Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие № 5. Тема: «Философия эпохи Возрождения»




Тема: «Философия эпохи Возрождения»

 

Николай Кузанский (1401-1464). «Об учёном незнании» (1440).

1. Антология мировой философии. М., 1990. Т.2.; 2. Кузанский Н. Сочинения. В 2т. М., 1979-1980. Общей философской основой трактата является мистический пантеизм. Главные идеи рабо­ты: идея о совпадении противоположностей; идея взаимосвязи при­родных явлений; учение о бесконечности Вселенной; учение о чело­веке как микрокосме.

Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание. <…> Сократ убедился, что он знает только о своем незнании; премудрый Соломон утверждал, что все вещи сложны и неизъяснимы в словах. <…> Поскольку это так... то ясно, что все, чего мы желаем познать, есть наше не­знание. Если мы сможем достичь этого в полноте, то, достигнем знающего незнания. Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудрен­ность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание.

Вопрос: как объясняет Кузанский, что такое «учёное незнание»?

 

Я называю максимумом нечто такое, больше чего ничего не может быть <…> Абсолютный максимум единственен, потому что он ‒ всё, в нем всё есть, потому что он ‒ высший предел. Так как ничто ему не противостоит, то с ним в то же время совпадает мини­мум, и максимум тем самым находится всё во всем. <…> Таким образом, в действительности, максимум, как и минимум, есть превосходная степень <…> Абсолютным бытием не может быть ни­что иное, кроме абсолютного максимума. Так, нельзя понять ничего, что существовало бы без максимума.

Вопрос: почему Бог является одновременно абсолютным максимум и минимумом?

 

В самом деле, человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек; он ‒ человече­ский бог. Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он ‒ микрокосм, или человеческий мир. Об­ласть человечности охватывает, таким образом, своей человече­ской потенцией бога и весь мир. Человек может быть челове­ческим богом...

Вопрос: что включает в себя человек, как микрокосм?

Макиавелли Никколо (1468-1527). Государь. М. ‒ Харьков, 1999.

 

Единовластие учреждается либо знатью, либо народом, в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Знать, видя, что она не может противостоять народу, возвышает кого-нибудь из своих и провозглашает его государем, чтобы за его спиной утолить свои вожделения. Так же и народ, видя, что не может сопротивляться знати, возвышает кого-либо одного, чтобы в его власти обрести для себя защиту. Тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один, и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться. <…> Государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале. <…> Государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут.

Вопрос: что такое гражданское единовластие, кем утверждается и как функционирует?

 

Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных, и на их женщин. Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.

Вопрос: что лучше, чтобы государя любили или боялись, почему?

 

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам, и если отпали причины, побудившие его дать обещание.

Вопрос: какие качества должен соединять в себе правитель?

 

О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят…

 

Вопрос: как соотносятся этические нормы и власть?

 

Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы:

1. Учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа» называется?

2. Совместимы ли мораль и политика?

3. Объясните выражение: властный потенциал социальных идей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных