Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управленческие теории фирмы.




3.1. Теория передачи полномочий

3.2. Теория заинтересованных лиц

3.3 Поведенческая теория фирмы

Альтернативные целевые функции корпораций основаны на объяснении существования альтернативных целевых функций корпораций нежели максимизации прибыли.

Управленческие теории основаны на двух допущениях:

1. Отделение собственности от управления позволяет управленческим структурам, а не акционерам определять цели компании.

2. В основе деятельности управляющих лежит стремление к наращиванию объемов продаж и величины активов, а не максимизация прибыли, так как размер окладов менеджеров, их власть и положение, формирующие полезность управляющих, главным образом, связаны с размером компании.

Оценка эффективности корпоративного управления основана здесь на применении экономических показателей. Цели и задачи, на которые ориентируются менеджеры корпораций:

- выживание компаний в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- максимизация стоимости компании;

- максимизация прибыли;

- минимизация расходов;

- рост объема производства и реализации;

- обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Для в качестве результирующего параметра выступает для управленческого подхода – максимизация выручки, либо максимизация темпов роста активов. В основе поведенческой теории лежит предположение о том, что отдельные менеджеры в рамках организации выдвигают на передний план свои конкретные задачи, которые становятся объектом торга между менеджерами. Сформированные в результате торга общие задачи организации представляют собой компромисс между частными задачами, и оказываются не связаны с принципом рационального принятия решений.

Теория заинтересованных лиц предполагает, что цель функционирования любой фирмы заключается в гармонизации конфликтующих целей различных групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к данной фирме – акционеров, наемного управленческого персонала, работников, контрагентов, государственных органов.

 

 

35. Существует 3 вида корпоративных стратегий один из них - кооперативная стратегия. Кооперативная стратегия – координация деятельности на рынке с помощью соглашений. Стратегическое поведение фирм осуществляется в виде кооперационного взаимодействия, когда они предварительно договариваются о совместных действиях с целью увеличения совокупной и индивидуальной прибыли через сокращение объемов производства и повышения рыночной цены продукции.

Пример: картельные соглашения.

Процесс образования картелей, синдикатов, трестов в начале XX века (или процесс создания производственных объединений из однородных предприятий в 70-х годах в советской экономике) представляет собой структуризацию в пределах одной отрасли хозяйства. Второй этап структуризации включает в себя предприятия различных отраслей хозяйства (межотраслевые структуры) как производственной, так и непроизводственной среды.

Факторы целесообразности образования межотраслевых структур:

1. Создание спроса на продукты своего труда

2. Создание повышенной устойчивости к воздействию внешней среды

3. Возможность реализации крупных инвестиционных проектов

4. Создание условий ускорения НТП и повышения производительности труда

5. Создание условий для снижения налоговой нагрузки

Этапы структурирования предприятий российского нефтегазохимического комплекса:

1. Административно-командная интеграция управления нефтегазохимическим комплексом СССР

2. Приватизация российской нефтяной промышленности в 90-х годах XX века, устанавливающей три типа организации в данной отрасли:

2.1. Предприятия, вовлеченные в производство, переработку, распределение

2.2. Интегрированные компании («Лукойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз»)

2.3. Транспортные компании – одна для сырой нефти («Транснефть») и вторая для нефтепродуктов («Транснефтепродукт»)

3. По характеру функционирования и управления своими дочерними предприятиями образованные в РФ нефтяные компании являются холдингами

4. Преобразование холдингов в крупные консолидированные компании

Основные особенности управления активами нефтегазохимических корпораций:

1. использование намеченных ресурсов или их перераспределение для решения стратегических задач

2. привлечение внешних инвестиционных ресурсов в тех же целях

3. расширение или улучшение качества минерально-сырьевой базы компании

4. реконструкция отдельных звеньев вертикального цикла движения сырья – совершенствование существующих и ввода новых мощностей вторичных процессов нефтепереработки: гидрокрекинг, каталитический крекинг, гидроочистка и др.

5. изменение или расширение географии рынков сбыта сырой нефти и нефтепродуктов

6. защита окружающей среды

На рис. 3 приведена организационная структура управления ОАО «Сибур-Холдинг» - диверсифицированной интегрированной компании.

 

36. Организационные формы корпоративной организации бизнеса: открытое акционерное общество, чаще всего в виде холдинга, финансово-промышленной группы; синдикаты; тресты; картели; концерны; консорциумы; естественные монополии, находящиеся в государственной собственности.

Корпоративная целостность, основная на принципе акционерного участия, наиболее ярко проявляется в такой форме организации бизнеса как трнснациональная компания (ТНК). ТНК является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса.

Главной движущей силой глобализации являются ТНК. ТНК оказывают основное влияние на направление и динамику международных экономических процессов. Глобализация приводит к расширению и углублению деятельности ТНК. Слияния, взаимные приобретения активов или долей капитала – характерная черта глобальной стратегии крупнейших фирм. Глобальные ТНК все более отчетливо проявляют тенденцию к образованию групп, куда входят промышленные торговые, финансовые компании. Итогом глобальных стратегий в конечном счете становится формирование интегрированной международной торгово-индустриальной системы. Период функционирования ТНК, начиная с середины 90-х г.г. XX века, эксперты ООН определяют как этап пятого поколения ТНК, которые по финансовой и экономической мощи стали независимыми субъектами в мировой экономике наряду с национальными государствами.

Особенностями развития ТНК пятого поколения являются:

- преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг;

- усиление значения технологий, что нашло отражение в росте затрат на экспорт высокотехнологичных капиталов в зарубежные филиалы, покупку технологий, обучение персонала, оплату роялти и лицензий;

- развитие инновационной деятельности;

- интеграция в их структуру транснациональных банков;

- тенденция к укрупнению отдельных ТНК и образование новых ТНК олигополистического типа;

- рост числа материнских компаний;

- рост числа ТНК и их филиалов;

- рост в области создания (приобретения) дочерних компаний

В настоящий момент ТНК контролируют более половины мирового промышленного производства, около 2/3 мировой торговли, примерно 4/5 рынка патентов и лицензий на новую технику, технологию и «ноу-хау». В мире действуют 64 тыс. ТНК, контролирующих 830 тыс. иностранных филиалов. Для сравнения: в 1939г. насчитывалось всего около 30 ТНК, в 1970 – 7 тыс., а в 1976 – 11 тыс. (с 86 тыс. филиалов) К числу крупнейших ТНК по величине зарубежных активов относятся: Exxon Mobile (101,7 млрд. дол.), Royal/Dutch Shell(74,8 млрд. дол.).

Решающая роль крупнейших ТНК на мировом рынке определяется тем, что они занимают господствующее положение не только в производстве и экспорте, но также в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, осуществлении подрядных работ, так как в их руках сосредоточена основная часть научно-технических достижений и передового производственного опыта.

ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, а Германии – 78, во Франции – 84, а в Италии – 90. Первоначально самой крупной отраслевой группой ТНК были нефтяные фирмы.

Крупнейшие российские ТНК можно условно разделить на 2 группы: компании, созданные стихийно, вследствии особых обстоятельств и компании с целенаправленным сформированным транснациональным статусом. К первой группе можно отнести «Газпром» - государственная естественная монополия, унаследовавшая свою производственную базу от советского народно-хозяйственного комплекса. Ко второй группе относятся частные, динамичные компании, которые формируют стратегические цели развития в качестве ТНК. Это «Лукойл» и «ТНК-bp». Контролирующими и управляющими лицами этих компаний являются российские представители.

Российские ТНК пока не превратились в ТНК международного класса. У «Лукойла» доля нефти, извлекаемая за пределами России в структуре общей добычи не превышает 6% против 62,9% у американской Chevron Texaco или 75% у Exxon Mobil. Из 40 ведущих российских ТНК реального сектора лишь у «Лукойла» зарубежные активы в 2006 году превысили 10 млрд. дол., а у Газпрома, Русала, Норникеля, Зарубежнефти и Еврохолдинга составляют от 1 до 5 млрд. дол. Зарубежные активы BP в 2006 г. достигли 170,3 млрд. дол., Exxon Mobil 154,9 млрд. дол. – 120,6 млрд. дол.

Все более интенсивное влияние российских сырьевых ТНК в мирохозяйственные процессы вкупе с недостатком прибыльного помещения капитала внутри страны, обостряемым усилением налогового пресса на нефтегазовый сектор, сохранением государственного регулирования внутренних цен на газ, развернули компании сырьевых секторов вовне.

В 2007 году Россия вышла на 1 место среди развивающихся стран по объему накопленных ПИИ (прямых иностранных инвестиций) за рубежом (255,2 млрд. дол.), опередив Бразилию, Индию, Китай вместе взятые. Роль «главной скрипки» в опережающем выводе капитала сыграли «сырьевые» ТНК, так как отраслевая структура российских НИИ, в целом, копирует структуру экспорта: 1/3 из них приходится на добычу полезных ископаемых, 27% на металлургию.

 

Акционерное общество АО — одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу[1]. Деятельность акционерного общества в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об акционерных Обществах».

 

Концерн (нем. der Konzern) — финансово-промышленная группа компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Консорциум (от лат. Consortium — соучастие, сообщество) — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации ихпредпринимательской деятельности.

Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) — совокупность юридических лиц, либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн — объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

 

37. Конкурентная стратегия – выбор между ориентацией на весь рынок или на его часть, а также между основными конкурентными преимуществами (низкой ценой продукта или его отличительными особенностями).

Разновидности:

7. Лидерство по издержкам

8. Стратегия дифференциации – индивидуализация своей продукции, отличительные от конкурентов особенности (упаковка, экологичность и т.д.), позволяющие сделать продукцию более привлекательной для покупателя.

9. Стратегия концентрации – ориентация на изолированные сегменты рынка (удовлетворение специфической потребности).

 

38. Синерги́я (греч. συνεργία, от греч. syn — вместе + ergos — действующий, действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

Рассмотрены направления эффекта синергии в вертикально интегрированных нефтяных компаниях в области маркетинга, производства, инвестиций, в сфере наукоемких технологий, финансовой эффект, в сфере стратегического управления. В процессах интеграции компании имеет большое значение корпоративное управление. Успешную реализацию проектов интеграции определяют: организация управления объединенной компанией на период интеграции. Итоговая система корпоративного управления. Распределение полномочий управления в новой организации. Культурное соответствие объединяющихся компаний. Анализ проблем совершенствования управления в процессах слияний и поглощений позволяет сформулировать цели корпоративного управления: Успех и развитие бизнеса. Инвестиционная привлекательность компании. Эффективное управление активами. Соответствие деятельности правовым требованиям. Эффективность корпоративного управления не есть постоянная величина. Построенная и отлаженная система корпоративного управления нуждается в постоянном совершенствовании.

Мотивы сделок.

С конца 1980-х годов широкую известность получила «теория гордыни» («hubris theory») Ричарда Ролла, согласно которой поглощения компаний часто объясняются действиями покупателей, убежденных в том, что все их действия правильны, а предусмотрительность безупречна. В результате они платят слишком высокую цену за достижение своих целей.

Теория агентских издержек акцентирует внимание на конфликте интересов собственников и менеджеров, который существует, конечно же, не только в слияниях и поглощениях. Наличие собственных интересов может порождать у менеджмента особые мотивы слияний и поглощений, противоречащие интересам собственников и не связанные с экономической целесообразностью.

Можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний:

§ стремление к росту

§ синергетический эффект (то есть взаимодополняющее действие активов двух или нескольких компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Одним из стимулов к слиянию может быть использование эффекта масштаба производства[2]. Это частный случай эффекта синергии.)

§ диверсификация

§ «недооценка» поглощаемой компании на финансовом рынке

§ личные мотивы менеджеров

§ повышение качества управления

§ мотив монополии

§ мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде

Поглощение может применяться крупной компанией для того, чтобы дополнить свой ассортимент предлагаемых товаров, как более эффективная, по сравнению с постройкой нового бизнеса, альтернатива.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных