![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы дополнительной подготовки персоналаПереподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющейся у них профессии, а также лицами, выражающими желание ее сменить с учетом потребности производства. Процесс переподготовки предполагает: 1) Преодоление неправильных способов труда и устаревших навыков (что наиболее трудно). У рабочих это занимает 2-3 дня. 2) Обучение и закрепление новых трудовых приемов. 3) Приобретение навыков работы, не вызывающих утомления. Лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают новые навыки, чем остальные работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск и прием на работу нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше. Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным, либо более высоким уровнем квалификации происходит в целях расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Повышение квалификации - это обучение после получения основного образования, направленное на последовательное под держание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление, повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям Для этого организуются производственно-экономические курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда и пр. Потребность организации в повышении квалификации ее сотрудников обусловлена: Во-первых, изменениями во внешней и внутренней среде. Во-вторых, усложнением процесса управления. В-третьих, освоением новых видов и сфер деятельности. Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным но отдельным категориям работников, индивидуализированным, непрерывным, ориентированным на перспективные профессии. Например, при организации переобучения и повышения квалификации необходимо учитывать особенности лиц среднего и старшего возрастов: - стремление к использованию практического опыта; - повышенная критичность; - самостоятельность мышления, активность; - ответственность, добросовестность, старательность, повышенная внимательность; - субъективизм, консерватизм, авторитарность; - снижение отдельных способностей, быстрая утомляемость. Выделяют следующие формы повышения квалификации: 1. Внутреннюю (в рамках организации, как на рабочем месте, так и на курсах) и внешнюю (в учебных заведениях, специальных центрах). Внутренние курсы предоставляют информацию в малых дозах, лучше учитывают потребности организации, ее дух, дают возможность целенаправленного обучения, сочетают его с практикой, легко организовываются, при большом числе обучаемых сравнительно дешевы, легче контролируются. 2.Организованную и неорганизованную (самообразование). В последнем случае может создаваться так называемая группа саморазвития, когда люди объединяются для совместного анализа проблем личного развития, взаимной поддержки. 3. Профессиональную или проблемно ориентированную в соответствии с потребностями организации. Например, так называемое развивающее обучение нацелено на приобретение не конкретных навыков, а более глубокого понимания окружения, способности оценивать себя, планировать, социальную ответственность. В результате изменяется отношение человека к организации, в целом повышается эффективность его работы. 4. Основанную на стандартных или специальных (общих и конкретных) программах. 5. Предназначенную для целевых групп (руководителей и специалистов) или для всего персонала. Конкретными направлениями повышения квалификации являются: - подготовка к выполнению новых комплексных задач; - повышение гибкости мышления и способности к инновациям - подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению; - освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда; - получение более высокого разряда или адаптация к новой технике; - изучение новых форм организации и стимулирования труда. Современные программы повышения квалификации дают знания, выходящие за пределы должности, и побуждают желание учиться дальше, имеют цель научить работников: самостоятельно мыслить (в том числе и экономически), осуществлять предпринимательский подход к делу, работать в команде. Однако перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего «потолка». Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в целевой направленности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе. Повышение квалификации является важным объектом внутриорганизационного планирования. Его этапами являются: 1. Определение текущих и перспективных требований к исполнителям, их обсуждение как с ними самими, так и коллегами и построение профиля необходимой квалификации. 2. Анализ существующих навыков, знаний и установок. 3. Построение профиля имеющейся квалификации. 4. Сравнение профилей, определение расхождений, и потребностей в обучении и приоритетов. Считается целесообразным вести статистику повышения квалификации персонала по группам и формам обучения: 1. Для рабочих производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, курсы бригадиров. 2. Для руководителей: институты и факультеты повышения квалификации при вузах, различные курсы, другие формы обучения. Иногда бывает целесообразно исчислять коэффициент повышения квалификации (К кв.) Число работников, + Число работников, повысивших разряд освоивших вторую специальность к. кв.. = --------------------------------------------------------------------------------------------- (1) Среднесписочная численность работников.
Фактическая продолжительность повышения квалификации к. кв.. = ------------------------------------------------------------------------------ (2) Нормативная продолжительность (0,5 мес. в год).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|