Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы развития персонала




Методы обучения рассматривает Кибанов А.Я.[26] Методы профессионального обучения на рабочем месте – эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте.

Опишем методы профессионального обучения на рабочем месте. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (см.: Таблица 8).

Методы профессионального обучения вне рабочего места пред­назначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (см.: Таблица 9).

Таблица 8

Методы обучения персонала на рабочем месте [27]

Методы обучения Характерные особенности метода
1. Направленное приобре­тение опыта Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профес­сионального обучения, в котором изложены цели обучения
2. Производственный инструктаж Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой
3. Смена рабочего места (ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате сис­тематической смены рабочего места, В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
4. Использование работников в качестве ассистен­тов, стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности
5. Наставничество Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы подо­печных. Применение метода эффективно в тех случаях, когда возникает необходимость в исправлении недостатков. Метод может практиковаться как систематический
6. Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных цепях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

Таблица 9

Методы обучения персонала вне рабочего места [28]

 

Методы обучения Характерные особенности метода
1 2
1, Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта
2. Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен дня получе­ния теоретических знаний
3. Конференции, семинары, беседы за «круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством Активный метод обучения, участие в дискуссиях раз­вивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самосто­ятельном решении конкретных задач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники [слушатели} группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно- критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений
5. Деловые игры Обучение поведению в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладате­ли ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения
6. Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятель­ности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности
7. Самостоятельное обучение Наиболее простой вид обучения, для которого не требует­ся ни инструктор, ни специальное помещение, ни опреде­ленное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания
а. Методы решения производ­ственно-экономических проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих на конкури­рующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой условных орга­низаций, С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
9, Кружок качества («вместо учебы»), рабочая группа Молодые специалисты разрабатывают конкретные реше­ния по проблемам управления организацией, объединив­шись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений

 

Остановимся более подробно на характеристике девятого мето­да обучения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп в регулярных встречах (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей решения проблемы (речь идет о японском методе «кружки качества», который приме­няется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вмес­то учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных осо­бенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Про­изводственная иерархия в рабочей группе не имеет значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстан­циям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. Кружок качества старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на пе­редний план выставляет элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способов общения.

Кроме обучения на рабочем месте и вне его возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:

опытное или эмпирическое обучение — обучение путем самостоя­тельной работы, но в некотором логическом порядке;

демонстрация и практика под руководством — обучающий по­казывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возмож­ность сделать это самому работнику, но под его руководством;

программируемое обучение — книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;

обучение с помощью компьютера — собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;

обучение действием — обучение в ходе выполнения действий,
например участие вместе с другими в разработке проекта или
группового задания, или работа «во втором составе» другого
подразделения.

Говоря об экономической и социальной эффективности обуче­ния квалифицированных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибка­ми в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повы­шение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повы­шения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на ве­личине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.

 

 


Приложение 1

Рисунок 1

Схема развития человеческих ресурсов

 



 


[1] Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 94.

[2] Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 126.

[3] Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: учебно-практич. пособие. М.: ТД Элит-2000, 2003. С. 461.

[4] Там же. С. 330.

[5] Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: учебно-практич. пособие. М.: ТД Элит-2000, 2003. С. 461.

[6] Управление персоналом: учебник / под общ. ред. А.И. Турчинова. С. 335-336.

[7] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 444.

[8] Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 127.

[9] Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ, 2002. С. 138.

[10] Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. С. 127.

[11] Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: учебно-практич. пособие. М.: ТД Элит-2000, 2003. С. 461-462.

[12] Там же. С. 462.

[13] Управление персоналом: учебник / под общ. ред. А.И. Турчинова. Изд. 2-е доп. и перераб. М.: РАГС, 2008. С. 330.

[14] Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ, 2002. С. 140.

[15] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 326.

[16] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 327.

[17] Шаталова И.И. С. 133.

[18] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 325.

[19] Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами. С. 464.

[20] Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: учебно-практич. пособие. М.: ТД Элит-2000, 2003. С. 466.

[21] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 327.

[22] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 329.

[23] Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 133.

[24] Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 133-139.

[25] Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / под ред. Н.И. Шаталовой. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 136.

[26] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 327-330.

[27] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 328.

[28] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 328-329.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных