Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие № 10




Тема: «Основные философские проблемы: бытие и материя»

 

Бруно Джордано (1548-1600). Диалоги. М., 1949.

 

Подобно тому, как в искусстве, при бесконечном измене­нии (если бы это было возможно) форм, под ними всегда сохра­няется одна и та же материя… так же и в при­роде, при бесконечном изменении и следовании друг за другом различных форм, всегда имеется одна и та же материя.

Вопрос: что является активным: форма или материя?

 

Все, сообразно субстанции, едино, как это, быть может, понимал Парменид… мы обнаруживаем двойную субстанцию ‒ одну духовную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню.

 

Вопрос: о какой единой субстанции идёт речь?

 

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716). Сочинения. В 4т. М.,1982. Т.1.

 

Материя есть бытие в пространстве или бытие, сопротяженное с пространством. Движение есть перемена прост­ранства. Фигура же, величина, положение, число и т. д. суть не [виды] бытия (entra), реально отличные от пространства, мате­рии и движения, но лишь отношения между пространством, мате­рией, движением и их частями, созданные превзошедшим умом. Фигуру я определяю как границу протяженного, величину - как число частей в протяженном. Число я определяю так: единица + единица + единица и т. д., т. е. как совокупность единиц. Поло­жение сводится к фигуре, так как оно есть конфигурация несколь­ких вещей. Время есть не что иное, как величина движения. А так как всякая величина есть число частей, то нет ничего удивительно­го, что Аристотель определил время как число движения.

 

Вопрос: как понимал философ материю и время?

Хайдеггер Мартин ( 1889-1976). «Время и бытие» (1927). Статьи и выступления. М., 1993.

 

Что дает повод назвать рядом время и бытие? Бытие от раннего начала западноевропейской мысли до сего дня значит то же, что присут­ствие. Из присутствия, присутствования звучит настоящее. Последнее, согласно расхожему представлению, образует с прошлым и будущим характеристику времени. Бытие как присутствование определяется вре­менем.

 

Вопрос: как определяет М. Хайдеггер бытие?

 

Что есть во Времени и, таким образом, определяется временем, называется временным. Мы говорим, когда человек умирает и оказывается, взят от здешнего, здесь и там сущего, ‒ он распростился с времен­ным. Временное значит преходящее, такое, что проходит с течением, времени. Наш язык говорит еще точнее: такое, что проходит со време­нем. Потому что само время проходит. Но при том, что время постоянно проходит, оно остается в качестве времени. Оставаться значит: не ис­чезать, стало быть, присутствовать. Тем самым время определяется бытием. Как же тогда бытие может определяться временем? Из постоян­ства протекания времени говорит бытие.

 

Вопрос: каким образом бытие связано со временем?

 

Сартр Жан-Поль (1905-1980). «Бытие и ничто» (1943). «Бытие и ничто (Извлечения) ∕∕ Человек и его ценности». Ч.1. М., 1988.

 

Человек есть бытие, благодаря которому возникает ничто. Но вслед за этим ответом тотчас возникает другой вопрос: что такое человек в его бытии, если через че­ловека в бытие приходит ничто?

 

Вопрос: сформулируйте ответ на поставленный автором вопрос.

 

Свобода не может быть понята и описана как обособленная способность человеческой души. Мы старались определить че­ловека как бытие, обусловливающее появление ничто, и это бытие явилось нам как свобода. Таким образом, свобода ‒ как условие, необходимое для нигилирования (отрицания) ничто, ‒ не может быть отнесе­на к числу свойств, характеризующих сущность бытия человека. <…> Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возмож­ной, сущность бытия человека подвешена в его свободе. Итак, то, что мы называем свободой, неотличимо от бытия «человеческой реальности». О человеке нельзя сказать, что он сначала есть, а затем ‒ он свободен; между бытием человека и его «свободо-бытием» нет разницы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных