность товаров (услуг). Для дальнейшего ее анализа и основанного на нем управления предприятием применяется методика ABM (Activity Based Management), регламентирующая средства и способы управления с целью совершенствования бизнес-процессов и повышения прибыльности. Фактически АВМ представляет собой комплекс методов анализа ABC-модели для реорганизации бизнес- процессов с целью повышения производительности, снижения стоимости и улучшения качества: • стратегический анализ, облегчающий выбор наилучшей стратегии и определение наиболее прибыльного пути достижения стратегических целей (включая ценообразование, определение ассортимента товаров и услуг, анализ прибыльности клиентов, изучение конкурентов, определение компромисса между собственным производством деталей и получением их от поставщика); • стоимостной анализ, облегчающий поиск возможностей снижения стоимости, а также обеспечивающий прогнозирование результатов модификаций и моделирование последствий конкретного решения; • определение целевой стоимости, помогающее планировать выпуск товаров и оказание услуг с заданной стоимостью; • исчисление стоимости исходя из жизненного цикла, определяющее совокупные затраты на выпуск товара для облегчения оценки его стоимости и прибыльности (при планировании на период такая оценка не может быть сделана). К ключевым моментам реорганизации деятельности предприятия следует отнести убеждение руководства предприятия в необходимости изменений и привлечение его на свою сторону, выбор и ранжирование нуждающихся в реорганизации бизнес-процессов, реорганизация оргструктуры предприятия. При обсуждении необходимости реорганизации следует обсудить с руководством предприятия следующие моменты: • основные проблемы предприятия и пути их решения, требующие изменений, а также способы управления этими изменениями; • недостатки традиционного функционального подхода к управлению предприятием (узкий взгляд и ограниченный интерес, конкуренция с другими функциональными подразделениями, сложные пути обмена информацией) и преодоление их при ориентации на бизнес-процессы; • потенциальные выгоды от проведения реорганизации; • этапы и сроки проведения реорганизации, требуемые для этого ресурсы; • необходимость создания совместной рабочей группы, подчиняющейся непосредственно руководству предприятия, наделение се соответствующими полномочиями. Одной из первоочередных задач созданной рабочей группы является выбор нуждающихся в реорганизации бизнес-процессов. Ранжирование и выбор процессов для реорганизации могут быть осуществлены на основании следующих критериев: • важность процесса для осуществления общей стратегии предприятия, • жизнеспособность процесса, • ожидания клиентов (как внешних, так и внутренних) по отношению к процессу, • возможности достижения процессом желаемых результатов. В результате оценки все процессы ранжируются следующим образом: • стратегически наиболее важные, но неэффективные в текущий момент; • менее важные; • минимально влияющие на работу предприятия или уже хорошо работающие. Наиболее болезненные моменты любой реорганизации связаны с ломкой существующей оргштатной структуры предприятия и следующими за ней перемещениями, перераспределениями функций и даже увольнениями персонала. Тем не менее при переходе от функциональной структуры предприятия к процессно-ориентирован- ной такая ломка представляется единственно возможным решением. Попытки создания кроссфункциональных групп из сотрудников различных подразделений, затрагиваемых бизнес-процессом, приводят, как правило, к ряду проблем (неопределенный статус группы, двойное подчинение сотрудников и т. п.), разрешение которых требует изменения рабочих условий. Для моделирования бизнес-процессов кроме традиционных диаграмм, упомянутых выше, применяются и специально разработанные для этой цели нотации, а именно: • карты Харрингтона (Harrington), демонстрирующие лишь структуру бизнес-процесса, • карты процесса, базирующиеся на стандарте ANSI. Карты Харрингтона BFD (Block Flow Diagrams) являются простейшим и наиболее распространенным типом потоковых карт (схем). Они легко читаемы, поскольку содержат лишь два типа объектов: активности, моделирующие функции и детализируемые с помощью BFD нижнего уровня, и управляющие потоки, организующие последовательность выполнения активностей на рассматриваемом уровне. Фактически BFD позволяет формализовать лишь следующие знания о бизнес-процессах: Состоит из, Является частью, Следует за, Предшествует. Результаты эволюции BFD воплотились в стандарт ANSI, в соответствии с которым карта процесса определяется как «схематичное или табличное представление последовательности всех относящихся к делу действий или событий — операций, транспортировок, инспекций, хранений, задержек и т. п., происходящих в ходе выполнения процесса или процедуры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|