Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общее представление о развитии личности. В отечественной психологи принято считать, что развитие личности происходит 1




В отечественной психологи принято считать, что развитие личности происходит 1. в процессе социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то с первых дней он окружен себе подобными, включен в социальное взаимодействие. Первый социальный опыт получает в рамках своей семьи еще до того как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. Это процесс социализации. Процесс связан с общением и совместной деятельностью.

Процесс социализации, а следовательно процесс формирования личности осуществляется в рамках социальных институтов. Важнейшим институтом является семья, где закладываются основы личности.

В психологии принять подразделять на первичную и вторичную социализацию (приобретение знаний, которые связаны с разделением труда). Конечной целью социализации является формирование индивидуальности.

2. Следующий вопрос, который рассматривает развитие личности является вопрос рассмотрения устойчивости личностных свойств. Именно устойчивость личностных свойств и определяет последовательность действий личности, ее поведение.

Становление и развитие личности в онтогенезе. (Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе)

В процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают новые образования, которые не сводятся к элементарным психическим функциям.

Эти новые образования представляют собой интегративные системы, в которые входят и менее сложные психические функции. Именно эти образования определяют поведение, отношение к окружающему миру и к себе.

Каждая психологическая функция (восприятие, мышление, память) имеют свою логику развития.

В процессе онтогенетического развития на смену восприятия, доминирующего в младенческом возрасте, выдвигаются другие психические функции: память, мышление. Эти выделившиеся функции подчиняют себе остальные, определяя тем самым характер детского сознания.

Формирование личности должно идти таким образом, чтобы познавательные процессы и нравственные чувства, мотивы, воля (аффективные процессы), контролируемые и неконтролируемые сознанием, выступали бы во взаимосвязи.

Основные ступени развития человека: (Слободчиков, Исаев. Психология равития)

1. Родовой кризис. Человеческая жизнь начинается с кризиса рождения. В первые дни после рождения жизнь ребенка представляет переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Основное время проводит во сне. Поведение состоит из небольшого числа элементарных рефлексов. Они составляют последующее развитие. К моменту рождения ребенок обладает элементарной психикой, способен ощущать- видит и слышит, различает вкус и запах, чувствует прикосновение, боль. Есть первичные потребности в пище, тепле, движении. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции, его развитие резко замедляется. Уход за ребенком выступает как решающее условие его жизни, т. к. он не в состоянии сам удовлетворить потребности. Происходит развитие через других, взрослых – это основной принцип жизнедеятельности ребенка.

2. Новорожденность (3 недели – 3,5 месяца). Совершенствуется пищеварение и терморегуляция, происходит формирование новых реакций и схем поведения (реакция на влажность, холод…). Новорожденные становятся более внимательны к окружающему миру, узнают близких. На 3-4 неделе появляется зрительное сосредоточение на лице близкого взрослого. Интенсивно развивается зрительное восприятие: яркие предметы вызывают фиксацию его взора. Начинает рассматривать свою руку. После трех месяцев появляется координация поведения. Если ребенку положить в руку предмет, то он будет его рассматривать, брать в рот. В этом периоде можно наблюдать проявления мышления. Например, он понимает, что его сейчас будут кормить. Набор эмоциональных состояний ограничен: ощущение благополучия (открытая улыбка); ощущение дискомфорта;

Наблюдаются социальные реакции (мимика и коммуникативный компонент- спокойная реакция на говорящего взрослого, начинает реагировать на запрещающие и разрешающие интонации).

3. Раннее детство (1,3 – 3 года). Взрослый выступает не как носитель общественного опыта действий, но и как организатор. Социальная ситуация выражается: Ребенок – предмет – Взрослый. Интересы ребенка переносятся в область овладения действий с предметами. Освоение предмета происходит в ходе подражания. Достижения ребенка в раннем детстве: достигает взаимопонимания со взрослыми, интенсивно развивается субъективизм ребенка. Способен контролировать движения собственного тела (управлять им при ходьбе). Идет интенсивное познавательное развитие ребенка: развиваются умственные способности: формируется целенаправленное восприятие, наглядно – действенное мышление, происходит становление внутреннего плана действий, плана представлений. Складывается речь ребенка. Возникает устойчивый интерес к другим детям.

4. Дошкольное детство (3 – 6,5лет). Возникает игра из – за невозможности реализовать желание действовать как взрослый в самостоятельном социальном поведении. На фоне игры открывает наличие переживаний, формируются чувства, этические нормы, связанные так же с изменением характера взаимоотношений со взрослыми. В 6 – 7 лет появляется осознание своего социального Я. При развитии наглядно – образного мышления осуществляет решение задач в уме посредством оперирования образами и представлениями. Произвольными становятся процессы восприятия, внимания, памяти. Появляется новая форма речи – сообщение в виде монолога.

5. Отрочество (7 – 14 лет). Стадия отрочества совпадает с обучением в начальной школе. В школе возникает новая структура связей и отношений с действительностью. Появляется позиция: Учитель – Ребенок. В учебной деятельности под руководством учителя оперирует научными понятиями. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану. Внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

Характерной чертой подростка является противоречивость поведения. Это проявялется в том, что чрезмерная активность может привести к изнурению, веселость сменится унынием. Происходят анатомо – физиологические изменения и это тоже отражается на психическом развитии. Когнитивное развитие: развиваются способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы. Теоретическое мышление позволяет подростку овладеть внутренней рефлексией. Формируются способности и потребности познать себя. Открытие собственного Я, поиск своего места в человеческих отношениях – основное событие, открывающее кризис творчества.

6. Юность (14 – 18 лет) – период завершения физического созревания. Это завершающий этап первичной социализации, это период самоопределения, в основе самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Появляется интерес к теории, к самостоятельному поиску учебно – теоретических проблем. В данный период идет формирование жизненных планов. Из мечты может вырисовываться план действий.

7. Кризис юности (17 – 21). С окончанием школы происходит встреча идеальных жизненных планов с социальной реальностью. Вступают в самостоятельную жизнь в обществе. В силу недостаточности жизненного опыта путают идеалы с иллюзиями. В поведении проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, чувством непонятости, представлением о собственной неполноценности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных