ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тестовые задания для самоконтроля студентов к модулю 2
1. Средства и способы освоения личностью времени и пространства собственной жизни предложено в психологии обозначить понятием (жизненный хронотоп) 2. По К. Левину, жизненное пространство от реального физического и социального миров отделяет граница a) внешняя b) внутренняя c) реальная d) физическая 3. События-среды и внутренние события в жизни личности выделяли a) Ананьев Б.Г. и Н.А. Логинова b) Коржова Е.Ю. и Т.В. Карцева c) Бодалёв А.А. и Головаха Е.И. d) С.Л. Рубинштейн и Кроник А.А. 4. Переживание личности составляют субъективную сторону её реальной жизни, - считает (С.Л. Рубинштейн) 5. Мясищев В.Н. выделял следующие формы отношений личности: (воздействие, чувства, интенции) 6. По В.И. Ковалёву, функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется (умением активно регулировать события жизни при отсутствии пролонгированной их регуляции) 7. Основными понятиями, описывающими отношение к себе в психологии, являются (самооценка, самоотношение, самопринятие, самоценность, самоуважение) 8. В 30-е годы XX в.Х. Салливен, описывая влияние других людей на формирование личности, ввёл в научный оборот понятие a) «социальное я» b) «референтное лицо» c) «значимые другие» d) «зеркальное я» 9. По Т. Гринингу, пессимистическая одержимость смертью – это (фатализм, движение к смерти, суицидальные тенденции, полувлюблённость в лёгкую смерть) 10. Деструктивный способ решения проблемы смысла жизни приводит к специфической экзистенциальной патологии, которую С. Мадди и К. Обуховский называли a) «экзистенциальным неврозом» b) «экзистенциальной фрустрацией» c) «экзистенциальной тревогой» d) «ноогенным неврозом» 11. Большинство исследователей в отечественной психологии рассматривают смысловую сферу личности как (психологическую систему) 12. Опишите конкретного человека или литературного (кино-)героя, живущего по варианту жизни – «жизнь как достижение» (В.Н. Дружинин) 13. Приведите пример индивидуальной жизни, ведущим жизненным смыслом которой является гедонистический жизненный смысл (по В.С. Котлякову) 14. Наиболее широкое из понятий: «ценности», «ценностные ориентации», «нравственные ценности» - («ценности») 15. По мысли С.Л. Рубинштейна, мотивацию и смысловое содержание индивидуального жизненного пути определяют жизненные a. события b. переживания c. отношения d. позиции Литература к модулю 2 а) основная литература: 1. Габдулина Л.И. Методология и методы психологии жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Ростов-наДону, 2009. 2. Карпинский К. В. Человек как субъект жизни: Учеб. пособие – Гродно: ГрГУ, 2008 3. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Гродно: ГрГУ, 2008. 4. Личность как субъект организации времени своей жизни / Под ред. З.И. Рябикиной, П.Н.Ермакова. Краснодар, 2008..
б) дополнительная литература: 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991 2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. 3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Лениздат, 1992. С.157-398. 5. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.-С.201-222. 6. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997, С.284-314. 7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова Думка, 2008 8. Джидарьян А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб, 2001. 9. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Издательство «Питер», 2006 10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. 11. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. 12. Психологические, философские и религиозные проблемы смысла жизни. М., 2000. 13. Петровский А.В.Психология и время. – Питер, 2007 14. Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. – М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. – 592с. 15. Тренинг развития жизненных целей/ Под ред. Е.Г.Трошихиной. М., 2006. 16. Фрейд З. Мы и смерть // По ту сторону принципа наслаждения. – Библиотека психоаналитической литературы. Т. 3. – Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – С. 5-84. 17. Фромм Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики // Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 19 – 190. 18. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. – М.: Ось-89, 1998 19. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Изд-во «Украина», 1991. Модуль 3. Субъективная картина жизненного пути личности Комплексная цель модуля: Ознакомить с подходами к определению и описанию субъективной картины жизни личности, методами её исследования и диагностики; на основе изучения этого материала развивать умение анализировать, сопоставлять научные подходы, использовать определённые концептуальные основания, методы и методики в собственном исследовании и практической психологической работе.
Содержание модуля 3 Тема 1. Субъективная картина жизненного пути личности
Психологическое время личности. Причинно-целевая концепция психологического времени (Е.И. Головаха, А.А. Кроник): основные идеи, методы, методики, эмпирические исследования. Понятие субъективной картины жизненного пути личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.А.Кроник, Е.И.Головаха). Характеристики субъективной картины жизненного пути личности. Психологический возраст как оценка личностью своего возраста. Деформации субъективной картины жизненного пути личности. Биографические кризисы. Индикаторы переживания и оценки личностью собственной жизни. Удовлетворенность личности собственной жизнью. Понятие субъективного благополучия. Счастье как фундаментальная жизненная ценность личности и как переживание ею качества собственной жизни.
Тема 2. Критические периоды в жизни личности
Понятия: кризис, поворотные жизненные события (события-впечатления); трудные (кризисные) ситуации.Соотношение понятий: поворотные этапы жизни (С.Л. Рубинштейн) и критические периоды жизни личности. Нормативные кризисы возрастного развития. Кризисы индивидуальной жизни. Мотивационные кризисы в жизни личности (Файзуллаев А.А.)
Планы лабораторных занятий к модулю 3
Тема 1. Методика Life-Line в исследовании и диагностике субъективной картины жизни Установочная инструкция. Ознакомление с методикой Life-Line [3] в процессе самодиагностики. Обсуждение результатов и индивидуальное консультирование студентов по результатам самодиагностики. Для ознакомления с компьютерной версией методики Life-Line используется компьютер.
Литература 1. Life-Line и другие новые методы психологии жизненного пути // Под ред. А.А. Кроника.- М. Прогресс, 1993. 2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев; Наукова Думка, 1984. 3. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. – 1983.- Т.4.- №5.- С.57-63. 4. Муздыбаев К. Измерение надежды // Психологический журнал. - 1999. - Том 20. - № 3, № 4. Тема 2. «Критические периоды в жизни личности и coping behaviour» Просмотр и анализ видеоматериала «Кризис».
Схема анализа видеоматериала «Кризиса жизни» 1. Обстоятельства, способствующие возникновению кризиса. 2. Особенности кризисных переживаний. 3. Какие из основных жизненных отношений нарушены и как (социальные роли, круг значимых других, образ жизни и др.)? 4. Какие фундаментальные потребности не могут быть удовлетворены в ситуации кризиса? 5. Какие средства для разрешения ситуации необходимы и какие имеются (ресурсы личности и др.)? 6. Какая стратегия совладания использовалась? 7. Какие личностные изменения уже произошли? Прогноз: возможно ли восстановление «прерванного» хода жизни? Какие метаморфозы личности произошли уже – конструктивны ли они? Какие конструктивные изменения необходимы?
Литература
1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – Том 19. – № 5. 2. Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. – М., 1991. – С.230-247. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.,1984. 4. Нартова-Бочавер С.К. “Coping Behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – Том 18. – № 5.– С.20-29. 5. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн., 2000. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|