Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тестовые задания для самоконтроля студентов к модулю 2




 

1. Средства и способы освоения личностью времени и пространства собственной жизни предложено в психологии обозначить понятием (жизненный хронотоп)

2. По К. Левину, жизненное пространство от реального физического и социального миров отделяет граница

a) внешняя

b) внутренняя

c) реальная

d) физическая

3. События-среды и внутренние события в жизни личности выделяли

a) Ананьев Б.Г. и Н.А. Логинова

b) Коржова Е.Ю. и Т.В. Карцева

c) Бодалёв А.А. и Головаха Е.И.

d) С.Л. Рубинштейн и Кроник А.А.

4. Переживание личности составляют субъективную сторону её реальной жизни, - считает (С.Л. Рубинштейн)

5. Мясищев В.Н. выделял следующие формы отношений личности: (воздействие, чувства, интенции)

6. По В.И. Ковалёву, функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется (умением активно регулировать события жизни при отсутствии пролонгированной их регуляции)

7. Основными понятиями, описывающими отношение к себе в психологии, являются (самооценка, самоотношение, самопринятие, самоценность, самоуважение)

8. В 30-е годы XX в.Х. Салливен, описывая влияние других людей на формирование личности, ввёл в научный оборот понятие

a) «социальное я»

b) «референтное лицо»

c) «значимые другие»

d) «зеркальное я»

9. По Т. Гринингу, пессимистическая одержимость смертью – это (фатализм, движение к смерти, суицидальные тенденции, полувлюблённость в лёгкую смерть)

10. Деструктивный способ решения проблемы смысла жизни приводит к специфической экзистенциальной патологии, которую С. Мадди и К. Обуховский называли

a) «экзистенциальным неврозом»

b) «экзистенциальной фрустрацией»

c) «экзистенциальной тревогой»

d) «ноогенным неврозом»

11. Большинство исследователей в отечественной психологии рассматривают смысловую сферу личности как (психологическую систему)

12. Опишите конкретного человека или литературного (кино-)героя, живущего по варианту жизни – «жизнь как достижение» (В.Н. Дружинин)

13. Приведите пример индивидуальной жизни, ведущим жизненным смыслом которой является гедонистический жизненный смысл (по В.С. Котлякову)

14. Наиболее широкое из понятий: «ценности», «ценностные ориентации», «нравственные ценности» - («ценности»)

15. По мысли С.Л. Рубинштейна, мотивацию и смысловое содержание индивидуального жизненного пути определяют жизненные

a. события

b. переживания

c. отношения

d. позиции

Литература к модулю 2

а) основная литература:

1. Габдулина Л.И. Методология и методы психологии жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Ростов-наДону, 2009.

2. Карпинский К. В. Человек как субъект жизни: Учеб. пособие – Гродно: ГрГУ, 2008

3. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Гродно: ГрГУ, 2008.

4. Личность как субъект организации времени своей жизни / Под ред. З.И. Рябикиной, П.Н.Ермакова. Краснодар, 2008..

 

б) дополнительная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991

2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.

4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Лениздат, 1992. С.157-398.

5. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.-С.201-222.

6. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997, С.284-314.

7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова Думка, 2008

8. Джидарьян А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб, 2001.

9. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Издательство «Питер», 2006

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.

11. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.

12. Психологические, философские и религиозные проблемы смысла жизни. М., 2000.

13. Петровский А.В.Психология и время. – Питер, 2007

14. Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. – М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. – 592с.

15. Тренинг развития жизненных целей/ Под ред. Е.Г.Трошихиной. М., 2006.

16. Фрейд З. Мы и смерть // По ту сторону принципа наслаждения. – Библиотека психоаналитической литературы. Т. 3. – Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – С. 5-84.

17. Фромм Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики // Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 19 – 190.

18. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. – М.: Ось-89, 1998

19. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Изд-во «Украина», 1991.

Модуль 3. Субъективная картина жизненного пути личности

Комплексная цель модуля: Ознакомить с подходами к определению и описанию субъективной картины жизни личности, методами её исследования и диагностики; на основе изучения этого материала развивать умение анализировать, сопоставлять научные подходы, использовать определённые концептуальные основания, методы и методики в собственном исследовании и практической психологической работе.

 

Содержание модуля 3

Тема 1. Субъективная картина жизненного пути личности

 

Психологическое время личности. Причинно-целевая концепция психологического времени (Е.И. Головаха, А.А. Кроник): основные идеи, методы, методики, эмпирические исследования. Понятие субъективной картины жизненного пути личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.А.Кроник, Е.И.Головаха). Характеристики субъективной картины жизненного пути личности. Психологический возраст как оценка личностью своего возраста. Деформации субъективной картины жизненного пути личности. Биографические кризисы.

Индикаторы переживания и оценки личностью собственной жизни. Удовлетворенность личности собственной жизнью. Понятие субъективного благополучия. Счастье как фундаментальная жизненная ценность личности и как переживание ею качества собственной жизни.

 

Тема 2. Критические периоды в жизни личности

 

Понятия: кризис, поворотные жизненные события (события-впечатления); трудные (кризисные) ситуации.Соотношение понятий: поворотные этапы жизни (С.Л. Рубинштейн) и критические периоды жизни личности. Нормативные кризисы возрастного развития. Кризисы индивидуальной жизни. Мотивационные кризисы в жизни личности (Файзуллаев А.А.)

 

Планы лабораторных занятий к модулю 3

Тема 1. Методика Life-Line в исследовании и диагностике субъективной

картины жизни

Установочная инструкция. Ознакомление с методикой Life-Line [3] в процессе самодиагностики. Обсуждение результатов и индивидуальное консультирование студентов по результатам самодиагностики. Для ознакомления с компьютерной версией методики Life-Line используется компьютер.

 

Литература

1. Life-Line и другие новые методы психологии жизненного пути // Под ред. А.А. Кроника.- М. Прогресс, 1993.

2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев; Наукова Думка, 1984.

3. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. – 1983.- Т.4.- №5.- С.57-63.

4. Муздыбаев К. Измерение надежды // Психологический журнал. - 1999. - Том 20. - № 3, № 4.

Тема 2. «Критические периоды в жизни личности и coping behaviour»

Просмотр и анализ видеоматериала «Кризис».

 

Схема анализа видеоматериала «Кризиса жизни»

1. Обстоятельства, способствующие возникновению кризиса.

2. Особенности кризисных переживаний.

3. Какие из основных жизненных отношений нарушены и как (социальные роли, круг значимых других, образ жизни и др.)?

4. Какие фундаментальные потребности не могут быть удовлетворены в ситуации кризиса?

5. Какие средства для разрешения ситуации необходимы и какие имеются (ресурсы личности и др.)?

6. Какая стратегия совладания использовалась?

7. Какие личностные изменения уже произошли?

Прогноз: возможно ли восстановление «прерванного» хода жизни? Какие метаморфозы личности произошли уже – конструктивны ли они? Какие конструктивные изменения необходимы?

 

Литература

 

1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – Том 19. – № 5.

2. Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. – М., 1991. – С.230-247.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.,1984.

4. Нартова-Бочавер С.К. “Coping Behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – Том 18. – № 5.– С.20-29.

5. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн., 2000.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных