Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности».




I.Индивид и личность (Леонтьев)

Человек на свет рождается уже человеком. У человеческого зародыша есть в генах все природные предпосылки для развития собственных качеств и признаков. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможнотсь развития интеллекта и т. д. и младенец этим отличается от детеныша животного. Т. о. доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид.

Изучая психические процессы, научная психология рассматривает субъекта, а когда хотим подчеркнуть отличие от других представителей вида Homo sapiens, то имеем виду индивида.

Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, которые возникают на ранних этапах развития жизни. Индивид – это продукт биологической эволюции. Формирование индивида идет прижизненно, при взаимодействии со средой, следовательно, могут изменяться потребности, регулирующие поведение.

Под личностью обозначается системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении. Личность – это качество индивида.

Как я уже говорила, что мы безошибочно говорим о новорожденном ребенке, что это индивид, но не говорим о личности новорожденного. Это индивиды с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Все мы знаем, что есть спокойные и неспокойные дети, т. е. разные. Это и есть первое различие между индивидом и личностью.

Различия между индивидом и личностью:

1. Различения понятия индивида и понятия личности. Человек рождается индивидом, меняется в качестве индивида и продолжает сохранять свои черты как индивид на протяжении всей жизни. И на протяжении жизни, развивая индивидуальные особенности, черты, идет процесс формирования личности и развитие личности.

2. Сущность личности лежит в совокупности всех общественных отношений, в которых и порождается личность.

II. Индивидуальность и личность (Слободчиков, Исаев)

Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Но эти понятия не совпадают, т. к. существует два различных процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных норм в обществе, функций и ролей, правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Становление индивидуальности это процесс самоопределенности, обособленности личности, уникальности и неповторимости. Индивидуальность творчески проявляет себя в жизни. Различия между понятием «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны духовной жизни. Когда говорим о личности, то применяем слова: сильная, независимая, энергичная, тем самым подчеркивая деятельную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы говорим: яркая, творческая, неповторимая. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из многообразия ролей, связей с другими выделяет свое собственное, подлинное Я.

Если личность – это определенность позиций человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни.

Если личность возникает во встрече с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, поэтому индивидуальность предполагает рефлексию.

III. Личность как субъект деятельности (Ананьев)

Субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности отличается от субъекта поведения. Основной предметной деятельностью человека является труд, на базе которого возникли игра и учение.

Человек стремится к согласованию внешней и внутренней деятельнотси. В процессе общественной жизни передается опыт, деятельность и социальная регуляция деятельности. Как общество, так и сам человек регулирует свою деятельность. Общество определяет формы деятельности индивида, а личность вырабатывает свои индивидуальные формы и связывает все это в деятельность.

Личность как субъект деятельности формирует целостность производственных, социальных, экономических и т. д. элементов.

Для всех людей, живущих в обществе, труд обязателен, но каждый по - разному относится к труду, кто – то позитивно, кто – то нет.

Личность как субъект деятельности может приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретной деятельности.

Личности как субъекту деятельности свойственны индивидуальные способности: способность к организации времени, способность программировать будущую деятельность, предвидеть ее события, определять ритмы деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных