ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие личности в дифференциальной психологии.Общим содержанием предмета дифференциальной психологии являются различия между людьми и группами людей. Задачи: 1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры. 2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются 3. выявление факторов, лежащих в основе индивидуально – психологических различий. Исследование личности в дифференциальной психологии связано с разработкой измерительных процедур таких как: тесты, опросники, проективные методики, объективные методы. Выбор метода определяется задачами. Выделяют два основных направления исследований индивидуальных различий: I. Отличительные признаки людей друг от друга II. Анализ индивидаульных различий. Отличительные признаки людей Первое направление связано с изучением структуры психологических свойств, для дальнейшего сравнительного анализа. Велись дискуссии по поводу по данному вопросу. Например, положение Г. Олпорта свидетельствует о чертах личности, которые делают невозможным сравнение между людьми. Кеттелл, возражая Олпорту, подчеркивал, что проблема уникальности не является специфической особенностью исследований личности, приводил пример, что даже атомы водорода неидентичны, а их изучают. Основным результатом исследований личности в дифференциальной психологии стали разнообразные модели психических свойств личности: темперамент, интеллект, характер, а так же соответствующие методы измерений. В дифференциальной психологии выделяют индивидуально – психологические различия. Подходы к выделению психологических характеристик личности, имеющих индивидуальные различия: 1. Биологический. В российской психологии Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын (1966) ориентировались на биологических подход, в основу которого были положены представления И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Акцент в исследованиях был сделан на изучение основных свойств нервной системы Содержание основных свойств нервной системы
К этому направлению относятся концепции Г. Айзенка Ханс Дж.Айзенк был убежден, что социологическая теория может мало помочь пониманию и искоренению асоциального поведения. Х. Айзенк предполагал, что противоправное поведение является результатом взаимодействия между определенными условиями окружения и свойствами нервной системы. Утверждения о том, что преступления вызывают социальные условия, такие как бедность, плохое образование, безработица, так же неточны, как наследственные и биологические объяснения. Х, Айзенк предположил, что различные комбинации нейробиологических, личностных факторов и факторов окружения вызывают различные типы преступления. Личностными факторами деликвентности считал экставерсию, нейротизм, психотизм. Считал, что у респондентов с высокими оценками экстраверсии поведение ориентировано на поиск новых, острых ощущений. Интроверты избегают многочисленных социальных контактов и труднее усваивают новые формы поведения. Люди с высоким уровнем нейротизма склонны к тревожности, а высокая тревожность действует как побуждение, которое усиливается с появлением привычки. Автор теории не считал, что люди рождаются преступниками, он полагал, что некоторые люди появляются на свет со свойствами нервной системы, отличающимися от свойств нервной системы обычных людей. Исследования о девиации личности были связаны с экстраверсией и нейротизмом, которые составляли основу концепции[22, c. 68-75]. Представители генетической теории все более склоняются к выводу, что генетические факторы определяют своеобразие индивидуальных различий, которые в совокупности с социальными факторами и средовыми явлениями образуют паттерны асоциального поведения. По Айзенку: Личность – Психотизм – Экстраверсия – нейротизм – Интеллект: Психотизм, экстраверсия и нейротизм являются основой темперамента. 2. Другим подходом к выделению психологических характеристик, имеющих выраженные индивидуальные различия это Теория черт. Предположение, что психологические особенности личности могут быть описаны с помощью устойчивых, проявляющихся в разных ситуациях психологических черт. Одной из первой структурных моделей является 16 – ти факторная модель личности, разработанная Кеттеллом. II Анализ индивидуальных различий. В рамках этого направления исследовались группы людей, выделенных по разным основаниям и решались вопросы об источниках индивидуально – психологических различий. К числу оснований для выделения групп является половая принадлежность. Например, различия между полами по некоторым психологическим свойствам: 1. Мальчики превосходят девочек по агрессивности начиная с 2 – х летнего возраста 2. Эмоциональнотсь, измеряемая разными методами также демонстрирует половые различия. Мальчики и мужчины более эмоционально стабильны, меньше подвержены страхам, менее тревожны. 3. Начиная с 2 – х летнего возраста девочки демонстрируют более высокий уровнь вербальных способностей, их речь более правильная. К началу школьного возраста эти различия перестают быть достоверными, они появляются после начальной школы и выражаются в беглости речи. В подростковом возрасте появляются выраженные различия по пространственным и математическим способностям. Перечисленные характеристики не зависят от особенностей ситуации, уровня образования, т. е. они носят устойчивый характер. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|