ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 10Тема: «Основные философские проблемы: бытие и материя»
Бруно Джордано (1548-1600). Диалоги. М., 1949.
Подобно тому, как в искусстве, при бесконечном изменении (если бы это было возможно) форм, под ними всегда сохраняется одна и та же материя… так же и в природе, при бесконечном изменении и следовании друг за другом различных форм, всегда имеется одна и та же материя. Вопрос: что является активным: форма или материя?
Все, сообразно субстанции, едино, как это, быть может, понимал Парменид… мы обнаруживаем двойную субстанцию ‒ одну духовную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню.
Вопрос: о какой единой субстанции идёт речь?
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716). Сочинения. В 4т. М.,1982. Т.1.
Материя есть бытие в пространстве или бытие, сопротяженное с пространством. Движение есть перемена пространства. Фигура же, величина, положение, число и т. д. суть не [виды] бытия (entra), реально отличные от пространства, материи и движения, но лишь отношения между пространством, материей, движением и их частями, созданные превзошедшим умом. Фигуру я определяю как границу протяженного, величину - как число частей в протяженном. Число я определяю так: единица + единица + единица и т. д., т. е. как совокупность единиц. Положение сводится к фигуре, так как оно есть конфигурация нескольких вещей. Время есть не что иное, как величина движения. А так как всякая величина есть число частей, то нет ничего удивительного, что Аристотель определил время как число движения.
Вопрос: как понимал философ материю и время? Хайдеггер Мартин ( 1889-1976). «Время и бытие» (1927). Статьи и выступления. М., 1993.
Что дает повод назвать рядом время и бытие? Бытие от раннего начала западноевропейской мысли до сего дня значит то же, что присутствие. Из присутствия, присутствования звучит настоящее. Последнее, согласно расхожему представлению, образует с прошлым и будущим характеристику времени. Бытие как присутствование определяется временем.
Вопрос: как определяет М. Хайдеггер бытие?
Что есть во Времени и, таким образом, определяется временем, называется временным. Мы говорим, когда человек умирает и оказывается, взят от здешнего, здесь и там сущего, ‒ он распростился с временным. Временное значит преходящее, такое, что проходит с течением, времени. Наш язык говорит еще точнее: такое, что проходит со временем. Потому что само время проходит. Но при том, что время постоянно проходит, оно остается в качестве времени. Оставаться значит: не исчезать, стало быть, присутствовать. Тем самым время определяется бытием. Как же тогда бытие может определяться временем? Из постоянства протекания времени говорит бытие.
Вопрос: каким образом бытие связано со временем?
Сартр Жан-Поль (1905-1980). «Бытие и ничто» (1943). «Бытие и ничто (Извлечения) ∕∕ Человек и его ценности». Ч.1. М., 1988.
Человек есть бытие, благодаря которому возникает ничто. Но вслед за этим ответом тотчас возникает другой вопрос: что такое человек в его бытии, если через человека в бытие приходит ничто?
Вопрос: сформулируйте ответ на поставленный автором вопрос.
Свобода не может быть понята и описана как обособленная способность человеческой души. Мы старались определить человека как бытие, обусловливающее появление ничто, и это бытие явилось нам как свобода. Таким образом, свобода ‒ как условие, необходимое для нигилирования (отрицания) ничто, ‒ не может быть отнесена к числу свойств, характеризующих сущность бытия человека. <…> Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена в его свободе. Итак, то, что мы называем свободой, неотличимо от бытия «человеческой реальности». О человеке нельзя сказать, что он сначала есть, а затем ‒ он свободен; между бытием человека и его «свободо-бытием» нет разницы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|