Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи дисциплины. Целью дисциплины «Методология и методика психологического исследования» является получение студентами знаний в области методологических проблем




Целью дисциплины «Методология и методика психологического исследования» является получение студентами знаний в области методологических проблем психологического исследования в соответствии с современными научными представлениями, а также приобретение навыков и умений самостоятельного проведения научно-исследовательской работы

Основными задачами дисциплины «Методология и методика психологического исследования » являются:

1) овладение методологией психологической науки, принципами и структурой психологического исследования

2) овладение методами научного психологического исследования.

В результате изучения дисциплины «Методология и методика психологического исследования » студент должен знать:

1) понятие психологического исследования

2) основные методы современного психологического исследования

должен уметь:

1) грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи в рамках собственной исследовательской деятельности

2) владеть основными методами научной работы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕРЕКВИЗИТОВ

Наименование дисциплин, их разделы (темы)
  Педагогика
  Психология
  Педагогический менеджмент
  История педагогики
  Семейная педагогика
  Сравнительная педагогика
  Технологии критериального оценивания
  История психологии

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРЕКВИЗИТОВ

 

Наименование дисциплин
1. Методика психологического тренинга
2. Психолого-педагогическая диагностика личности
3. Основы профориентологии
  Этнопсихология
  Методика преподавания психологии
  Этнопедагогика
  Педагогическое мастерство
  Технологии воспитательной работы
  Методика преподавания педагогики

 

Содержание дисциплины

2.1.Лекционный курс

№ темы Наименование тем лекций Содержание тем Объем в часах Неделя семестра
  Раздел 1. Методология психологического исследования  
Тема 1 Определение и функции мето­дологии Разные подходы к определению по­нятия «методология». Специфиче­ские проблемы методологии. Уровни методологии.    
Тема 2 Содержание методологии Мировоззрение, парадигма, принцип, концепция, теория, научный подход, исследовательский метод, методика как составляющие методологии    
Тема 3 Парадигмы научного ис­следования Понятие парадигмы. Основные пара­дигмы: естественно-научная пара­дигма (эмпиризм, эксперимента­лизм), гуманистическая парадигма (персонализм трансперсонализм), психотехническая парадигма (дея­тельностный подход, деятельная па­радигма).    
Тема 4 Общенаучные принципы Общенаучные принципы: антропный принцип, принцип детерминации, принцип дополнительности, принцип инвариантности, принцип методиче­ского атеизма, принцип объективно­сти, принцип относительности, прин­цип самоорганизации, принцип сис­темности, принцип соответствия, принцип соотношения неопределен­ностей, принцип устойчивого нерав­новесия, принцип целостности.    
Тема 5 Методологи­ческие прин­ципы органи­зации психо­логического исследования Специфически психологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и дея­тельности, принцип личностного подхода, принцип развития, принцип системного подхода.    
  Раздел 2. Проблема методов исследования в психологии  
Тема 6 Основные об­щенаучные методы иссле­дования Теоретические и эмпирические методы современной науки. Идео­графический подход к исследованию реальности (наблюдение и фиксация единичных явлений и событий). Но­мотетический подход– исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов. Наблюдение. Эксперимент. Метод моделирования.    
Тема 7 Частнонауч­ные методы исследования в психологии Проблема классификации методов психологии. Классификации С.Л.Рубингштейна, Г.Д.Пирьова, Б.Г.Ананьева, М.С. Роговина и Г.В. Залевского, В.Н.Друкжинина. Специфика наблюдения как научного метода психологии. Методика наблю­дения. Организация и программа на­блюдения. Вербально-коммуникативные ме­тоды: беседа, интервью и анкетиро­вание. Эксперимент как один из основных методов научного исследования. Виды психологического экспери­мента. Структура психологического экспе­римента    
Тема 8 Уровень кон­кретной мето­дики исследо­вания Методика как система средств, на­правленных на достижение цели и решение задач конкретного исследо­вания. Составные части методики: 1) исходное представление об изучае­мой реальности, выраженное письменно; 2) программа исследова­ния в виде письменного перечня и описания единиц наблюдения, объективных показателей их проявления; 3) описа­ние требований к процедуре исследо­вания, к организации работы исследователя; 4) описание и фактическое наличие, например в приложении, необходи­мых средств фиксации результатов; 5) описание порядка обработки и представления фактического мате­риала.    
  Раздел 3. Виды научного исследования  
Тема 9 Классифика­ция видов на­учного иссле­дования Эмпирические и теоретические ис­следования. Виды исследований по их характеру: фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Виды исследования по цели проведения: поисковые, кри­тические, уточняющие и воспроизво­дящие. Наиболее устоявшиеся виды психологических исследований: об­зорно-аналитическое, обзорно-крити­ческое, теоретическое, эмпирическое описательное, эмпирическое объяс­нительное, методическое, экспери­ментальное.    
  Раздел 4. Этапы научного исследования  
Тема 10 Выбор темы и постановка проблемы Ознакомление с проблемой по литературным источникам Приемы самостоятельного выбора темы. Требования актуальности и но­визны темы. Научная про­блема. Научное направление. Поня­тийный словарь исследования. Те­зисы и конспектирование литератур­ных источников.    
Тема 11 Составление первоначаль­ного плана научного ис­следования Формулирова­ние цели, ги­потезы, определения задач, пред­мета и объекта исследования Простой план, его цель. Эмпириче­ские и познавательные задачи. Критерии выделения и про­верки фактов. Требования к форму­лированию гипотезы. Требования к выбору предмета исследования. Объ­ект исследования.    
Тема 12 Сбор фактиче­ского мате­риала. Стати­стическая об­работка фак­тического материала   Выбор методов или конкретной методики. Характеристика пилотаж­ного исследования. Режим и проце­дура систематического исследования. Констатирующий этап исследования. Лонгитюдное исследование. Про­блема измерений, в психолого- педагогических исследованиях. Критерии, по которым психолого-едагогические факты могут быть выражены в количественных харак­теристиках. Виды измерительных шкал. Основные приемы упорядочивания и статистической обработки результатов. Виды пере­менных. Графическое представление статистического распределения. Вычисление и представление сред­них. Коэффициент корреляции. Слу­чаи применения методов непарамет­рической статистики.    
Тема 13 Качественный анализ экспе­риментальных данных. Основные мыслительные операции Характеристика научного мышления. Анализ, синтез, сравнение, обобще­ние, ранжирование, обобщение сис­тематизация, абстрагирование, ин­дукция, дедукция. Наименование, ло­гическое генерирование, вербальное комбинирование. Методы и приемы построения в ходе научных рассуждений простых идеальных теоретических объектов. Интерпретация, номологизация, оп­ределение. Индуктивное и дедуктивное предска­зание, синтаксическое комбинирова­ние. Верификация, доказательство, объяснение.    
Тема 14 Оформление работы. Оценка практической и теоретической эффективности проведенного исследования Литературное оформление научной работы. Критерии оценки фундаментальных исследований: теоретическая актуальность, новизна, доказательность, перспективность. Значимость для прикладных исследований практической значимости, возможности и степени внедрения в практику. Формы оценки исследования: рецензии, отзывы, обсуждения, выступления на конференциях и семинарах, публикации, внедрение результатов в практику работы. Требования к составлению рецензии. Итоговая оценка научной работы.    
  Раздел 5. Этика психологического исследования  
Тема 15 Этический кодекс и принципы психологического исследования Определение этическим кодексом характера проведения исследований с участием людей и животных. Соблюдение этических норм на всех этапах исследовательского процесса. Этика как система принципов, обеспечивающих моральное поведение. Этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Обязанности психологов-исследователей. Разработка этического кодекса АРА Первый этический кодекс: США. 1953 г. (АРА, 1953). Этические принципы проведения иследования на человеке (American Psychological Association, 1973) 1. Персональная ответственность исследователя 2. Информирование испытуемых обо всех сторонах эксперимента. 3. Честность и открытость отношений между исследователем и испытуемым. 4. Уважение к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. 5. Установление четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента. 6. Защита клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. 7. Конфиденциальность информации.    
    ИТОГО:   15 недель

 

2.2. Семинарские занятия

№ темы Наименование тем занятий Содержание тем Объем в часах Неделя семестра
Тема 1 Определение и функции мето­дологии 1. Подходы к определению по­нятия «методология». 2. Специфиче­ские проблемы методологии. 3. Уровни методологии.  
Тема 2 Содержание методологии 1. Мировоззрение как составляющие методологии 2. Парадигма как составляющие методологии 3. Принцип как составляющие методологии 4. Концепция как составляющие методологии 5. Теория как составляющие методологии 6. Научный подход как составляющие методологии 7. Исследовательский метод как составляющие методологии 8. Методика как составляющие методологии  
Тема 3 Парадигмы научного ис­следования 1. Понятие парадигмы. 2. Основные виды пара­дигм 3. Естественно-научная пара­дигма (эмпиризм, эксперимента­лизм) 4. Гуманистическая парадигма (персонализм трансперсонализм) 5. Психотехническая парадигма (дея­тельностный подход, деятельная па­радигма).  
Тема 4 Общенаучные принципы
  1. Антропный принцип
  2. Принцип детерминации
  3. Принцип дополнительности
  4. Принцип инвариантности
  5. Принцип методиче­ского атеизма
  6. Принцип объективно­сти
  7. Принцип относительности
  8. Прин­цип самоорганизации
  9. Принцип сис­темности
  10. Принцип соответствия
  11. Принцип соотношения неопределен­ностей
  12. Принцип устойчивого нерав­новесия
  13. Принцип целостности.
 
Тема 5 Методологи­ческие прин­ципы органи­зации психо­логического исследования 1. Принцип детерминизма 2. Принцип единства сознания и дея­тельности 3. Принцип личностного подхода 4. Принцип развития 5. Принцип системного подхода.  
Тема 6 Основные об­щенаучные методы иссле­дования 1. Теоретические и эмпирические методы современной науки. 2. Идео­графический подход к исследованию реальности (наблюдение и фиксация единичных явлений и событий). 3. Но­мотетический подход– исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов. 4. Наблюдение. 5. Эксперимент. 6. Метод моделирования.  
Тема 7 Частнонауч­ные методы исследования в психологии 1.Проблема классификации методов психологии. 2. Классификация методов психологии С.Л.Рубингштейна 3. Классификация методов психологии Г.Д.Пирьова, 4. Классификация методов психологии Б.Г.Ананьева, 5. Классификация методов психологии М.С. Роговина и Г.В. Залевского, 6. Классификация методов психологии В.Н.Друкжинина. 7. Специфика наблюдения как научного метода психологии. 8. Методика наблю­дения. 9. Организация и программа на­блюдения. 10. Вербально-коммуникативные ме­тоды: беседа, интервью и анкетиро­вание. 11. Эксперимент как один из основных методов научного исследования. 12. Виды психологического экспери­мента. 13. Структура психологического экспе­римента  
Тема 8 Уровень кон­кретной мето­дики исследо­вания 1.Методика как система средств, на­правленных на достижение цели и решение задач конкретного исследо­вания. 2. Составные части методики: 1) исходное представление об изучае­мой реальности, выраженное письменно; 2) программа исследова­ния в виде письменного перечня и описания единиц наблюдения, объективных показателей их проявления; 3) описа­ние требований к процедуре исследо­вания, к организации работы исследователя; 4) описание и фактическое наличие, например в приложении, необходи­мых средств фиксации результатов; 5) описание порядка обработки и представления фактического мате­риала.  
Тема 9 Классифика­ция видов на­учного иссле­дования 1.Эмпирические и теоретические ис­следования. 2. Виды исследований по их характеру: фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. 3. Виды исследования по цели проведения: поисковые, кри­тические, уточняющие и воспроизво­дящие. 4. Наиболее устоявшиеся виды психологических исследований: об­зорно-аналитическое, обзорно-крити­ческое, теоретическое, эмпирическое описательное, эмпирическое объяс­нительное, методическое, экспери­ментальное.  
Тема10 Выбор темы и постановка проблемы Ознакомление с проблемой по литературным источникам 1.Приемы самостоятельного выбора темы. 2. Требования актуальности и но­визны темы. 3. Научная про­блема. 4. Научное направление. 5. Поня­тийный словарь исследования. 6. Те­зисы и конспектирование литератур­ных источников.  
Тема 11 Составление первоначаль­ного плана научного ис­следования Формулирова­ние цели, ги­потезы, определения задач, пред­мета и объекта исследования 1. Простой план научного исследования, его цель. 2. Эмпириче­ские и познавательные задачи научного исследования 3. Критерии выделения и про­верки фактов. 4. Требования к форму­лированию гипотезы. 5. Требования к выбору предмета исследования. 6. Объ­ект исследования.  
Тема 12 Сбор фактиче­ского мате­риала. Стати­стическая об­работка фак­тического материала   1. Выбор методов или конкретной методики. 2. Характеристика пилотаж­ного исследования. 3. Режим и проце­дура систематического исследования. 4. Констатирующий этап исследования. 5. Лонгитюдное исследование. 6. Про­блема измерений, в психолого- педагогических исследованиях. 7. Виды измерительных шкал. 8. Основные приемы упорядочивания и статистической обработки результатов. 9. Виды пере­менных. 10. Графическое представление статистического распределения. 11. Вычисление и представление сред­них. 12. Коэффициент корреляции. 13. Слу­чаи применения методов непарамет­рической статистики.  
Тема 13 Качественный анализ экспе­риментальных данных. 1. Основные мыслительные операции. Характеристика научного мышления. Анализ, синтез, сравнение, обобще­ние, ранжирование, обобщение сис­тематизация, абстрагирование, ин­дукция, дедукция. 2. Наименование, ло­гическое генерирование, вербальное комбинирование. 3. Методы и приемы построения в ходе научных рассуждений простых идеальных теоретических объектов. 4. Интерпретация, номологизация, оп­ределение 5. Индуктивное и дедуктивное предска­зание, синтаксическое комбинирова­ние. 6. Верификация, доказательство, объяснение.  
Тема 14 Оформление работы. Оценка практической и теоретической эффективности проведенного исследования 1. Литературное оформление научной работы. 2. Критерии оценки фундаментальных исследований: теоретическая актуальность, новизна, доказательность, перспективность. 3. Значимость для прикладных исследований практической значимости, возможности и степени внедрения в практику. 4. Формы оценки исследования: рецензии, отзывы, обсуждения, выступления на конференциях и семинарах, публикации, внедрение результатов в практику работы. 5. Требования к составлению рецензии. Итоговая оценка научной работы.  
Тема 15 Этический кодекс и принципы психологического исследования 1.Определение этическим кодексом характера проведения исследований с участием людей и животных. 2. Соблюдение этических норм на всех этапах исследовательского процесса. 3. Этика как система принципов, обеспечивающих моральное поведение. 4. Этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. 5. Обязанности психологов-исследователей. 6. Разработка этического кодекса АРА Первый этический кодекс: США. 1953 г. (АРА, 1953). 7. Этические принципы проведения исследования на человеке (American Psychological Association, 1973) 8. Этический принцип персональной ответственности исследователя 9. Этический принцип информирования испытуемых обо всех сторонах эксперимента. 10. Этический принцип: честность и открытость отношений между исследователем и испытуемым. 11. Этический принцип уважения к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. 12. Этический принцип установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента. 13. Этический принцип защиты клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. 14. Этический принцип конфиденциальности информации.  
      15ч. 15 недель

 

2.4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

 

№№ п.п. Наименование тем и содержание заданий для СРМП Формы проведения Объем в часах Неделя семестра
Тема 1 Определение и функции мето­дологии Анализ введения книгиАллахвердян А.Г., Мошкова Т.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М.: Феникс, 1998. – 312с. –С. 3-27 Методологический семинар  
Тема 2 Содержание методологии Коллективный анализ статьиХомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. / Вопросы психологии, 1997, № 3. – С. 112-125 Методологический семинар  
Тема 3 Парадигмы научного ис­следования Коллективное составление сравнительной таблицы «Парадигмы научного исследования» Коллективный анализ  
Тема 4 Общенаучные принципы Составление коллективного проекта «Общенаучные принципы исследования» По гл.6Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.- С.92-125 Защита проекта  
Тема 5 Методологи­ческие прин­ципы органи­зации психо­логического исследования Анализ гл. 6.2 книги Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.- С.125-130. Подбор примеров из научных исследований Мини-зачет, обмен мнениями  
Тема 6 Основные об­щенаучные методы иссле­дования Коллективное составление сравнительной таблицы «Идео­графический и номотетический подходы к исследованию психической реальности» Диспут  
Тема 7 Частнонауч­ные методы исследования в психологии Выполнение упражнений 12.1-12.3 из книги Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. – С. 450-452     Мини-зачет  
Тема 8 Уровень кон­кретной мето­дики исследо­вания Анализ авторефератов диссертаций по психологии с позиций применения методов исследования Отчет  
Тема9 Классифика­ция видов на­учного иссле­дования Анализ авторефератов диссертаций по психологии с позиций определения вида исследования Отчет  
Тема10 Выбор темы и постановка проблемы Обоснование темы собственного научного исследования магистрантов Ознакомление с проблемой по литературным источникам Подготовка обзора литературы по теме собственного научного исследования магистрантов Мини-конференция  
Тема 11 Составление первоначаль­ного плана научного ис­следования. Формулирова­ние цели, ги­потезы, определения задач, пред­мета и объекта исследования Подготовка научного аппарата собственного научного исследования магистранта Мини-конференция  
Тема 12 Сбор фактиче­ского мате­риала. Стати­стическая об­работка фак­тического материала Выполнение упражнений 4.1-4.5 из книги Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. гл.2. Этика психологического исследования.- С. 169-170 Мини-зачет  
Тема 13 Качественный анализ экспе­риментальных данных. Выполнение упражнений 5.1-5.3 из книги Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. гл.2. Этика психологического исследования.- С. 201-203 Мини-зачет  
Тема 14 Оформление работы. Оценка практической и теоретической эффективности проведенного исследования Коллективный анализ и обсуждение авторефератов научных психологических исследований Методологический семинар  
Тема 15 Этический кодекс и принципы психологического исследования Анализ к/ф «Эксперимент» с позиций соблюдения этических принципов психологического исследования Коллективная дискуссия  
  ИТОГО:   30. 15 недель

 

2.5. Самостоятельная работа студентов

 

№№ п.п. Наименование тем и содержание заданий для СРМ Формы контроля Объем в часах Неделя семестра
Тема 1 Определение и функции мето­дологии Тезисное конспектирование гл. 1.1. книги Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С.8-11 Мини-зачет  
Тема 2 Содержание методологии Конспект гл.2.2. книгиВасилюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии: МГППУ, Смысл, 2003. – 240с. –27- 45 Мини-зачет  
Тема 3 Парадигмы научного ис­следования Кноспект статьи (на выбор) 1. Сарсенбаева Л.О. Методологические проблемы современной психологической науки. Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, право, культура в эпоху общественных пребразований» АФСПб ГУП, г.Алматы, 2011, с.286-290 2. Сарсенбаева Л.О. Методологические основы современного сихологического исследования. Материалы Международной научно-практической конференции «Современные научные достижения» Прага, 27 января- 5 февраля 2011. – С. 32-34 Мини-зачет  
Тема 4 Общенаучные принципы Тезисное конспектирование главы 1.3 книгиТютюник В. Основы психологических исследований. М.: «Психология», 2002. – 208с.- С.17-23 Мини-зачет  
Тема 5 Методологи­ческие прин­ципы органи­зации психо­логиче­ского исследования Аналитическое эссе «Соотно­шение общенаучных и частно научных психологических принципов исследования»    
Тема 6 Основные об­щенаучные ме­тоды иссле­дования Написание аналитического эссе Мини-зачет  
Тема 7 Частнонауч­ные методы ис­следования в психологии Конспект гл. 1.4. книги Тютю­ник В. Основы психологиче­ских исследований. М.: УМК «Психология», 2002. – 208с.- С.17-23 Мини-зачет  
Тема 8 Уровень кон­кретной мето­дики исследо­вания Конспект гл. 1.5. книги Тютю­ник В. Основы психологиче­ских исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С.47-50 Мини-зачет  
Тема9 Классифика­ция видов на­уч­ного иссле­дования Контент-анализ по теме за по­следние 5 лет Контент-анализ  
Тема10 Выбор темы и постановка проблемы Ознакомление с проблемой по литературным источникам Анализ периодической печати (научных журналов по психо­логии, монографий, материалов научных конференций) за по­следние 5 лет с позиций опре­деления актуальных направле­ний научных исследований по психологии Аналитический отчет  
Тема 11 Составление первоначаль­ного плана научного ис­следования Формулирова­ние цели, ги­по­тезы, определения задач, пред­мета и объекта исследования Анализ методологического ап­парата диссертаций Аналитический отчет  
Тема 12 Сбор фактиче­ского мате­риала. Стати­стическая об­ра­ботка фак­тического мате­риала Конспект гл.9 книги Гудвин Дж. Исследование в психоло­гии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. гл.2. - С. 310-341 Мини-зачет  
Тема 13 Качественный анализ экспе­риментальных данных. Анализ монографий по психо­логии с позиций применения операций научного мышления и методов качественного анализа экспериментальных данных Аналитический отчет  
Тема 14 Оформление работы. Оценка практической и теоретиче­ской эффективности прове­денного исследования Анализ диссертационных ис­следований с точки зрения практической и теоретической эффективности Аналитический отчет  
Тема 15 Этический кодекс и прин­ципы психологического ис­следования Конспект Гудвин Дж. Исследо­вание в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. гл.2. Этика психо­логического исследования. С.57-70 Мини-зачет    
  ИТОГО     15 недель

 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

3.1.Список рекомендуемой литературы

 

Основная литература

 

  1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с.
  2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.:МГППУ, Смысл, 2003. – 240с.
  3. Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.
  4. Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.

 

Дополнительная литература

 

  1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Т.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М.: Феникс, 1998. – 312с.
  2. Волков Б.С.Методология и методы психологических исследований. М., 2005
  3. Гальперин П.Я. О предмете психологии // Вопросы психологии 2002 №5 с.4-13
  4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2003.- 271с.
  5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психологи я: учеб. для вузов.. -2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.-318 с.
  6. Зароченцев К.Д.Экспериментальная психология: учебник. - М.: Проспект, 2005.-208 с.
  7. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. Спб., 2004
  8. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М., 2002
  9. Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. М., 1983.
  10. Наследов А.Д. Математические методы исследований в психологии. Спб., 2003
  11. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учеб. пособие/ В.В. Никандров. -СПб.: Речь, 2003.-57 с.
  12. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Спб.: Речь, 2003. – 477с.
  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 2002
  14. Руденко А.М. Экспериментальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 284с.
  15. Сарсенбаева Л.О. Методологические проблемы современной психологической науки. Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, право, культура в эпоху общественных пребразований» АФСПб ГУП, г.Алматы, 2011, с.286-290
  16. Сарсенбаева Л.О. Методологические основы современного психологического исследования. Материалы Международной научно-практической конференции «Современные научные достижения» Прага, 27 января- 5 февраля 2011. – С. 32-34
  17. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии, 1997, № 3.-С.112-125
  18. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях/ А.И. Худяков. -СПб.: Питер, 2008.-313 с.
  19. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.: 1984, с. 103-176.

Справочная литература

  1. Психология: энцикл. слов./ В.А. Бачинин. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.-271 с.
  2. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь/ А.Л. Свенцицкий. -М.: Проспект, 2009.-511 с.

 

Нормативная литература

 

Интернет-источники

 

www.aquarun.ru/library/psih Акварун. Электронная библиотека

http://www.bookap.by.ru/ BOOKAP - библиотека психологической литературы

http://www.consult.pu.ru/ Психологический центр факультета психологии СПбГУ

http://www.flogiston.ru/ Обширная психологическая библиотека

http://www.karpowww.narod.ru/ KarpoWWW - Популярная психология

Описание: Статьи и книги по психологии, компьютерные программы, тесты, практика.

http://www.learnspss.ru/ Быстрая и профессиональная обработка данных психологических исследований

http://www.psi.webzone.ru/ Психологический словарь

http://psyberia.ru/ Psyberia.ru

http://psychology.net.ru/ Мир Психологии

http://www.psychology-online.net/ Psychology OnLine.Net - научная и популярная психология: история, теория, практика

http://www.semeyaltair.narod.ru/ Психологический журнал " PSYCHE 21"

http://www.voppsy.ru/ Журнал "Вопросы психологии"

 

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Подходы к определению по­нятия «методология».

  1. Уровни методологии.
  2. Парадигма как составляющие методологии
  3. Принцип как составляющие методологии
  4. Концепция как составляющие методологии
  5. Теория как составляющие методологии
  6. Научный подход как составляющие методологии
  7. Исследовательский метод как составляющие методологии
  8. Методика как составляющие методологии
  9. Понятие парадигмы.
  10. Основные виды пара­дигм
  11. Естественно-научная пара­дигма (эмпиризм, эксперимента­лизм)
  12. Гуманистическая парадигма (персонализм трансперсонализм)
  13. Психотехническая парадигма (дея­тельностный подход, деятельная па­радигма).
  14. Антропный принцип
  15. Принцип детерминации
  16. Принцип дополнительности
  17. Принцип инвариантности
  18. Принцип методиче­ского атеизма
  19. Принцип объективно­сти
  20. Принцип относительности
  21. Прин­цип самоорганизации
  22. Принцип сис­темности
  23. Принцип соответствия
  24. Принцип соотношения неопределен­ностей
  25. Принцип устойчивого нерав­новесия
  26. Принцип целостности.
  27. Принцип детерминизма
  28. Принцип единства сознания и дея­тельности
  29. Принцип личностного подхода
  30. Принцип развития

32. Принцип системного подхода

33. Теоретические и эмпирические методы современной науки.

34. Идео­графический подход к исследованию реальности

35. Но­мотетический подход к исследованию психической реальности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных