ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изменения в государственном строе. Реформы Петра были исторически закономерны, обусловлены и подготовлены предшествующим развитием страны.Реформы Петра были исторически закономерны, обусловлены и подготовлены предшествующим развитием страны. Подготовка к абсолютной монархии как форме правления проходила в течение двух столетий. Важным условием становления абсолютизма в России было экономическое развитие страны в ХVI – ХVII вв. В стране стало развиваться крупное мануфактурное производство. Это были металлургические мануфактуры Ура Сибири, Карелии. Центрами легкой промышленности являлись Москва, Ярослав Казань, Калуга. Произошел переход от натуральной формы хозяйства к товарной. Экономическим изменениям соответствовали перемены в социальной структуре общества и, прежде всего, в области господствующего класса феодалов. Произошел процесс сословной консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). Главной классовой опорой становления абсолютизма стали дворяне-крепостники. Петр I ликвидировал деление господствующего класса на различные группы. Было признано лишь одно сословие – дворянство. Важнейшими законодательными актами, определившими положение дворянства, были указ «О единонаследии» 1714 г и «Табель о рангах» 1722 г. В указе «О единонаследии» все земельные владения дворян стали называться недвижимым имуществом. Родовые вотчины и поместья уравнялись в правах. Недвижимое имущество после смерти отца переходило по наследству одному из сыновей, а остальные сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу. Военная служба начиналась с 15-летнего возраста. По «Табели о рангах» все должности в армии, флоте и на гражданской службе делились на 14 рангов, или классов. Все дворяне, поступающие на службу, должны были начинать с низших чинов, продвигаться по службе не по знатности, а по способностям. Становление абсолютизма в России было связано с некоторыми особенностями: слабостью сословно-представительных учреждений, с финансовой независимостью самодержавия, с наличием больших материальных и людских ресурсов у монархов, с их самостоятельностью в отправлении властных полномочий, с формированием института неограниченной частной собственности, со складывавшейся новой правовой системой, с беспрерывными войнами, с особой ролью личности Петра I. История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что данные преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни населения, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Абсолютная монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках монарха. Петр I впервые законодательно закрепил права и преимущества императорского величества и членов его фамилии. Особое место среди законов, посвященных статусу российского монарха, занимают акты, определяющие его титул. Титул монарха имел как внутригосударственное значение, так и внешнеполитическое. По окончании Северной войны (1700 – 1721 гг.) в титуле российского монарха, по решению Сената, появилось наименование «Император, Отец Отечества и Великий», что усилило международное значение царя, став обязательным при обращении к российскому монарху. Государство стало называться Российской империей. Серьезные изменения в статус императора внес именной указ Петра I от 5 февраля 1722 г. о порядке престолонаследия, который подтвердил, что монарх-самодержец, никому не дающий отчета в своих делах, должен сам определять и будущего своего наследника. Закон устанавливал особый церемониал отдачи воинских почестей при встрече членов императорской фамилии. Как и сам император, они освобождались от отчетов о расходовании средств. При любой ситуации они имели «ранг над всеми князьями и высшими чиновниками». Особам царской фамилии, постриженным в монашество, предоставлялись льготы при выборе места пребывания. Важные изменения были произведены в государственном управлении. Вместо Боярской думы в 1711 г. был учрежден правительствующий Сенат из девяти человек, которых назначал сам император. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Решения Сената принимались коллегиально и скреплялись подписями сенаторов. За работой Сената следил генерал-прокурор П.И. Ягужинский, который подчинялся только царю. Помимо должности генерал-прокурора была образована специальная прокурорская контора при Сенате, введены должность обер-прокурора и должности прокуроров во всех центральных учреждениях. В 1722 году по образцу французского государственного аппарата в России появились генерал-прокурор и прокуратура. Коллежские и судебные прокуроры подчинялись непосредственно генерал-прокурору. Второго марта 1711 г. Петр издал указ о фискалах. Фискалы должны были тайно проведывать, доносить и обличать злоупотребления всех должностных лиц, защищать интересы государственной казны, вести борьбу с преступностью. При Сенате была учреждена должность обер-фискала, а с 1723 г. – генерал-фискала. Многочисленные приказы были заменены 12 коллегиями, которые управляли определенными отраслями производства на всей территории страны. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. Важнейшими являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными и судебными делами. Доходами занималась Камер-коллегия, расходами – Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств – Ревизион-коллегия. Торговлей и промышленностью руководили Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. В январе 1721 г была учреждена Духовная коллегия для управления делами церкви, которая в феврале была преобразована в святейший правительствующий Синод. Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асессоров и других чиновников. Система государственного управления, созданная в первой четверти ХVIII в., сохранилась и развивалась после смерти Петра I. Количество коллегий увеличилось до 17. Был создан еще один центральный орган – Главный магистрат. Государство было разделено на восемь губерний, губернии на 47 провинций, провинции на уезды. Были созданы губернии: Азовская, Архангельская, Ингерманландская (позднее переименованная в Санкт-Петербургскую), Казанская, Киевская, Московская, Сибирская, Смоленская. В 1711 г появилась еще одна – Воронежская. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, а в Санкт-Петербургской и в Азовской – генерал-губернатор. Губернатору подчинялись вице-губернатор и четыре помощника по отраслям управления. Исполнительным органом была губернская канцелярия, которая являлась основным административным, финансовым и судебным органом. В 1715 году губернии были разделены на «доли». В каждой доле насчитывалось В 1719 году была проведена вторая областная реформа. Губернии были разделены на 45 провинций. Каждая провинция управлялась отдельно от губернии и подчинялась центру. Во главе провинции стоял воевода, в помощь которому давались земский секретарь и надзиратель сборов налога. Воевода обладал широким кругом полномочий в административной, финансовой, полицейской и судебной областях. Провинции делились на дистрикты. Дистрикт представлял собой округ, в котором насчитывалось около 2 000 дворов. Во главе дистрикта стоял земский комиссар, на которого возлагались те же обязанности, что и на воеводу в провинции. С 1719 года губернии объединили на своих территориях суд и вооруженные силы, т.е. стали военными и судебными округами. Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России. Сложился разветвленный дворянский бюрократический аппарат. Кроме губернской реформы была проведена и городская. В 1699 году в Москве была учреждена Бурмистерская палата, которой подчинялись земские избы всех городов. Она являлась центральным казначейством, ведала сбором податей, налогов и несением повинностей городским населением, а также судом над ним. Во главе Бурмистерской палаты стоял президент, а в состав земских изб входили бурмистры – выборные от купцов, фабрикантов, сотен и слобод. В 1720 году был учрежден Главный магистрат. В его ведении находились городские магистраты, которые контролировали деятельность торговли и промышленности, строили школы, осуществляли финансовую деятельность и суд по гражданским делам. Магистрат являлся хозяином в городе, на него не распространялась власть воевод и губернаторов. Таким образом, городское население исключалось из ведения провинциальной администрации. В 1701 году было ликвидировано патриаршество как самостоятельный орган церковной власти. Высшее церковное управление перешло от патриарха к святейшему правительствующему Синоду, находящемуся под контролем правительства. Создание Синода явилось результатом борьбы между светской властью и церковной и означало полное подчинение церкви государству. Церковь стала составной частью государственной машины российского самодержавия. Руководство деятельностью Синода поручалось специальному чиновнику – обер-прокурору Синода. Синод наделялся всего лишь законосовещательной функцией по церковным делам. В 1722 го были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов один священник). Оказавшиеся за штатом священники облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев. Был установлен контроль государства за церковными доходами и расходами. Запрещалось строить новые церкви и монастыри. В 1701 году все церковные земли были переданы в ведение светской власти. В 1720 году управление церковными землями было передано Синоду, но все доходы продолжали поступать в государственную казну. В связи с военными действиями у церквей и монастырей отбирались денежные и продовольственные товары, серебряная посуда, драгоценности и даже колокола. Кроме того, низшее духовенство по мере надобности призывалось в армию. Контрольный аппарат представляли вначале фискалы, а затем – прокуроры во главе с генерал-прокурором. Политическим сыском ведал сначала Преображенский приказ, а затем особая Тайная канцелярия. Военное устройство Армия при Петре I стала одной из самых сильных армий в Европе. В первой четверти ХVIII в. был создан военно-морской флот, построено 48 кораблей и 800 галер. Петр I стремился создать регулярную армию, которая была бы крепкой опорой самодержавию. С этой целью он провел военную реформу. Были ликвидированы политически ненадежные и слабо подготовленные в военном отношении стрелецкие полки, упразднены дворянские конные ополчения. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра: Преображенский, Семеновский и Бутырский. С 1723 года на основе переписи населения была введена система подушной раскладки рекрутов. С 20 крестьянских дворов выставлялся на пожизненную службу один рекрут. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола (до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тысячи солдат). Большое значение для организации армии имел Табель о рангах, Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы как воинских, так и гражданских чиновников. Табель предусматривал постепенное продвижение по служебной лестнице, но не исключал возможности и обратного движения. Петровская армия была обмундирована по образцу немецкой пехоты. В армии служило 200 тысяч человек, 100 тысяч давало казачество. Были созданы специальный военный суд, особое ведомство, занимавшееся вопросами продовольственного обеспечения армии. Армия стала содержаться за государственный счет. Для того чтобы решить проблемы содержания армии в мирное время, была проведена податная реформа, смысл которой состоял в том, что вместо десятка различных налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, шедший непосредственно на нужды армии. Подушной налог собирался со всех душ мужского населения. Для сбора с крестьян подушной подати избирались земские комиссары из числа дворян. Полки размещались непосредственно в жилищах тех крестьян, с которых взимались налоги на содержание солдат и офицеров. Там, где жил командир полка, строился полковой двор, а в местах размещения роты – ротный двор. Помимо ротного двора сооружались дворы для офицеров и их людей, штабные, интендантские помещения, госпитали. Воинские части размещались практически в каждом уезде, и крестьяне помимо подушной подати облагались постойной повинностью.
Высшей судебной инстанцией был царь, который утверждал наиболее важные и сложные дела, поступавшие из сената, а иногда и единолично рассматривал дела. Например, дело о стрелецком бунте, когда Петр приговорил к смертной казни около двух тысяч стрельцов. Следующей судебной инстанцией был Сенат. Его суду подлежали должностные преступления высших чиновников. Кроме того, Сенат рассматривал апелляции по делам, рассмотренным Юстиц-коллегией Юстиц-коллегия являлась апелляционным судом по отношению к губернским надворным судам и управляла всеми судами империи. Судебные функции по отношению к своим чиновникам выполняли и другие коллегии. В губерниях были образованы надворные суды, в городах действовали нижние суды. Они рассматривали несложные уголовные и гражданские дела. Более серьезные дела передавались в надворные суды с изложением мнения низших судов. В 1718 году в связи с делом царевича Алексея была образована Тайная канцелярия, которая ведала судебными делами. Развитие права Основными источниками права являлись законы, изданные гсударем в форме указов, уставов, манифестов. Указы касались важнейших и разнообразных сторон деятельности государства: Указ единонаследии, Табель о рангах, Указ о форме суда, порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах. При образовании государственных органов управления писались регламенты, в которых определялся состав и порядок их деятельности. Было издано несколько уставов, т.е. сборников законов, объединяющих нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства, например, Воинский устав, Морской устав. Нормы уголовного права получили свою систематизацию и развитие в Артикуле воинском. Гражданское право Право собственности на землю по-прежнему было в центре внимания законодателей. Указы «О единонаследии» и «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» установили единый правовой режим для вотчин и поместий. Запрещалось продавать или закладывать недвижимое имущество, которое во избежание дробления передавалось по наследству только одному сыну. За наследниками признавалось право выкупа недвижимого имущества в течение 40 лет. Был введен ряд ограничений на право пользования недрами земли. Добычаполезных ископаемых даже в частных владениях составляла привилегию государства. Указом были объявлены государственной собственностью лесные угодья с отдельными породами деревьев, пригодных для кораблестроения. За порубку клена, лиственницы, вяза, сосны виновные подвергались штрафу, за порубку дуба – смертной казни. Значительное внимание в гражданском праве уделено вопросам промышленности и торговли. Петр Iразрешил фабрикантам, заводчикам покупать население деревни с правом его использования на заводах и фабриках. Эти крестьяне назывались посессионными. Их можно было продавать только вместе с предприятием. Для строительства заводов по добыче и переработке золота, серебра, меди государство давало взаймы деньги, мастеровые люди этих заводов освобождались от налогов и военной службы. Государство имело преимущественное право перед другими купцами при покупке золота, серебра, меди и селитры, причем цену на них и разрешение на продажу устанавливала Берг-коллегия. Государство гарантировало промышленникам и их наследникам неприкосновенность создаваемых предприятий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|